Статья "НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ "
Наталья Коротаева
13.02.2014
2587
0
ИКТ
Перспективная система информатизации сельской школы призвана снизить остроту неравенства возможности получения необходимых знаний и умений для всех учащихся и помочь ориентироваться в информационном пространстве и эффективно использовать его возможности.
Развитие телекоммуникационных сетей создает реальные возможности того, чтобы преодолеть изолированность подростков сельской местности от различных источников информации и центров социальной активности.
Целью сельской школы является создание условия для самореализации и развития каждого ученика на основе его возможностей, используя идеи адаптивности и непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Эффективность достижения данной цели зависит от:
- ориентированности на качество, результат;
- возможности выбора класса, профиля обучения, элективного курса, факультатива, кружка;
- работы педагогического коллектива по развитию учащихся средствами учебных предметов, по внедрению современных технологий обучения;
- выявления способных учащихся и развития через систему внеклассной и воспитательной работы;
- программно-методического и материально-технического обеспечения изменений работы с одаренными детьми, смены позиции учителя на позицию «педагогической поддержки», внедрения системного изменения в процесс управления.
В соответствии с поставленными целями школа осуществляет следующие функции:
- реализует дополнительные образовательные программы, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников;
- проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады, марафоны с целью выявления юных дарований;
- разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;
- организует циклы лекций, практических занятий, семинаров для учителей;
- проводит специальную подготовку команд для участия в школьных, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, акциях, олимпиадах.
В Новоаганской средней школе накоплен определенный опыт работы по применению информационно-коммуникативных технологий по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка через урочную и внеклассную работу.
1. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Результатом обучения учителей-предметников по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» является повышение квалификации в сфере их базовой ИКТ-компетентности. На данный момент в нашей школе прошли обучение 90% учителей-предметников. Из них 30% активно применяют информационные технологии в своей практической деятельности. Учителя-предметники создают собственные мультмедийные проекты уроков, как для объяснения нового материала, так и для закрепления. У многих накоплен банк электронных мультмедийных уроков. Также активно используются в практике учителей-предметников готовые цифровые образовательные ресурсы. Например, компании «Кирилл и Мефодий», «1С:Репетитор» и др. Широко применяются возможности выхода в глобальную сеть Интернет для подготовки и проведения уроков сайт «Единой цифровой коллекции» school-collection.edu.ru/, региональный сайт http://www.nvobrazovanie.ru/ методических объединений Ханты-Мансийского автономного округа. Но остается проблема в том, что в нашей школьной медиатеке около 500 различных электронных дисков, из них на практике учителями- предметниками используется около 100 дисков. Как решить данную проблему остается пока вопросом.
2. Дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения на сайте http://edu.1september.ru/ педагогического университета "Первого сентября" с ведущими учеными, методистами, педагогическими работниками, проживающими в различных регионах России. Дистанционная форма позволяет предложить учителям-предметникам для повышения квалификации передовые и оригинальные авторские методики "из первых рук" вне зависимости от места проживания слушателей и авторов учебных курсов. Например, мною пройден курс «Основы web-дизайна и школьного «сайтостроительства». Очно - заочное обучение на сайте http://ars-edu.ru/ информационно-методического центра "Арсенал образования" группа учителей-предметников прошла курсы «Предпрофильная подготовка: теория и практика». По сравнению с обычными курсами повышения квалификации, дистанционные курсы имеют ряд особенностей. Прежде всего, они — дистанционные, заочные. Взаимодействие со слушателями производится посредством обычной почты и возможностей Интернета.
3. Развитие творческого потенциала подростков в условиях информатизации.
В школе накоплен опыт работы по отслеживанию способных к усвоению различных областей знаний, успешных учащихся, имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка через урочную и внеклассную работу. Традиционно проводятся предметные олимпиады для школьников младшего и среднего звена, интеллектуальный марафон для старшеклассников. Для проведения интеллектуального турнира знатоков «Одиссея разума» используется электронный тестирующий комплекс (ЭТК) по учебным дисциплинам, разработанный и созданный Чухалдиным Кириллом учеником 8-го класса нашей школы.
Кроме традиционных школьных, районных, окружных олимпиад в школе возрастает количество участников в различных интеллектуальных играх. Принимая активное участие в V Международной Олимпиаде по основам наук, нами использовалась электронная оболочка, предложенная организаторами олимпиады «Дом учителя Уральского Федерального округа». При проведении заключительного этапа в традиционной форме (на бумажном носителе) учащиеся были огорчены, что не использовалась на местах электронная оболочка для проведения заключительного третьего этапа V Международной Олимпиады по основам наук.
В VII-ой Международной Олимпиаде студентов и школьников "Эрудиты Планеты-2008" приняли участие 72 ученика нашей школы (из 560 учащихся школы): 12 разновозрастных команд по 6 человек. С 2003 года эта олимпиада для нашей школы стала уже традиционной. Каждую среду в течение трех месяцев (октябрь-декабрь) наши команды, используя дистанционные возможности Интернет, принимали участие в интеллектуальной игре. Достойным результатом является присуждение второго призового места команде 3 класса «ЛИДЕР» и выход команды 5 класса в высшую лигу.
