С нами 17173 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании"
Ермакова Вера Николаевна
заместитель директора по учебно-методической работе,
преподаватель высшей квалификационной категории
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Воронежской области
"Воронежский музыкально-педагогический колледж",
г. Воронеж, Воронежская область
 
Комптентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом образовании
 
    Вхождение российского образования в Болонский процесс «высветило» ряд проблем и необходимость замены традиционной «знаниевой» парадигмы на новую. На уровне среднего профессионального (СПО) музыкально-педагогического образования к таким проблемам относятся: 1) несоответствие действующих государственных образовательных стандартов (ГОС) СПО перспективам развития профессиональной квалификационной структуры труда и требованиям работодателей; 2) отсутствие в системе СПО методологии и методик обучения, основан-ных на компетенциях; 3) отсутствие единой системы квалификаций РФ (ЕСК РФ), идентичной проекту Европейской системы квалификаций. Федеральным институтом развития образования, Центром профессиональных и образовательных стандартов разработаны основные принципы и направления из-менений профессионального образования России в рамках мировых тенденций. Выделены три основных направления: содержание образования, система финансирования и система управления образованием.
       В рамках статьи мы хотели бы сосредоточить внимание на первом направлении – содержании образования, которое включает в себя новые компетентностно ориентированные образовательные стандарты, призванные служить основой для разработки учебных планов, программ и технологий обучения. В новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения мы обнаруживаем новый подход к содержанию и оценке результатов образования на основе компетенций. В макете ФГОС СПО (раздел «Термины, определения, обозначения, сокраще-ния») отсутствует определение компетентности, но даны определения компетенции вообще, универсальных (общих) и специфических (профессиональных) компетенций. Вариантным толкованиям этих терминов – компетентность/компетенция – посвящены работы многих исследователей (И.А. Зимней, М.Н. Жуковой). Мы не ставим своей задачей установление терминологических тонкостей, лишь позволим себе высказать собственное понимание.
       Безусловно, эти понятия следует разграничить. В их иерархии, на наш взгляд, на более высокой ступени находится компетентность как «объем компетенций в определенной сфере деятельности» [1, 209]. Компетентность как «интеллектуально и личностно обусловленная сфера жизнедеятельности человека основывается на знаниях» [2, 4]. Следовательно, компетентный (от лат. «competens, competentes»- надлежащий, способный) – это человек, обладающий «знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение» [6, 342].
    Таким образом, компетентность проявляется и поддается оцениванию только в процессе деятельности и в рамках определенной профессии. Компетенция в макете ФГОС СПО определяется как «готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов» [5, 5]. Под внутренними ресурсами имеются в виду «общие способности человека, основанные на его знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования» [1, 209].
    Основная цель современного образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Ориентирование в смежных областях деятельности и обусловило необходимость разделения компетенций на общие (универсальные) и профессиональные (специфические).
     В разделе пятом Макета ФГОС СПО сформулированы общие компетенции выпускника, освоившего основную профессиональную образовательную програм-му СПО базового и повышенного уровней [5, 10-12]. Именно общие компетенции позволяют выпускнику решать теоретические и практические задачи деятельности (в том числе профессиональной), бесконфликтно общаться в коллективе в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять поиск и работу с информацией. Таким образом, ключевые компетенции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Специальные компетенции в макете ФГОС не определены.
        Исходя из логики построения стандартов СПО третьего поколения, попытаемся определить виды профессиональной деятельности учителя музыки, его профессиональные функции и специальные компетенции. Исследователи профессионально-педагогической компетентности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) в 90-е годы ХХ века выделяли несколько ее видов: три у Н.В. Кузьминой, четыре у А.К. Марковой. Мы согласны с точкой зрения А.Ф. Анисимова [1, 76] и думаем, что количество этих элементов можно сократить до трех: профессионализм знаний, профессионализм общения и профессионализм самосовершенствования.
