Статья "ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)"
Терещенко Ульяна Андреевна,
преподаватель английского языка,
город Омск, Омская область
"ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)"
Главные цели развития образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; создание условий для реализации человеческого потенциала и формирования человеческого капитала средствами образования; обеспечение образованием необходимых социальных отношений в обществе [Социальные отрасли, 2010: 55].
В «Концепции — 2020» развития российского образования усилен акцент на социализацию, развитие способностей и компетентностей. Ставится задача формирования успешной, конкурентоспособной личности с активной творческой позицией. При этом немалая роль отводится учителю ИЯ, так как предмет приобретает особую актуальность в связи с усилением процессов интеграции и расширением международных контактов России [Логинова, 2010: 66].
В 2001 году начался федеральный эксперимент по введению новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, - ЕГЭ.
Технология и методика оценки учебных достижений, используемые ЕГЭ, имеют форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий: задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных (часть А); задания, требующие краткого ответа (часть B); задания с развёрнутым ответом (часть С). Это не только определяет необходимость формирования у учащихся технического умения работать с тестами, но и требует адекватной оценки собственных возможностей и достижений [Безруких, Параничева, 2010: 135].
ЕГЭ обладает следующими характеристиками: прозрачность, объективность, достоверность, предоставление всем выпускниками равных условий, обеспечение самостоятельности и информационной безопасности [Фуксон, 2004: 12].
Готовиться к сдаче ЕГЭ необходимо начинать не в последний школьный год. Развитие системы региональных олимпиад, поиск, поддержка и сопровождение одарённых, высокомотивированных детей на всём протяжении школьной учёбы и в профильной школе должны развиваться как сфера взаимодействия по линии школа-вуз. Комплексы упражнений, которые должен выполнять учащийся в процессе подготовки к экзамену, должны учитывать индивидуальные особенности его организации деятельности, концентрации внимания, работоспособности.
С 2003 года проводится Единый Государственный Экзамен по иностранным языкам. Его основное назначение состоит в определении уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырех разделов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. Для успешного выполнения заданий данных разделов необходимо постоянное формирование лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма.
В качестве подготовки обучающихся 10 классов к сдаче ЕГЭ может предлагаться элективный курс “Подготовка к ЕГЭ по английскому языку”. Программа элективного курса способствует не только систематизации языковых знаний, но и ознакомлению с заданиями в формате ЕГЭ для дальнейшего формирования лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма, необходимых при сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Основные задачи программы:
-
ознакомление школьников с требованиями сдачи ЕГЭ по английскому языку;
-
формирование и совершенствование навыков и умений выполнения заданий уровней A, B, C на примере демонстрационных заданий по ЕГЭ по английскому языку;
-
обучение школьников основам самооценки уровня сформированности языковой, речевой компетенции и развитие потребности в языковом самообразовании.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа с частотностью уроков 1 час в неделю.
С целью подготовки обучающихся к сдаче экзамена планирование уроков предполагает следующие формы их проведения: комбинированный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-самоконтроль и самооценка, урок-обобщение, урок-тест.
Режимы работы: фронтальный (учитель - ученик), групповой (работа в группе), индивидуальный (выполнение самостоятельного задания).
Результативность работы определяется высоким уровнем сформированности у обучающихся лексических, грамматических навыков, навыков аудирования, чтения и письма, позволяющим выполнять задания в формате ЕГЭ, допуская наименьшее количество ошибок. Подготовленность обучающихся к экзамену определяется посредством выполнения итоговых тестов в формате ЕГЭ и получения обучающимися соответствующих баллов.
Формы проведения итогов реализации программы отслеживаются в выполнении итоговых тестов в формате ЕГЭ. Ресурсной основой контроля подготовки к экзамену по английскому языку являются следующие методические пособия:
-
Английский язык: ЕГЭ 2011: индивид. комл. тренир. материалов: вариант № 1 (с аудиоприложением). - М.; Спб.: Просвещение, 2011. - 12 с.
-
Английский язык: ЕГЭ 2011: индивид. комл. тренир. материалов: вариант № 2 (с аудиоприложением). - М.; Спб.: Просвещение, 2011. - 12 с.
-
Белинская Н.В., Витковский Е.В. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ — 2009. Вступительные испытания. Ростов-на-Дону: Легион, 2008. - 256 с. - («Готовимся к ЕГЭ»);
-
Романова Л.И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо / Л.И. Романова. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с. - (Домашний репетитор. Подготовка к ЕГЭ).
Программа данного элективного курса была апробирована в 2010/2011 учебном году в 10-ых классах в МОУ “Гимназия № 150” (г. Омск) и представлена на Всероссийском сетевом Конкурсе “Профессиональный успех – XXI” в номинации “Программы элективных курсов” (для детей 10-11 классов) (г. Киров, 2011).
Список литературы
-
Безруких М.М., Параничева Т.М. Подготовка к ЕГЭ (рекомендуется родителям) // ЕГЭ, сдавайся! - М.: ЗАО «Национальная Медиа Группа», 2010. - 144 с.
-
Логинова С.Ю. Создание мотивации успеха при обучении ИЯ как необходимое условие овладения ИЯ // Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в средней школе [Текст]: материалы научно-практической конференции, посвящённой 15-летию факультета ИЯ (2 апреля 2010 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010. - 110 с.
-
Социальные отрасли: экономика и управление : колл. монография. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 228 с.
-
Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»: материалы Всероссийского совещания по итогам проведения ЕГЭ в выступлениях руководителей региональных органов управления образованием (Л.М. Фуксон, О.В. Иванова) / сост. Т.А. Бархатова. - М.. - №3. - 2004. - С. 12 — 23
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- контрольная для взрослых
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании