Статья "Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»"
Вера Ермакова
18.02.2014
5380
0
Оценка знаний учащихся
Ермакова Вера Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Воронежская область
2) распределить оценивание результатов по видам контроля;
3) распределить типы контрольных заданий для оценки знаний и умений при текущей аттестации и при проведении промежуточной аттестации;
4) разработать шкалу оценки образовательных достижений обучающихся.
Проблемы, возникшие при решении первой задачи, связаны с определением показателей результатов для оценки освоенных компетенций, причем не столько общих, которые формируются на протяжении всего периода подготовки специалиста, сколько отдельных профессиональных, например ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом. Затруднительно в рамках изучения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» оценить и такие профессиональные компетенции, как: ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей и ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара.
Таблица 1. Формирование элементов профессиональных и общих компетенций» в КОС:
Далее таким же образом «расписаны» показатели оценки за ответы на семинарских занятиях и аудиторные самостоятельные работы. Как видно из Таблицы 3, дополнительные баллы «начисляются» студентам за посещаемость занятий.
Максимальная сумма определена нами в 100 баллов. Исходя из суммы баллов, набранной студентом (см. Таблицу 4), определяется оценка образовательных достижений обучающегося по дисциплине.
Таблица 4. Шкала оценки образовательных достижений
При условии соответствия процента результативности максимальному (90-100 баллов) студент может быть освобожден от сдачи дифференцированного зачета. Студент, набравший 75-89 баллов, может быть освобожден на зачете от выполнения одного из заданий. Эти вопросы решаются на заседании цикловой методической комиссии…
Итак, опыт разработки комплекта оценочных средств по учебной дисциплине в соответствии с требованиями к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО (в рассматриваемом примере по специальности 050130 Музыкальное образование) показывает, что КОС представляет собой не механическую сумму разного рода заданий, тестов и т. д. Его основное назначение – оценить образовательные достижения обучающихся по дисциплине (профессиональному модулю). Но при этом преподаватель должен четко представлять, что конкретно позволяет оценить каждое из заданий, и выработать адекватные показатели оценки уровня освоения отдельных знаний, умений и дисциплины в целом.
кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный педагогический университет,
г. Воронеж, Воронежская область
Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине
«Анализ музыкальных произведений»
«Анализ музыкальных произведений»
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения, введенным в действие в 2011 г., профессиональная образовательная организация «самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП» [1: 66], предварительно конкретизировав «конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта» [Там же]. Самостоятельность образовательной организации распространяется и на разработку фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения выпускников и освоенные ими компетенции [1: 72]. Особая роль работодателей, неоднократно подчеркнутая в ФГОС СПО, выражается в привлечении их к заключению о фондах оценочных средств, предназначенных для государственной (итоговой) аттестации выпускников и ОПОП в целом.
Педагогический коллектив ГОБУ СПО ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж» (далее – «ВМПК») работает над созданием фондов оценочных средств уже третий год. Эту достаточно сложную работу мы начали с разработки контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям. Нами накоплен определенный опыт в этой области. За период, прошедший с момента введения ФГОС СПО в практику, студенты, обучающиеся в «ВМПК» по ФГОС СПО, сдали 3 экзамена (квалификационных). Они проводились в базовых дошкольных образовательных учреждениях при непосредственном участии работодателей в лице музыкального руководителя (специальность 050130 Музыкальное образование), руководителя физвоспитания (специальность 050144 Дошкольное образование), представителей администрации.
Вопросы, связанные с разработкой комплекта оценочных средств для экзамена (квалификационного), затрагивались нами в статье «Разработка фондов оценочных средств для диагностики качества выпускников по специальности СПО 050130 Музыкальное образование» [2]. Данная же статья посвящена проблемным моментам, обозначившимся в процессе создания комплекта оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине.
При создании комплектов оценочных средств по учебной дисциплине за основу нами был взят макет, предложенный специалистами ФИРО. На его основе мы разработали проект локального акта – Положение о комплекте оценочных средств, который был вынесен сначала на обсуждение председателей цикловых методических комиссий, а ими – на рассмотрение преподавателей. Но прежде чем утверждать Положение, мы решили самостоятельно в соответствии с Положением и макетом ФИРО разработать такой комплект по конкретной учебной дисциплине.
Поскольку автор статьи является преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, то в качестве основы для разработки «пилотного» варианта КОС нами была выбрана одна из учебных дисциплин общепрофессионального блока по специальности 050130 Музыкальное образование – «Анализ музыкальных произведений», которая изучается в последнем (8-м) семестре и в известной мере обобщает знания и умения студентов по другим дисциплинам музыкально-теоретической подготовки – «Элементарная теория музыки, гармония», «Сольфеджио», «История музыки, музыкальная литература», а также практический опыт, накопленный обучающимися в рамках овладения профессиональными и общими компетенциями по профессиональным модулям.
Безусловно, по дисциплинам, сохранившимся в ФГОС СПО из ГОС СПО, каждым преподавателем накоплены материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Основные задачи при разработке КОС заключаются в том, чтобы:
1) определить показатели, позволяющие оценить освоенные умения и усвоенные знания, а также профессиональные (ПК) и общие компетенции (ОК), указанные в соответствующем разделе ФГОС СПО по конкретной дисциплине;Педагогический коллектив ГОБУ СПО ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж» (далее – «ВМПК») работает над созданием фондов оценочных средств уже третий год. Эту достаточно сложную работу мы начали с разработки контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям. Нами накоплен определенный опыт в этой области. За период, прошедший с момента введения ФГОС СПО в практику, студенты, обучающиеся в «ВМПК» по ФГОС СПО, сдали 3 экзамена (квалификационных). Они проводились в базовых дошкольных образовательных учреждениях при непосредственном участии работодателей в лице музыкального руководителя (специальность 050130 Музыкальное образование), руководителя физвоспитания (специальность 050144 Дошкольное образование), представителей администрации.
Вопросы, связанные с разработкой комплекта оценочных средств для экзамена (квалификационного), затрагивались нами в статье «Разработка фондов оценочных средств для диагностики качества выпускников по специальности СПО 050130 Музыкальное образование» [2]. Данная же статья посвящена проблемным моментам, обозначившимся в процессе создания комплекта оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине.
При создании комплектов оценочных средств по учебной дисциплине за основу нами был взят макет, предложенный специалистами ФИРО. На его основе мы разработали проект локального акта – Положение о комплекте оценочных средств, который был вынесен сначала на обсуждение председателей цикловых методических комиссий, а ими – на рассмотрение преподавателей. Но прежде чем утверждать Положение, мы решили самостоятельно в соответствии с Положением и макетом ФИРО разработать такой комплект по конкретной учебной дисциплине.
Поскольку автор статьи является преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, то в качестве основы для разработки «пилотного» варианта КОС нами была выбрана одна из учебных дисциплин общепрофессионального блока по специальности 050130 Музыкальное образование – «Анализ музыкальных произведений», которая изучается в последнем (8-м) семестре и в известной мере обобщает знания и умения студентов по другим дисциплинам музыкально-теоретической подготовки – «Элементарная теория музыки, гармония», «Сольфеджио», «История музыки, музыкальная литература», а также практический опыт, накопленный обучающимися в рамках овладения профессиональными и общими компетенциями по профессиональным модулям.
Безусловно, по дисциплинам, сохранившимся в ФГОС СПО из ГОС СПО, каждым преподавателем накоплены материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Основные задачи при разработке КОС заключаются в том, чтобы:
2) распределить оценивание результатов по видам контроля;
3) распределить типы контрольных заданий для оценки знаний и умений при текущей аттестации и при проведении промежуточной аттестации;
4) разработать шкалу оценки образовательных достижений обучающихся.
Проблемы, возникшие при решении первой задачи, связаны с определением показателей результатов для оценки освоенных компетенций, причем не столько общих, которые формируются на протяжении всего периода подготовки специалиста, сколько отдельных профессиональных, например ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом. Затруднительно в рамках изучения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» оценить и такие профессиональные компетенции, как: ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей и ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара.
