С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Из личного опыта работы с детьми с ДЦП"
Полина Бударина   26.03.2014   8275   0   ФГОС
Я работаю учителем начальных классов в МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый». Педагогический стаж работы 14 лет. В 2010 году прошла переподготовку в Саратовском институте повышения квалификации и получила дополнительное образование «Учитель классов интегрированного обучения», которое подразумевает работу с детьми  с ограниченными возможностями здоровья. Ранее я не имела опыта работы с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Получив эту квалификацию, я стала работать с девочкой, которая в 2-х летнем возрасте перенесла инфекционное заболевание, в результате чего стала инвалидом. (слайд 1)  В настоящее время  девочке 11 лет и она является ученицей пятого класса.
             Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных, психических и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные  усилия со стороны  родителей, девочка не может обслуживать себя, она не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому, три раза в неделю, соответственно учебному плану школы, по программе YIII вида.
Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт  уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и  адаптироваться в социуме.
               Свои  учебные занятия я начинаю с урока чтения, на котором проще установить контакт с ребёнком. Обязательно проговариваем какое сегодня число, месяц, год, день. (слайд 2)  Когда девочка  поступила  в первый  класс, у неё отсутствовал навык сидения, поэтому весь учебный процесс сводился к диалоговому общению между учителем и ученицей. Я стала работать с ребёнком в третьем классе, к тому времени она ещё не освоила навык чтения, не фиксировала взор на картинке в учебнике,  испытывала трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении.  Начинали работу  с  упражнений в устойчивости фиксации взора, развитию пространственного восприятия. Это такие игровые занятия,  как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм   и предметных изображений из палочек,  (слайд3)  занятия по размещению геометрических фигур  в соответствии с инструкцией (слайд 4, 5,6)   и др.  Далее следовала работа с сюжетными картинками; (слайд 7)   описание окружающих предметов (любимой игрушки, дерева под окном, человека). (слайд 8) 
На сегодняшний день мы уже легко составляем целый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами. Существенно затрудняет  обучение чтению нарушение зрения, ребёнок путает начертания букв, воспринимает только крупный шрифт, (слайд 9)  под определённым наклоном, в удобном положении. (слайд 10,11,12,13) 
            В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие   слухового внимания, здесь мне помогают  такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы.
 
 
После урока чтения мы переходим  к уроку русского языка. Ученица, обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила, орфографически и орфоэпически  грамотно произносит слова. Этот урок  не вызывал бы особых затруднений, если бы девочка могла писать. Из-за расстройств мышечного  тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. В настоящее время возможности ребёнка находятся на уровне доизобразительного черкания. (слайд 14,15,16)    Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают современные технологии. Благодаря организации муниципального центра дистанционного обучения детей-инвалидов мы смогли приобрести специальную клавиатуру для детей с ДЦП, которая позволяет  заменить письмо печатанием отдельных слов.
            Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была  плохо  усвоена  таблица сложения в пределах 20. (слайд 17)  Таблица умножения усвоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые  таблицы мы держим  перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. (слайд 18)  Часто на уроке математики используем карточки- помогайки. (слайд 19,20,21)  Так же нашим помощником является калькулятор, с крупными кнопками. (слайд 22,23,24) 
При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.  И только после этого – поиск решения. (слайд 25,26) 
            Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение детей-инвалидов. На базе нашей школы создан муниципальный центр обучения детей с ОВЗ. Каждому такому ребенку проводится домой интернет и устанавливается компьютер с комплектом специального оборудования, в зависимости от заболевания. Компьютеры устанавливаются и в школе для учителей, которые работают с детьми-инвалидами. Общение между преподавателем и учеником происходит по скайпу. Дети слушают объяснения и отчитываются по сделанным заданиям.
Такое же оборудование установлено и у моей ученицы. Этот способ обучения я использую, когда наступает пик вирусных и инфекционных заболеваний, которые не желательны для детей-инвалидов, чтобы избежать  контакта с ребёнком. Удачно дистанционными получаются  уроки чтения или окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать. Но  в нашем случае такой урок  без помощи родителей  не может быть осуществлён.
        Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы  организовываем встречи  со здоровыми детьми, т.е. с одноклассниками.
          Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением  психолого-педагогического сопровождения ребёнка  и тесным контактом с родителями.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