С нами 15511 учителей, 5315 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе"

Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе.
Я работаю учителем уже 25 лет. За этот период времени произошло много изменений в системе образования.  Изменение вектора в сторону стандартизации образования, всеобщая компьютеризация и внедрение дистанционного обучения не должны по – моему мнению  подменять личностное общение Учитель – Ученик. Безусловно, ученик должен получить сумму знаний по предмету, но это – базовый уровень, с которого должно осуществляться развитие личности гармоничной, адаптированной к требованиям общества и  здесь роль личности Учителя  многократно возрастает.
 
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних пяти лет - «Использование компьютерных технологий и метода проектов  в процессе преподавания информатики, а также курсов по выбору как средство развития познавательной активности учащихся».
Преподавание  курсов по выбору помогает мне  активно внедрять метод проектов в свою педагогическую деятельность.
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.    Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
 
 
В нашей школе курсы предпрофильной подготовки организуются как система «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях, поэтому  наши ребята выбирают курсы  таким образом, чтобы в течение года (9 класс) они могли реализовать четыре  курса. В данный период времени нет необходимости, что называется, «изобретать велосипед». Большую помощь нам оказывает межшкольный учебный комбинат г. Аксая, где нам предлагаются программы соответствующих курсов, разработанные специалистами, прошедшие экспертизу, утверждённые, допущенные или рекомендованные к использованию в работе педагогов-практиков.  Мною разработаны несколько курсов по выбору. Они прошли экспертизу в ИПК и ПРО и реализуются на практике педагогами Аксайского района: «Текстовый редактор Word», «Компьютерная графика», «Создание Web – сайтов». 
 
Введение курсов по выбору стало удачным решением актуальной проблемы: возможности проб и реализации интересов обучающихся по пяти профилям обучения:
- информационно – технологический профиль (36 программ)
- социально- экономический профиль (55 программ)
- гуманитарный профиль (67 программ)
- естественно – математический профиль (43 программы)
- технологический профиль (65 программ)
Для  обеспечения более успешного профессионального самоопределения выпускников школ  и   осознанного выбора профессии в школе ысе девятиклассники проходят курс самоопределения. Этот курс позволяет развить способность к  самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности, подготовить ребят к решению серьезных проблем.
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла  к выводу, что именно системная работа  с учащимися, включающая работу в урочное и внеурочное время, включая  преподавание курсов по выбору  способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности.
    Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
 
Актуальность и перспективность опыта
     обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
 
Концептуальность.
 Своеобразие:
Во-первых, применение компьютерных технологий и метода проектов в преподавании курсов по выбору усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
 
Новизна опыта:
  • В разработке модели применения компьютерных технологий и метода проектов, учитывающих метапредметный подход к обучению;
  • в интерактивном взаимодействии "учитель - ученик - компьютер";
  • в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
 В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
    принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.
    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий и метода проектов.
 
 
Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования компьютерных технологий и метода проектов  в учебном и воспитательном процессе.
Оптимальность и эффективность средств.
       Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное  обучение, объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.
      Средства достижения   этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. 
    В своей работе активно использую   такое направление технологии как проектная деятельность.  Исследовательские  проекты по математике  и информатике практикуются  на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования.  В итоге, в каждом классе выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются  в работу в составе творческих  групп. Кроме того , формируется состав групп по интересам, которые выбирают элективные курсы соответствующей направленности.
   С ними проводится дополнительные  занятия, на которых обсуждается методика   исследования.  Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат,  в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и   исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее  изучение предмета в ВУЗе.
Должна сказать, что преподавание курсов по выбору дает более широкие возможности для применения метода проектов, так как их изучение базируется на практико – ориентированной деятельности, позволяет выявить  и сформировать направление будущей профессиональной деятельности ученика.
 
 
Результативность
     Организуя на занятиях и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции.
   При участии во всероссийских конкурсах,  Интернет-проектах по математике и информатике, олимпиадах и других конкурсах школьники  учатся работать в различных поисковых системах.
    Использование компьютера позволило каждому учащемуся:
работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, плакаты, схемы)
- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
    Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают динамизм и выразительность.
     
Результативность применения данной методики проявляется в:
- большое количество учащихся выбирают курсы, связанные  с ИКТ
 - участии детей в предметных олимпиадах;
- участии детей в  заочных олимпиадах, конкурсах и проектах: 
 
Здесь приведены только некоторые наши достижения за последние три года:
 
