Статья "ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ "
В незапамятные времена, когда наше общество активно уничтожало все, что связано с партией, комсомолом и пионерской организацией, было выброшено за ненадобностью и такое уникальное явление, как тимуровское движение. Но то, что так легко забывают взрослые, дети, порой неосознанно, возрождают. Уважение и любовь к первому учителю остается у ребенка на всю жизнь, когда он, будучи уже взрослым, продолжает чувствовать, что он небезразличен. Переход от начального этапа обучения к среднему не бывает болезненным для тех учащихся, кто психологически подготовлен к новой ступени в школьной жизни. Для пятиклассников важно осознавать, что, став взрослыми, они могут оказать своему учителю существенную помощь в проведении мероприятий для первоклассников. В нашей школе связь младшего и среднего звена поддерживается некоторыми классами. Мы называем ее тьюторской деятельностью, так как с английского языка слово «tutor» переводится как «защитник», «опекун». Подобная тьюторская деятельность учащихся способствует созданию творческой атмосферы между младшими и старшими школьниками. Тьюторская деятельность имеет несколько направлений: спортивное, трудовое и досуговое.
Разнообразные мероприятия, которые проводится для учащихся младшего звена, заставило искать новые формы общения с малышами. Возможности компьютера расширяются с каждым днем. И если еще совсем недавно далеко не все взрослые смело садились за стол, то сегодня нередкая картина, когда ребенок, не умеющий читать и писать, свободно справляется с игровыми программами. И конечно, очень важно, чтобы компьютер не остался для учащихся просто игрушкой, а способствовал интеллектуальному развитию. Познавательных компьютерных игр много. Но гораздо приятнее создать то, во что потом с удовольствием будут играть другие. Так родилась идея создания серии компьютерных игр, направленных на развитие интеллектуально-познавательных интересов, которые проводятся в компьютерном классе под моим руководством.
Учащиеся подшефного класса – народ непростой. Почти все успевают на «4» и «5», в классе много отличников. Но не все учащиеся знакомы с компьютером. Поэтому первоначально учащиеся 7 класса составили викторины с вариантами ответов и обучили командиров групп выделению правильного ответа на поставленный вопрос. Проводились игры с приглашением родителей, к ним малыши могли обратиться в случае затруднения. За компьютером с каждой группой всегда находился один из участников 7 класса. Но не подсказывал, а лишь помогал в работе. Когда третьеклассники свободно владели навыками выбора, они уже на скорость решали предложенные им задания на разные темы. Вопросы составлялись после изучения литературы по определенной тематике. Подшефный класс был поделен на 5 творческих групп: 1) История Новоаганска; 2) Культура коренных народов; 3) Экология; 4) Государственная символика; 5) Наши права и обязанности. Каждая творческая группа, возглавляемая ребятами 7 класса, готовила 20 вопросов для других команд. Малышам такая работа очень понравилась. Первоначальные тесты были созданы средствами Microsoft Office Word. Подводились итоги сразу после игры. Но малыши - народ нетерпеливый, всегда волнуются за свои успехи. И не хотят ждать, когда все проверят и подсчитают. Кроме того, им иногда кажется, что ученики 7 класса кому-то лишние ответы зачли, а у кого-то пропустили правильный. Таким образом, мы с учащимися 7 класса пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать игру. Познакомив 7 класс с возможностями современных ИКТ, мы вместе провели исследовательскую работу по усовершенствованию тестового опроса с помощью возможностей Microsoft Office Power Point и языка программирования Visual Basic. При завершении обдумывания и ввода ответов в конце каждого компьютерного мультимедийного теста производится автоматическая проверка ответов, и каждый тестирующий индивидуально получает информацию о вопросах, на которые он ответил неверно, допустил ошибку при выборе ответов. Тестируемый сразу видит свой результат и может проанализировать свои ошибки, не откладывая до следующего раза.
Исследовательская работа стала важным этапом в школьной жизни 7 класса. Знания истории, культуры, экономики родного края делают человека богаче, щедрее. Но когда человек делится своими знаниями с другими, он становится ответственным за точность информации. Это учит внимательному отношению к слову. Особенно это становится важным при общении с малышами. Четырнадцатилетним подросткам свойственно снисходительное отношение к младшим школьникам. Совместная работа с младшими школьниками научила уважительному отношению к тем, кто моложе. Без владения новых современных информационных технологий сегодня нельзя считать информационно - культурным человеком. В повседневной жизни компьютерные технологии все больше проникают в деятельность человека. Работа над проектом расширила познания, предоставила возможность совершенствовать свои практические навыки. Кроме того, исследование предлагает учителям-предметникам использование данной работы при проверке знаний и умений учащихся по любой теме. Тестовые задания, разработанные учениками, повышают логическое мышление и познавательные интересы.
Данное исследование является одной из форм помощи учителю в изучении конкретной темы «Знай и люби свой край!». Живя в замечательном Югорском крае, учащиеся 7 класса вместе с малышами изучили много литературы о природе, культуре, истории, экологии и обобщили свои знания в итоговой игре.
Итоговую игру в прошлом учебном году посвятили нашему родному краю – Югре: ее истории, ее природе, обычаям и культуре коренных народов.
Главный автор исследования, в течение трех лет являясь участником международной олимпиады «Эрудиты планеты», разработал серию компьютерных игр для младших школьников по нескольким темам «Наш Край», «Культура Ханты». Знакомство с возможностями современных ИКТ позволило юному исследователю усовершенствовать итоговый этап игры – подведение итогов с помощью языка программирования, что является приятной неожиданностью для малышей. В данный момент компьютерные игры, проведены для родителей младших школьников. Подобные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, позволяют определить степень активности родителей в образовательном процессе. Младшие школьники под наставничеством автора разрабатывают собственные игры. Таким образом, компьютер из категории развлекательной игрушки переходим полноправный атрибут школьной деятельности.
Данное исследование позволяет не только учителю начальных классов разнообразить формы и методы познавательной деятельности, но поможет учителям - предметникам организовать проверку знаний учащихся с привлечением школьников в создании собственных тестов на любую изученную тему. Данное исследование - первый шаг учащихся в подготовке к итоговому тестированию за курс средней школы.
Продолжая работу исследовательской деятельности, автор создал с помощью учителей–предметников тестовые задания по предметам: история, литература, русский язык, математика, физика, химия, английский язык. По тестовым заданиям был проведен турнир знатоков «Одиссея разума».
В настоящее время разработано еще ряд игр на темы «Наш Край», «Культура Ханты». По данным проектам были проведены игры среди 4 класса, а также среди учащихся Нижневартовского района. На районной акции «Я - гражданин России» автором проведены игры для 11 команд участников из образовательных учреждений Нижневартовского района. Защищая данную исследовательскую работу, автор стал победителем на III поселковой научно – практической конференции «Юный исследователь», посвященной 80-летию Нижневартовского района и VI районной конференции молодых исследователей «XXI век. В поисках совершенства».
Данная работа имеет большую перспективу: она может стать один из ресурсов современного урока образовательных учреждений, большим подспорьем в работе с одаренными детьми.
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Я – учитель!
- Готов ли ваш ребёнок к школе?