    На основе обобщенной характеристики профессиональной компетентности преподавателя, представленной в таблице 5 работы А.Ф. Анисимова и В.Е. Сосонко [1, 76], определены конкретные требования к анализу работы преподавателя. Причем, авторами учтены и процессуальные показатели деятельности преподава-теля (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя), и результативные (обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся). Нам представляется, что именно предложенные авторами характеристики и положены в основу формулировки общих компетенций, а также готовности выпускника к профессиональной деятельности в части применения знаний и умений. В действующих сегодня ГОС СПО второго поколения определены следующие виды деятельности выпускника по специальности «Музыкальное образование»:
- образовательно-воспитательная,
- учебно-методическая,
- социально-педагогическая,
- культурно-просветительская.
      На наш взгляд, незаслуженно забыта музыкально-исполнительская деятельность учителя музыки. Притом, что она является «сквозной», пронизывая практи-чески все из перечисленных выше видов деятельности, она, тем не менее, заслуживает особого внимания, так как именно в ней ярче всего проявляются специфические компетенции учителя музыки. Мы попытались представить цепочку «виды деятельности – профессиональные функции – результаты освоения основной профессиональной образовательной программы» по схеме, предложенной разработчиками третьего поколения ФГОС СПО (таблица 1 макета). Виды деятельности Наименование профессион.альной функции Результаты освоения профессиональной образовательной программы по специальности 050601 Специальные компетенции Применение умений Применение знаний 1 2 3 4 5            1. Образовательно-воспитательная Преподавание СК 1.1. Составление рабочей программы СК 1.2. Создание учебной мотивации на уроке СК 1.3. Работа с документацией Планирование учебной темы Формирование установки на учебную деятельность Разработка плана урока, заполнение журнала, отчетов и т.п. Анализ методической литературы Знание методов и способов создания учебной мотива-ции Использование научно-популярной информации на уроке
     2. Учебно-методическая Методическая работа СК 2.1. Планирование ОП по предмету СК 2.2. Диагностика и анализ результатов пед. деяте-льности 1. Составление календарно-тематических. планов 2. Отбор содержания учебного материала к темам учебной программы 1. Диагностика и анализ обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости уч-ащихся Анализ нормативной и методической литературы, передового педагогического опыта Использование на уроке нового музыкального материала Знание различных методик диагнос- тики уровня обученности и обуча-емости, воспитанности и воспитуемости уч-ся
      3. Социально-пе-дагогическая Воспитатель СК 3.1. Взаимодействие с родителями учащихся СК 3.2. Сотрудничество с субъектами-участниками ОП Уметь вести разъяснительную и воспительную ра- боту Знание закономерностей общения, способов взаимодействия с индивидуумами и группой. 
         4. Культурно-просветительская Просветитель СК 4.1. Организация муз. досуговой дея-тельности детей (хоровой кружок, вокальный ансамбль, оркестр детских музыкальных инструментов, детский кукольный театр) СК 4.2. Организация внеклассной и внешкольной работы Умения в области музыкального исполнительства, лекторской деятельности Умение спланировать и организовать работу кружков дополнительного образования, выступления учащихся за пределами школы Знание основных форм и методов организации внеклассной работы Знание национальных и региональных культурных традиций
     5. Музыкально.-исполнительская Музыкант-исполнитель Музыковед СК 5.1. Музыкальное исполнительство СК 5.2. Анализ музыкальных произведений Умение играть на музыкальных инструментах, умение петь, хормейстерские умения Умение анализировать музыкальные произведения с точки зрения их эстетической ценности, содержания, формы, средств муз. выразительности, стиля, жанра, интерпретации Знание основ инструментального, вокального и хорового исполнительства, методики работы с детским хором, возрастных особенностей детских голосов, знание музыкального репертуара Знания музыкальной литературы, музыкальных стилей, методов музыковедческого, культурологического и исполнительского анализа музыкальных произведений.