Также наши учащиеся принимают участие:
- в международном дистанционном проекте для начальной школы "Эрудит-марафон учащихся", который проводился в три этапа;
- в III Всероссийской заочной олимпиаде школьников по информатике;
- во Всероссийской Интернет - олимпиаде школьников по информатике;
- в олимпиаде по информатике - телекоммуникационный образовательный проект;
- в телекоммуникационном образовательном проекте по химии.
Таким образом, это демонстрирует снятие проблемы возможности участия в интеллектуальных играх, конкурсах и олимпиадах, не зависимо от отдаленности сельской школы от центров социальной активности.
4. Проведение научных конференций учащихся общеобразовательных учреждений.
Данная форма работы является перспективной. Учащиеся, начиная с простейших исследовательских работ, получают умения и навыки работы над серьезными научными темами. Прослеживая всю последовательность научной работы: цель, задачи, проблема, гипотеза, новизна, теоретическая и практическая значимость, выводы, можно сказать о пропедевтической подготовке учащихся к работе на старшей ступени образования в высших учебных заведениях. Например, работая над проектами: «Электронный альманах «Мой поэтический мир»; «Сверхъязыки» нашего времени»; «Антивирусные программы и защита от «Трояна»…; «Что в имени тебе моем»; «Рекультивация земель»; «Суд над пивом»; «Шоколад»; «Верный путь к креслу стоматолога»; «А что несет в себе река?»; «Баба – яга. Кто она?»; «Сотовые телефоны, безопасны ли они?»; «Свои и чужие. Мир славянских духов.»; «Использование изделий в технике пэчворк в оформлении интерьера комнаты подростка»; «Современная российская семья», учащимися нашей школы применялись самые современные возможности информационных технологий: поиск информации в сети Интернет, исследовательская деятельность по разрешению проблемы, создание мультмедийных проектов, Web-сайтов и др. Защищая проекты на школьной, районной, региональной конференциях, учащиеся получают навыки выступления перед широкой и компетентной аудиторией.
С целью повышения информативности и открытости при организации работы с учениками, родителями, учителями, органами управления образования необходимая информация размещается на школьном сайте.
Наше будущее формируется сегодня, оно зависит от воспитания подрастающего поколения, формирования его интеллектуального багажа, обучения и передачи накопленного опыта. Эта задача достижима через внедрение и широкое использование информационно-коммуникативных технологий.
Развитие телекоммуникационных сетей создает реальные возможности того, чтобы преодолеть изолированность подростков сельской местности от различных источников информации и центров социальной активности.
Целью сельской школы является создание условия для самореализации и развития каждого ученика на основе его возможностей, используя идеи адаптивности и непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Эффективность достижения данной цели зависит от:
- ориентированности на качество, результат;
- возможности выбора класса, профиля обучения, элективного курса, факультатива, кружка;
- работы педагогического коллектива по развитию учащихся средствами учебных предметов, по внедрению современных технологий обучения;
- выявления способных учащихся и развития через систему внеклассной и воспитательной работы;
- программно-методического и материально-технического обеспечения изменений работы с одаренными детьми, смены позиции учителя на позицию «педагогической поддержки», внедрения системного изменения в процесс управления.
В соответствии с поставленными целями школа осуществляет следующие функции:
- реализует дополнительные образовательные программы, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников;
- проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады, марафоны с целью выявления юных дарований;
- разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;
- организует циклы лекций, практических занятий, семинаров для учителей;
- проводит специальную подготовку команд для участия в школьных, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, акциях, олимпиадах.
В Новоаганской средней школе накоплен определенный опыт работы по применению информационно-коммуникативных технологий по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка через урочную и внеклассную работу.
1. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Результатом обучения учителей-предметников по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» является повышение квалификации в сфере их базовой ИКТ-компетентности. На данный момент в нашей школе прошли обучение 90% учителей-предметников. Из них 30% активно применяют информационные технологии в своей практической деятельности. Учителя-предметники создают собственные мультмедийные проекты уроков, как для объяснения нового материала, так и для закрепления. У многих накоплен банк электронных мультмедийных уроков. Также активно используются в практике учителей-предметников готовые цифровые образовательные ресурсы. Например, компании «Кирилл и Мефодий», «1С:Репетитор» и др. Широко применяются возможности выхода в глобальную сеть Интернет для подготовки и проведения уроков сайт «Единой цифровой коллекции» school-collection.edu.ru/, региональный сайт http://www.nvobrazovanie.ru/ методических объединений Ханты-Мансийского автономного округа. Но остается проблема в том, что в нашей школьной медиатеке около 500 различных электронных дисков, из них на практике учителями- предметниками используется около 100 дисков. Как решить данную проблему остается пока вопросом.
2. Дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения на сайте http://edu.1september.ru/ педагогического университета "Первого сентября" с ведущими учеными, методистами, педагогическими работниками, проживающими в различных регионах России. Дистанционная форма позволяет предложить учителям-предметникам для повышения квалификации передовые и оригинальные авторские методики "из первых рук" вне зависимости от места проживания слушателей и авторов учебных курсов. Например, мною пройден курс «Основы web-дизайна и школьного «сайтостроительства». Очно - заочное обучение на сайте http://ars-edu.ru/ информационно-методического центра "Арсенал образования" группа учителей-предметников прошла курсы «Предпрофильная подготовка: теория и практика». По сравнению с обычными курсами повышения квалификации, дистанционные курсы имеют ряд особенностей. Прежде всего, они — дистанционные, заочные. Взаимодействие со слушателями производится посредством обычной почты и возможностей Интернета.
3. Развитие творческого потенциала подростков в условиях информатизации.
В школе накоплен опыт работы по отслеживанию способных к усвоению различных областей знаний, успешных учащихся, имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка через урочную и внеклассную работу. Традиционно проводятся предметные олимпиады для школьников младшего и среднего звена, интеллектуальный марафон для старшеклассников. Для проведения интеллектуального турнира знатоков «Одиссея разума» используется электронный тестирующий комплекс (ЭТК) по учебным дисциплинам, разработанный и созданный Чухалдиным Кириллом учеником 8-го класса нашей школы.
Кроме традиционных школьных, районных, окружных олимпиад в школе возрастает количество участников в различных интеллектуальных играх. Принимая активное участие в V Международной Олимпиаде по основам наук, нами использовалась электронная оболочка, предложенная организаторами олимпиады «Дом учителя Уральского Федерального округа». При проведении заключительного этапа в традиционной форме (на бумажном носителе) учащиеся были огорчены, что не использовалась на местах электронная оболочка для проведения заключительного третьего этапа V Международной Олимпиады по основам наук.
В VII-ой Международной Олимпиаде студентов и школьников "Эрудиты Планеты-2008" приняли участие 72 ученика нашей школы (из 560 учащихся школы): 12 разновозрастных команд по 6 человек. С 2003 года эта олимпиада для нашей школы стала уже традиционной. Каждую среду в течение трех месяцев (октябрь-декабрь) наши команды, используя дистанционные возможности Интернет, принимали участие в интеллектуальной игре. Достойным результатом является присуждение второго призового места команде 3 класса «ЛИДЕР» и выход команды 5 класса в высшую лигу.
Также наши учащиеся принимают участие:
- в международном дистанционном проекте для начальной школы "Эрудит-марафон учащихся", который проводился в три этапа;
- в III Всероссийской заочной олимпиаде школьников по информатике;
- во Всероссийской Интернет - олимпиаде школьников по информатике;
- в олимпиаде по информатике - телекоммуникационный образовательный проект;
- в телекоммуникационном образовательном проекте по химии.
Таким образом, это демонстрирует снятие проблемы возможности участия в интеллектуальных играх, конкурсах и олимпиадах, не зависимо от отдаленности сельской школы от центров социальной активности.
4. Проведение научных конференций учащихся общеобразовательных учреждений.
Данная форма работы является перспективной. Учащиеся, начиная с простейших исследовательских работ, получают умения и навыки работы над серьезными научными темами. Прослеживая всю последовательность научной работы: цель, задачи, проблема, гипотеза, новизна, теоретическая и практическая значимость, выводы, можно сказать о пропедевтической подготовке учащихся к работе на старшей ступени образования в высших учебных заведениях. Например, работая над проектами: «Электронный альманах «Мой поэтический мир»; «Сверхъязыки» нашего времени»; «Антивирусные программы и защита от «Трояна»…; «Что в имени тебе моем»; «Рекультивация земель»; «Суд над пивом»; «Шоколад»; «Верный путь к креслу стоматолога»; «А что несет в себе река?»; «Баба – яга. Кто она?»; «Сотовые телефоны, безопасны ли они?»; «Свои и чужие. Мир славянских духов.»; «Использование изделий в технике пэчворк в оформлении интерьера комнаты подростка»; «Современная российская семья», учащимися нашей школы применялись самые современные возможности информационных технологий: поиск информации в сети Интернет, исследовательская деятельность по разрешению проблемы, создание мультмедийных проектов, Web-сайтов и др. Защищая проекты на школьной, районной, региональной конференциях, учащиеся получают навыки выступления перед широкой и компетентной аудиторией.
С целью повышения информативности и открытости при организации работы с учениками, родителями, учителями, органами управления образования необходимая информация размещается на школьном сайте.
Наше будущее формируется сегодня, оно зависит от воспитания подрастающего поколения, формирования его интеллектуального багажа, обучения и передачи накопленного опыта. Эта задача достижима через внедрение и широкое использование информационно-коммуникативных технологий.
Другие статьи
- Технология организации процесса самообразования
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Электронное портфолио учителя
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Я – учитель!
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- "Моя педагогическая философия"
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.