Таблица 1. Формирование элементов профессиональных и общих компетенций» в КОС:
Профессиональные и общие
компетенции
|
Показатели оценки результата |
1 | 2 |
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их. | Умение ставить цель и задачи при выполнении различного вида анализа. |
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях. | Умение использовать теоретический и музыкальный материал занятий, результаты анализа для проведения музыкальных занятий и организации музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях. |
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей. | Умение объективно и аргументированно оценивать ответы своих однокурсников. |
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия. | Умение анализировать занятия с точки зрения достижения поставленных целей, качества усвоения материала |
ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их. | Умение ставить цель и задачи при выполнении анализа различного вида |
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки. | Умение использовать теоретический и музыкальный материал занятий, результаты анализа для проведения уроков музыки. |
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении. | Умение использовать теоретический и музыкальный материал занятий, результаты анализа для проведения внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательном учреждении. |
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся. | Умение объективно и аргументированно оценивать ответы своих однокурсников. |
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров. | Качество исполнения примеров в соответствии со стилем, жанром, содержанием и музыкальной формой |
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом | |
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей. | Знание основных формул аккомпанемента, соотношения вокальной партии и аккомпанемента в песнях детского репертуара |
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара | Знание различных видов фактуры |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Проявление интереса к изучаемому материалу и соотнесение его с практической деятельностью учителя музыки |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Умение найти информацию и музыкальные примеры, необходимые для подготовки к семинарскому занятию; скомпоновать найденные материалы в соответствии с исследуемым вопросом |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Умение самостоятельно определять имеющиеся пробелы в изучаемом материале, обращение к дополнительной литературе, расширение кругозора. |
Решение второй задачи, в принципе, никаких затруднений не вызывает: так, преобладающей формой текущего контроля для проверки освоенных умений по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» является устный ответ обучающегося на практическом занятии, а для проверки усвоенных знаний можно использовать тесты, самостоятельные письменные работы (см. Таблицу 2) или ответы на семинарских занятиях.
Таблица 2. Самостоятельная работа по разделу 4 «Циклические формы».
№ п/п | I вариант | II вариант |
1 | Дайте определение сюиты | Дайте определение сонатно-симфонического цикла |
2 | Что такое «дубль» в старинной сюите? | Какие танцы, помимо обязательных четырех встречаются в старинной сюите и где их место? |
3 | Как назывались пьесы вступительного характера в старинной сюите? | В чем основное отличие новой сюиты от старинной? |
4 | Перечислите камерные разновидности сонатно-симфонического цикла | Перечислите концертные разновидности сонатно-симфонического цикла |
5 | Какой композитор ввел 4-частный цикл в фортепианную сонату? | Чем III ч. симфоний Бетховена отличается от III ч. симфоний Моцарта (жанр)? |
6 | Охарактеризуйте строение 4-частного сонатно-симфонического цикла (форма каждой части, тональный план, жанр). В каких разновидностях сонатно-сим-фонического цикла он встречается? | Охарактеризуйте строение 3-частного сонатно-симфонического цикла (форма каждой части, тональный план, жанр). В каких разновидностях сонатно-симфони-ческого цикла он встречается? |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине – дифференцированный зачет, который также должен представлять собой устный ответ обучающегося (самостоятельно выполненный анализ заданного музыкального произведения / его части) или защиту реферата, основное содержание которого составляет анализ произведения из числа предложенных преподавателем. Принципиальное отличие реферата от выполненного во время зачета анализа составляет наличие в его формулировке проблемности: например, сравнительный анализ вокальных произведений разных авторов на одинаковый текст (с целью выявления особенностей трактовки текста и ее влияния на музыкальную форму произведения) или выявление особенностей жанрового комплекса в конкретном музыкальной произведении, или выявление специфики трактовки типовой музыкальной формы и т. п.
Разработанный нами КОС содержит материалы для проведения практических занятий, тесты (и ключи к ним) для проверки теоретических знаний, тематику и планы проведения семинарских занятий с подробными списками дополнительной литературы, задания для самостоятельной аудиторной работы студентов, тематику рефератов как альтернативной формы проведения дифференцированного зачета, вопросы по учебной дисциплине в целом.
Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на решении второй и третьей задач, поэтому кратко характеризуем шкалу оценки образовательных достижений обучающихся.
В заключительном разделе КОС приведены: перечень объектов контроля; определены основные показатели оценки результата в соответствии с указанными в ФГОС СПО требованиями к знаниям (З), умениям (У), общим (ОК) и профессиональным (ПК) компетенциям; оценка в баллах каждого объекта. Приводим выдержки из таблицы.
Таблица 3. Перечень объектов контроля и оценки.
