Статья " Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся."
В самом начале этой работы хотелось бы немного рассказать о специфике лицея:
1) Лицей использует пансионную систему обучения и образования с гендарным принципом формирования ученического контингента. Дети живут в интернате в период обучения в 7-м и 8-м класса. Соответственно нужно объяснить родителям плюсы этой системы.
2) Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе (средняя наполняемость класса 15-20 человек).
3) Широкий спектр дополнительных услуг (2 иностранных, 2 государственых языка, возможность выбрать углубленное изучение из 16 различных учебных предметов).
4) Посещение на дому предусмотренно Планом лицея по воспитательной работе. Об этом оповещаются все родители в начале года.
Одно из основных направлений деятельности классного руководителя в лицее- это работа с родителями. В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Традиционные формы работы с родителями
|
Нетрадиционные формы работы с родителями |
-родительские собрания -общеклассные и общешкольные конференции -индивидуальные консультации -посещение на дому отстающих
|
-тематические консультации -родительские чтения -родительские вечера -пикники, чаепития совместно с родителями, учениками и учителями - посещение на дому всех учеников |
О последней форме организации работы с родителями и учащимися и хотелось бы рассказать в этой работе. Посещения на дому всех учеников и родителей – это наш «фирменный» способ работы с родителями. Почему он «фирменный» ? Посещения на дому являются своеобразной формой индивидуальных консультаций — и это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей у нас в лицее. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Посещения мы стараемся использовать не только в целях предупреждения конфликтных ситуации, но для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между педагогами и семьей. Мы проводим такие посещения - собеседования с родителями, для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, выявить трудные точки соприкосновения, возможные проблемы. Во время бесед мы рассказываем больше о себе, тем самым вызывая доверие родителей. А это немаловажный фактор для конструктивного взаимодействия.
Готовясь к посещению, классный руководитель определяет ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с ребенком. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Тем более что условия проживания ребенка в интернате максимально приближены к домашним и черты его характера выражаются ярче, чем в общеобразовательной школе.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком. Необходимая информация для большего развития индивидуального подхода заключается в следующем:
· особенности здоровья ребенка;
· его увлечения, интересы (в том числе учебные) ;
· особенности в общения в семье;
· поведенческие реакции учащегося;
· особенности характера подростка;
· способы формирования мотивации обучения;
· моральные ценности семьи;
· изучение личности и необходима ли коррекция в воспитании ребенка.
Мы рассматриваем процесс взаимодействия учителей, ученика и родителей как устойчивую взаимосвязь. Это можно представить в виде схемы:
Заметьте, что только в результате объединения всех трех элементов мы сможем создать условия формирования Личности.
Задачи, которые ставятся при посещении семей учащихся:
· налаживание связей между лицеем и родителями;
· повышение воспитательного потенциала семьи;
· координация усилий семьи, лицея и ребенка;
· достижение взаимопонимания между семьей, лицеем и ребенком;
· стимулирование родительского участия в учебно-воспитательном процессе;
· объяснение принципа добровольности дополнительного профессионального образования в лицее (ученик показывает инициативу, а лицей вместе с родителями создает условия для эффективной системы образования).
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать не только в целях предупреждения конфликтных ситуации, но для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. Посещение возможно только после получения разрешения родителей.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
1) Классному руководителю сложнее работать в условиях пансионатной системы, потому что требуется больше времени, усилий для наблюдения и анализа ситуации деятельности учащихся в лицее и интернате.
2) Благодаря гендарному подходу работать с учениками легче, тем более что большенство педагогов лицея- мужчины, но в связи с этим труднее строить партнерские отношения с родителями.
3) Профильный уровень образования в лицее предъявляет более высокие требования к личности классного руководителя и учителя-предметника, которые предпологают самообразование, организованность и педагогическое мастерство.
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Театральный проект
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- Молодежное добровольчество
- "Моя педагогическая философия"
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)