С нами 17173 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Соотношение патриотизма и толерантности в воспитании подрастающего поколения"
Наталья Плутова   13.02.2014   3419   0   ФГОС
CООТНОШЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ  И ШКОЛЫ
 
Плутова Н.В.,
заместитель директора
по воспитательной работе
МКОУ СОШ № 24 г. Дзержинска
Нижегородской обл.
 
Россия -  страна с уникальными историческими, культурными и духовными традициями, которая вовсе времена являла миру примеры самоотверженного патриотизма, милосердия и величия духа всех народов нашей многонациональной державы.
Увы, нетерпимость к другим всё чаще затрагивает школу, проникая через средства массовой информации, социальное окружение детей. Ксенофобия, националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространённым явлением в детской среде. Порой странно и даже страшно замечать всё это в наших детях. Странно потому, что мы живём в стране, которая в прошлом веке заплатила непомерно много, чтобы этого не повторилось. Страшно потому, что именно эти массовые настроения используют те, кто в борьбе за «чистоту» национальной культуры улиц и городов готов унижать и даже уничтожать людей с «ни тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой.
Возникает вопрос: может ли школа как-то препятствовать  этому? Да, может и обязана.
Являясь  социальным институтом, школа выполняет заказ государства и родительской общественности на образовательную деятельность.
Современный национальный воспитательный идеал трактуется государством следующим образом:
«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.»
Из послания президента России
Федеральному собранию РФ от 05.11.2008г.
Приоритетным направлением работы  МКОУ СОШ № 24 уже много лет является патриотическое. В своем выступлении я хочу представить опыт работы, который мы имеем на данный момент по проблеме соотношения патриотизма и толерантности в образовательной деятельности школы. А проблему можно обозначить так: воспитывая в детях патриотизм, не воспитываем ли мы подспудно и чувство национальной исключительности; воспитывая в детях  толерантность к иным культурам, не воспитываем ли мы равнодушие ребёнка к своему собственному Отечеству?
Как выстроить взаимодействие с родителями по данному вопросу?
Отвечу по порядку.
Исходя из социального заказа государства на идеал в воспитании, анализируя свои ресурсы, в 2008 году педагоги школы разработали программу развития воспитания «Мы – будущее России».
Ведущая идея программы «общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать  важной ведущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодёжи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности».
Основные приоритеты программы:
  1. Развитие общей культуры личности.
  2. Формирование гражданственности.
  3. Воспитание патриотизма.
  4. Воспитание толерантности.
  5. Воспитание отношения к семье как основе жизни.
Программа создана в рамках международного общественного движения «Добрые Дети Мира» и реализуется через проектную деятельность  в течение 5 лет по проектам:
«Фестиваль добрых дел» 2008 – 2009;
«Лучший социальный проект» 2009 – 2010;
«Искусство. Культура. Творчество» 2010 – 2011;
«Никто не забыт, ничто не забыто» 2011 – 2012;
«Выше, быстрее, сильнее» 2012 – 2013.
Проекты работают по следующим направлениям:
Духовно-нравственное;
Историко-нравственное;
Гражданское;
Военно-патриотическое;
Социально-патриотическое;
Героико-патриотическое;
Спортивно-патриотическое.
Основными формами деятельности являются  учебная, внеучебная по предмету и внеклассная воспитательная работа.
Программа определяет содержание модели  развития системы нравственного воспитания школьников и направлена на дальнейшее формирование нравственного сознания подрастающего поколения как важнейшей ценности, одной из основ духовного здоровья и единства общества.
Критерием границ толерантности и патриотизма в программе можно считать права человека и его духовно-нравственный уровень, которые возвышаются над всеми культурными особенностями и различиями.
Вся работа проводится по технологии сотрудничества всех участников образовательного процесса с привлечением родительской общественности, представителей общественных организаций, сотрудничества с различными ведомствами, СМИ.
Взаимодействие с родителями по программе имеет три составляющие: информирование, практическое взаимодействие,  педагогическое корректирование.
Первая составляющая предполагает обмен информацией о том, что может школа предложить родителям в своей образовательной деятельности, исходя из своих ресурсов. Родители высказывают свои пожелания (формируют заказ) на образование своих детей. Ежегодно при моделировании учебного плана уточняем этот заказ  по вариативному разделу плана (факультативы, групповые занятия, элективные курсы), а так же учитываем заказ на организацию дополнительного образования. В результате образовательная программа школы содержит:
На первой ступени предметы: Нижегородская сторона, гражданское образование, история.
На второй ступени предметы: религии России, русская словесность, история русого языка в школе,  историческое краеведение, географическое краеведение.
На третьей ступени предметы: история российской цивилизации.
Реализация программ дополнительного образования «Истоки» (духовно-нравственной направленности), «Вокальная группа», «Бумажная пластика»(художественной направленности), «Архивариус» (туристско-краеведческой направленности), «Юный разведчик» (социально-педагогической направленности, составляющей программы является знание истории России, основ православия), «Сапсан»(военно-патриотической направленности).
Ядром программы является культорологический цикл, в  котором особое место занимает язык, литература, история, обществознание. Знания об исторических корнях многонационального, многоконфессионального Отечества, своего края, осознание значимости этих знаний как личностно-целостных – задача большинства вышеназванных предметов. Предметное содержание вышеуказанных дисциплин в первую очередь влияет на формирование самосознания, в том числе национального.
Естественно информирование идёт о способах, формах и методах, которые используются в образовательном процессе и об итогах деятельности.
Вторая составляющая  - работа с родителями. Опыт практического взаимодействия с родителями  за несколько лет реализации программы уже достаточно большой. Представлю лишь некоторые мероприятия:
«Вижу мир добрыми глазами» акция в рамках проекта «Фестиваль добрых дел»;
«Волшебство родного очага» - выставка творческих работ детей и родителей
Заседания семейного клуба «Оберег»;
Масленица (традиционное школьное мероприятие);
Конкурс семейных газет «Увлечения моей семьи»;
Тематические родительские собрания по духовно-нравственному воспитанию «Как наказать ребёнка, чтобы не вызвать агрессию», «Конфликты, конфликты, конфликты» и другие.
Стремление и способность показать себя в делах, проявить волевые качества в отстаивании своей чести, чести школы, семьи, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявлять глубокую заинтересованность в сохранении окружающего мира, всё то, что проявляется в совместной деятельности детей, родителей, педагогов по программе.
В качестве третьей составляющей мы предполагаем корректное устранение изъяно,  выявленных в ходе образовательной деятельности – это тоже совместная работа педагогов школы и родителей. И многое здесь зависит от такта и знаний практической психологии педагогами школы, а так же желания и последовательности в действиях родителей.
Отвечая на вопрос, есть ли противоречия или проблемы в соотношении воспитания патриотизма и толерантности подрастающего поколения, мы однозначно говорим: «Для наших родителей и педагогов уже давно – это две стороны одной медали».
Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка и его счастье в мирном мире.
Известный философ Сенека сказал: «кто  не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