Разработанный нами КОС содержит материалы для проведения практических занятий, тесты (и ключи к ним) для проверки теоретических знаний, тематику и планы проведения семинарских занятий с подробными списками дополнительной литературы, задания для самостоятельной аудиторной работы студентов, тематику рефератов как альтернативной формы проведения дифференцированного зачета, вопросы по учебной дисциплине в целом.
Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на решении второй и третьей задач, поэтому кратко характеризуем шкалу оценки образовательных достижений обучающихся.
В заключительном разделе КОС приведены: перечень объектов контроля; определены основные показатели оценки результата в соответствии с указанными в ФГОС СПО требованиями к знаниям (З), умениям (У), общим (ОК) и профессиональным (ПК) компетенциям; оценка в баллах каждого объекта. Приводим выдержки из таблицы.
Таблица 3. Перечень объектов контроля и оценки.
№ п/п |
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
Оценка (в баллах) |
Тесты | |||
1. |
Задание 3. Тест к разделу 1. Общие основы музыкальной формы | - знание теоретических основ анализа музыкальных произведений (З 1); - умение выполнить самооценку собственных знаний и заниматься самообразованием в соответствии с выявленными пробелами (ОК 8) |
10 |
Практические работы | |||
n… |
Одно из заданий 7-9 (раздел 1. Простые формы) | - демонстрация умений анализировать строение музыкальных произведений, написанных в простых формах (У 1); - демонстрация умений анализировать ладотональные и гармонические связи музыкальных произведений (У 2); - знание теоретических основ анализа музыкальных произведений (З 1); - знание особенностей строения простых форм (З 2); - знание методов анализа простых форм (З 3) |
5 |
Посещаемость занятий | 90-100% | 20 | |
80-89% | 15 | ||
65- 79% | 10 | ||
менее 65% | 0 |
Максимальная сумма определена нами в 100 баллов. Исходя из суммы баллов, набранной студентом (см. Таблицу 4), определяется оценка образовательных достижений обучающегося по дисциплине.
Таблица 4. Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) в баллах |
Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | |
90 - 100 | 5 (отлично) |
75 - 89 | 4 (хорошо) |
61 - 74 | 3 (удовлетворительно) |
менее 60 | 2 (неудовлетворительно) |
При условии соответствия процента результативности максимальному (90-100 баллов) студент может быть освобожден от сдачи дифференцированного зачета. Студент, набравший 75-89 баллов, может быть освобожден на зачете от выполнения одного из заданий. Эти вопросы решаются на заседании цикловой методической комиссии…
Итак, опыт разработки комплекта оценочных средств по учебной дисциплине в соответствии с требованиями к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО (в рассматриваемом примере по специальности 050130 Музыкальное образование) показывает, что КОС представляет собой не механическую сумму разного рода заданий, тестов и т. д. Его основное назначение – оценить образовательные достижения обучающихся по дисциплине (профессиональному модулю). Но при этом преподаватель должен четко представлять, что конкретно позволяет оценить каждое из заданий, и выработать адекватные показатели оценки уровня освоения отдельных знаний, умений и дисциплины в целом.
Система оценки должна быть доведена до сведения студентов на начальном этапе изучения дисциплины с тем, чтобы у них сложились конкретные целевые ориентиры в освоении учебной дисциплины как части основной профессиональной образовательной программы по осваиваемой специальности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050130 Музыкальное образование (Приказ Минобрнауки РФ № 514 от 05 ноября 2009 года). –(http://минобрнауки.рф). Проверено 07.01.2014 г.
2. Ермакова, В.Н. Разработка фондов оценочных средств для диагностики качества выпускников по специальности СПО 050130 Музыкальное образование / В.Н. Ермакова // Педагогические проблемы музыкального образования: сборник научных статей по материалам заочной международной научно-практической конференции. Вып. 3 / ред. кол.: Ю.И. Борсяков [и др.]; отв. ред. Л.В. Яркина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – С. 103-107.
2. Ермакова, В.Н. Разработка фондов оценочных средств для диагностики качества выпускников по специальности СПО 050130 Музыкальное образование / В.Н. Ермакова // Педагогические проблемы музыкального образования: сборник научных статей по материалам заочной международной научно-практической конференции. Вып. 3 / ред. кол.: Ю.И. Борсяков [и др.]; отв. ред. Л.В. Яркина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. – С. 103-107.
Другие статьи
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- Использование куклы на уроках английского языка.
- Молодежное добровольчество
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.