Статья "Организация работы по формированию здоровьесберегающей среды"
Сажида Хлямина
30.06.2014
1942
0
Методика преподавания
«Суха теория, мой друг, лишь древо жизни пышно зеленеет» И.Гете.
Только в соединении с практикой оживает баланс знаний. Количество со временем переходит в качество, так гласит неумолимый закон философии.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит «
особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, а из них первоклассников и учащихся с ослабленным здоровьем. Призвана, правильно с физиолого-гигиенических позиций, организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.
В наши дни всё это особенно важно, поскольку значительная часть детей приходит в первый класс с отклонениями в состоянии здоровья. Школа должна принимать меры, направленные на оздоровление ослабленных детей.
Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Актуальность этой технологии обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровье сберегающей направленности.
Проработав в начальной школе более двадцати лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровье сбережения комплексно. На родительском собрании я провела курс бесед о здоровье за очень короткий срок родители сберегающих технологиях в школе и семье. Изучив эти серьезные проблемы, родительский комитет класса вышел с инициативой переоборудования кабинета по системе В.Ф.Базарного. Опыт работы по системе В.Ф. Базарного есть в нашем регионе во многих школах Астраханской области. Родители вместе с детьми посетили Карагалинскую школу. В этой школе все кабинеты начальных классов оборудованы по методике ЗСТ В.Ф.Базарного. После посещения этой школы мы принялись за дело. В связи с этим за очень короткий срок родители провели ремонт кабинета, установили шведскую стенку, приобрели современную ростомерную мебель с конторками, магнитную доску перевесили на уровне роста детей, согласно нормам САНПИН. Мамы связали сенсорные коврики - массажеры для стоп с пуговицами. Папы смастерили и повесили в классе сенсорные кресты, в четырех углах кабинета установили сигнальные метки. Совсем недавно заказали баннер на потолок с тренажером для глаз. Планируется изготовление сенсорных дорожек для отдыха на перемене.
Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие. На традиционные столы добавила приставку в виде удобной конторки и приучила детей работать в разных позах “стоя - сидя”. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока, то стоя, то сидя.
Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут. Однако главным здесь оказалась не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько факт смены позы. В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках.
Внедрение в обучение здоровье сберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, а также активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического мастерства.
Для меня, учителя работающего по системе В. Ф. Базарного не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Несмотря на большую предварительную подготовку и большую активность учителя во время урока, я испытываю творческий подъём и вдохновение.
Список используемой литературы:
1.Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995.
2.Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. – Сергиев Посад, 1995.
3.Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных, экологически «чистых» прописей. – Сергиев Посад, 1996.
Другие статьи
- Я – учитель!
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Как легко поступить в лучшие вузы страны
- Кукольный театр
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.