С нами 15426 учителей, 5270 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся."

В самом начале этой работы хотелось бы немного рассказать о специфике лицея:

1)      Лицей использует пансионную систему обучения и образования с гендарным принципом формирования ученического контингента. Дети живут в интернате в период обучения в 7-м и 8-м класса. Соответственно нужно объяснить родителям плюсы этой системы.

2)      Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе (средняя наполняемость класса 15-20 человек).

3)      Широкий спектр дополнительных услуг (2 иностранных, 2 государственых языка, возможность выбрать углубленное изучение из 16 различных учебных предметов).

4)      Посещение на дому предусмотренно Планом лицея по воспитательной работе. Об этом оповещаются все родители в начале года.

Одно  из основных  направлений деятельности  классного  руководителя  в лицее- это работа  с родителями. В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.  Причем и в том и другом случае используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями

 

Нетрадиционные формы работы с родителями

-родительские собрания

-общеклассные и общешкольные конференции

-индивидуальные консультации

-посещение на дому отстающих

 

-тематические консультации

-родительские чтения

-родительские вечера

-пикники, чаепития совместно с родителями, учениками и учителями

- посещение на дому всех учеников

 

О последней форме организации работы с родителями и учащимися и хотелось бы рассказать в этой работе. Посещения на дому всех учеников и родителей – это наш «фирменный» способ работы с родителями. Почему он  «фирменный» ? Посещения на дому являются своеобразной формой индивидуальных консультаций —  и это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей у нас в лицее. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Посещения мы стараемся использовать не только в целях предупреждения конфликтных ситуации, но для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между педагогами и семьей. Мы проводим такие посещения - собеседования с родителями, для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, выявить трудные точки соприкосновения, возможные проблемы. Во время бесед мы рассказываем больше о себе, тем самым вызывая доверие родителей. А это немаловажный фактор для конструктивного взаимодействия.

 Готовясь к посещению, классный  руководитель определяет ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с ребенком.  Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Тем более что условия проживания ребенка в интернате максимально приближены к домашним и черты его характера выражаются ярче, чем в общеобразовательной школе.

Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком. Необходимая информация для большего развития индивидуального подхода заключается в следующем:

·        особенности здоровья ребенка;

·        его увлечения, интересы (в том числе учебные) ;

·        особенности в общения в семье;

·        поведенческие реакции учащегося;

·        особенности характера подростка;

·        способы формирования мотивации обучения;

·        моральные ценности семьи;

·        изучение  личности  и необходима ли коррекция  в  воспитании  ребенка.

Мы рассматриваем процесс взаимодействия учителей, ученика и родителей как устойчивую взаимосвязь. Это можно представить в виде схемы:

Заметьте, что только в результате объединения всех трех элементов мы  сможем создать условия формирования Личности.

Задачи, которые ставятся при посещении семей учащихся:

·        налаживание связей между лицеем и  родителями;

·        повышение воспитательного потенциала семьи;

·        координация усилий семьи, лицея и ребенка;

·        достижение взаимопонимания между семьей, лицеем и ребенком;

·        стимулирование родительского участия в учебно-воспитательном процессе;

·        объяснение принципа добровольности дополнительного профессионального образования в лицее (ученик показывает инициативу, а лицей вместе с родителями создает условия для эффективной системы образования).     

 

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать не только в целях предупреждения конфликтных ситуации, но для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. Посещение возможно только после получения разрешения родителей.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

1)      Классному руководителю сложнее работать в условиях пансионатной системы, потому что требуется больше времени, усилий для наблюдения и анализа ситуации деятельности учащихся в лицее и интернате.

2)      Благодаря гендарному подходу работать с учениками легче, тем более что большенство педагогов лицея- мужчины, но в связи с этим труднее строить партнерские отношения с родителями.

3)      Профильный уровень образования в лицее предъявляет более высокие требования к личности классного руководителя и учителя-предметника, которые предпологают самообразование, организованность и педагогическое мастерство.

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Такая форма работы с родителями как посещение на дому всегда оставалась, на мой взгляд проблемной. Ведь именно она занимает большую часть, так не хватаемого, времени. Но и эффект от нее наибольший. Здесь я с вами согласна полностью. Думаю, что классному руководителю нужно умело сочетать формы работы.
Елена Маратовна Онищук, дата: 16.11.2014 в 12:07  
#2 Да, такая форма работы хорошая. Но есть семьи, которые не всегда будут рады видеть учителя дома.
Ольга Даниловская, дата: 02.06.2015 в 19:36  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.