     Далее попытаемся определить структурные единицы образовательного процесса по специальности 050601 «Музыкальное образование», воспользовавшись таблицей 6.3 из макета ФГОС СПО [5, 14]. Наименование специальной компетенции Наименования учебных дисциплин, обеспечивающих данные компетенции ОПД ЕНД ОГСЭД и физкультура ДПП 1 2 3 4 5 СК 1.1. Составление рабочей программы Педагогика, ОУИДС, практика ОТиММО СК 1.2. Создание учебной мотивации на уроке Педагогика, психология, практика, психолого-педагогический практикум Основы филосо-ии, основы права, Отечественная история, иностранный язык, МХК, русский язык и культура речи Музлитература, ОТиММО СК 1.3. Работа с документацией Педагогика, практика, ПОПД Основы права, русский язык и культура речи ОТиММО СК 2.1. Планирование ОП по предмету Педагогика, психолого-педаго-гический практикум, практика ОТиММО СК 2.2. Диагностика и анализ результатов педагогической деятельности Педагогика, психология, психолого-педагогический практикум, ОУИДС, практика Математика, информатика ОТиММО СК 3.1. Взаимодействие с родителями учащихся, Педагогика, психология, ПОПД Основы права СК 3.2. Сотрудничество с субъектами –участниками ОП Педагогика, психология, ПОПД Основы права СК 4.1. Организация муз. досуговой деятельности детей ОТиММО, ритмика и осно-вы хореографии, оркестр детских муз.ыкальных инструментов, хоровая аранжировка СК 4.2. Организация внеклассной и внешкольной рабо-ты Педагогика ОТиММО, ритмика и основы хореографии, хоровая аранжировка 1 2 3 4 5 СК 5.1. Музыкальное исполнительство Основной музыкальный инструмент, дополнительный музыкальный инструмент, аккомпанемент, хоровой класс и практика работы с хором, хоровое дирижирование, хороведение, во-кальный класс, сольфеджио, основы чтения хоровых парти-тур СК 5.2. Анализ музыкальных произведений Математика Основы философии, МХК, Отечественная исто-рия, введение в искусство (ДВ) Элементарная теория музыки, гармония, анализ муз. произ-ведений, музлитература, хороведение, хоровая литература (ДВ история музыкальных стилей (ДВ), детская музлитература (факультатив) После заполнения обеих таблиц может создаться впечатление, что целый ряд дисциплин блока ОПД (основы медицинских знаний, БЖ, возрастная анатомия, физиология и гигиена, менеджмент, экономика ОУ) не «задействован» в перечне, обеспечива-ющем овладение специальными компетенциями. Однако без них невозможно представить себе формирование универсальных компетенций специалиста любой из группы педагогических специальностей.
     Итак, в своей статье мы попытались на основе действующих ГОС СПО, макета ФГОС СПО третьего поколении и собственного административного опыта работы в качестве зам. директора по научно-методической работе Воронежского музыкально-педагогического колледжа определить виды деятельности учителя музыки, специальные компетенции и соответствующие им структурные единицы ОП. Безусловно, это лишь одна из попыток применения компетентностного подхода к организации ОП в системе СПО. Окончательный вариант стандартов третьего поколения должен законодательно закрепить предложения, содержащиеся в макете, и стать результатом плодотворного труда коллектива не только разработчиков, но и преподавателей-практиков, работающих в ОУ СПО, а также работодателей, которым, как никому другому, видны недостатки современной подготовки специалистов среднего звена педагогического образования.

Литература
1. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессио-нального образования: Монография / П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. – 256 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. ¬ 20 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. – С. 34-42.
4. Жукова М.Н. Развитие ключевых компетентностей будущих педагогов профессионального обучения как педагогическая проблема / М.Н. Жукова // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http: //www.eidos.ru journal/2005/0910-10.htm.
5. Макет ФГОС СПО третьего поколения. – М.: Федеральный институт раз-вития образования, 2006. – standart@firo.ru
6. Словарь иностранных слов. – М.: ЮНВЕС, 1995. - 832 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http: //www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных ком-петенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 де-кабря. – http: //www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