  1. Учащиеся 9 класса, лауреаты Областной Научно – практической конференции школьников  ДГТУ  с проектом «История флота России»
  2. I место, районный конкурс,  проект «Южная Осетия. Вчера, сегодня, завтра…»
  3. I место, Областная Научно – практическая конференция школьников ДГТУ, проект «Экономический кризис»
  4. I место, Всероссийский конкурс презентаций учащихся, посвященный Великой Отечественной войне.
  5. Учащиеся 9 классов, лауреаты  районных  и областных Сретенских и Димитриевских чтений.
  6. I место, Научно – практическая конференция школьников  «МИР и МЫ», проект «Экономический кризис»
  7. Юркова Е.В. – I место в  Научно – практической конференция школьников  «МИР и МЫ» в секции «Наставник».
  8. I место, Научно – практическая конференция школьников  «МИР и МЫ», проект «Здоровый образ жизни»
  9. Юркова Е.В., I место в районном конкурсе ИТО для учителей 2010 года
  10. Юркова Е.В., I место в районном конкурсе ИННОВАЦИЙ для учителей 2012 года
  11. Районный конкурс ИТО 2010 года, Дронова Ирина, 9 класс (СКК), лауреат конкурса в номинации «Лучшая графическая разработка»
  12. Районный конкурс ИТО 2011 года, Корнеев Сергей, 5 класс, лауреат конкурса в номинации «Лучший сайт»
  13. Районный конкурс ИТО 2012 года, Нестеренко Алексей, Гумашян Седа, II место в номинации «Лучший видеоролик»
  14. II место, V Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников – проект Лисихина Владимира, Адылина Андрея «Возрождение виноградарского хозяйства п. Реконструктор путем создания инфраструктурно – инновационного кластера– как направление устойчивого развития региона»
  15. Лауреаты  конкурса бизнес – проектов учащихся  "Будущий предприниматель Дона", организованном банком «Центр - Инвест» совместно с ИПК и ПРО.
  16. Дипломы I степени Всероссийский конкурс творческих проектов учащихся  "Достояние нации 21"
  17. Диплом I степени, Нестеренко Алексей, проект «Чудо - остров», финал Всероссийского конкурса "Моя инициатива - воплощение в реальность".
  18. Костромеев Александр, Солдатенко Диана и Фалина Юлия – лауреаты исторического конкурса «Сферы».
  19. Фабер Сергей, лауреат Областной Научно – практической конференции школьников  ДГТУ, проект «Юрий Гагарин – Колумб космоса»
  20. Диплом I степени, Гаврилов Андрей; диплом II степени, Григорян Анна,  Григорян Екатерина, проект «Ростов – город, Ростов - Дон»
  21. Нестеренко Алексей и Гаврилов Андрей стали лауреатами  Всероссийского конкурса МОЯ  СТРАНА -  МОЯ РОССИЯ.
  22. Юркова Е.В. – Диплом I степени Всероссийской конференции учителей 2012 года.
  23. Епишов Юрий, II место Научно – практической конференции школьников  «МИР и МЫ», проект «Бородино»
  24. Диплом I степени, Якубенок Дарья, Алекперов Арастун, Всероссийский конкурс «Любимый сердцу уголок», проект «Реконструктор»
  25. Диплом II степени, Гумащян Седа,  Всероссийский конкурс «Любимый сердцу уголок», проект «Общественное объединение РиД»
  26. Диплом II степени, Веретенникова Юлия,  Григорян Екатерина, Всероссийский конкурс «Любимый сердцу уголок», проект  «Создание виртуального музея».
  27. Диплом III степени, Луценко Марина, студентка ДГТУ,  Всероссийский конкурс «Любимый сердцу уголок», проект «История Ростова»
  28. Районный конкурс  видеороликов «Победа над конфликтом» Нестеренко Алексей, Гумашян Седа, I и III место
Возможность тиражирования.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах. Я выступала на районных семинарах «Педагогическая весна», районных и областных конкурсах ИТО, на которых идет обмен опытом по использованию инновационных методов. В 2012 году выступала с обобщением опыта на Всероссийской конференции учителей по теме «Применение ИКТ и метода проектов в воспитательной работе». На районном семинаре учителей по теме «Обобщение опыта работы». Наши материалы и проекты размещены  на сайте Всероссийского сообщества учителей «Школьная страна».
С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на моем личном  сайте, а также на сайте МБОУ СОШ №7 п. Реконструктор.
Кроме того, мой опыт нашел применение в рамках преподавания курса «Компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления», который был разработан мною для студентов IV  - V курсов ДГТУ, где я преподаю по совместительству с работой в школе.  Студентка ДГТУ Марина Луценко стала в декабре лауреатом конкурса «Любимый сердцу уголок» с работой «История Ростова в документах и фотографиях»
 
 
       Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в преподавании курсов по выбору играют важную роль. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.
 
 
В конце выступления каждому хочется пожелать успешности, оптимизма, благополучия, умения преодолевать трудности, увлеченности и любви.
 
Приложения.
  • Проект  «Возрождение виноградарского хозяйства»
  • Проект «Чудо - остров»
  • Проект «Экологические зоны»
  • Публикации в книгах «Национальное достояние России»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Валерьевна, Вы абсолютно правы в том, что меняется время, меняются и подходы к ведению образовательной деятельности. Метод проектов- это веяние времени, это требование ФГОС. Я считаю это оправданным.
Ольга Спирочкина, дата: 19.07.2014 в 10:10  
#2 Елена Валерьевна, согласна с вами полностью. Грамотное сочетание метода проектов и ИКТ могут дать максимальный положительный воспитательный эффект. Еще не все педагоги в достаточной степени владеют этими методами, но реальность такова, что то, что нужно знать - педагог освоит и будет с успехом применять на практике.
Елена Маратовна Онищук, дата: 16.11.2014 в 12:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.