Статья "Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения"
Современные проблемы в области преподавания декоративно-прикладного искусства и пути их решения
Глуховец Татьяна Ильинична,
педагог дополнительного образования,
руководитель детского объединения
"Мастерская "Роспись по дереву"
БОУ ДОД города Омска "ГДД(Ю)Т"
Не секрет, что в настоящее время, многие педагоги в области преподавания декоративно-прикладного искусства сталкиваются со многочисленными проблемами. Это сложности в наборе детей, недостаточная сохранность контингента обучающихся, слабая мотивация детей к образовательной деятельности.
Это связано и с социально-демографической ситуацией и с несоответствием целей и содержания образовательного процесса современным требованиям.
По моему мнению, одной из главных причин данной ситуации является и низкая социальная значимость данного вида деятельности.
Начав занятия в каком-нибудь детском объединении ДПИ, ребенок увлекается постижением основ мастерства. На первых порах мнение и авторитет педагога, его одобрение и участие является главным и достаточным условием плодотворной творческой работы детей. Хорошо если интересуются творчеством ребенка родители, что общеизвестно встречается не всегда.
Мотивом к занятиям это все является не очень продолжительное время, особенно в подростковом возрасте. А именно на средний и старший школьный возраст рассчитано большинство образовательных программ декоративно-¬прикладного искусства.
Через некоторый промежуток времени ребенок чувствует отсутствие перспективы.
Совершенствование профессионального мастерства не приносит необходимого отклика, положительной обратной связи от общественности. Объединения ДПИ проигрывают и в широте тематики и в количестве выставок и конкурсов различных уровней.
По моим подсчетам конкурсов рисунков для детей больше, чем конкурсов ДПИ почти в пять раз. Участие в региональных, областных, всероссийских, и международных конкурсах осложнено материальными и временными затратами, которые требует специфика большинства видов ДПИ. В чем же я вижу выход из создавшейся ситуации. Возможно крупицы моего многолетнего опыта, будут полезны педагогам, которые не стоят на месте, ищут новые пути своей образовательной деятельности.
Столкнувшись с проблемами в своем образовательном процессе, педагог дополнительного образования должен как никто другой всесторонне проанализировать все сильные и слабые стороны в своей работе, цели, задачи и содержание программы.
Для себя решение вышеизложенных проблем я нашла в сочетании нескольких путей изменения педагогического процесса.
Первый путь – это расширение содержания образовательного процесса и видов деятельности по освоению специальных умений. Это потребовало внесение изменений в программу в плане более глубокого изучения основ композиции, законов цветоведения, освоения техник и приемов в различных видах изобразительного искусства. Помимо росписи по дереву мы стали заниматься другими видами ДПИ – батиком, гобеленом. Это расширило возможности самовыражения ребенка в творчестве и позволило увеличить количество участников выставок и конкурсов.
На сегодняшний день мои воспитанники имеют широкие возможности представлять свое творчество на уровнях от городского до международного, получать положительный отклик в виде благодарностей, дипломов и грамот, призов и др. наград.
Несомненно, это увеличило степень удовлетворенности детей результатами образования.
Хотелось бы привести пример географии и уровней конкурсов за последние три года:
- Белоруссия, Международный конкурс "На земле своей" – 7 дипломов, 15 грамот.
- США, Международный конкурс "Рождественские фантазии" – 10 дипломов.
- Вологда, Международный конкурс "Ребята о зверятах" – 3 благодарности.
- Новосибирск, Всероссийский конкурс "Космос и я" – 7 дипломов.
- Польша, Международный конкурс "Человек и собака" – 5 дипломов.
Второй путь – внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Для меня наиболее приемлемой и успешной инновацией стал метод проектирования, и совершенствования таких универсальных умений, как планирование, самоанализ, командная деятельность, презентация и др. Важно, что проектная технология позволяет достаточно реально диагностировать образовательные результаты. Технология проектирования позволяет педагогу превратиться из источника знаний, умений и навыков в партнера по творчеству. Впервые элементы технологии проектирования я применила в своем образовательном процессе в 2009 году. В нашем отделе проходил конкурс творческих проектов "Дворец – планета добра, здоровья и красоты".Это был своего рода эксперимент. Реально оценивая возможности своих детей, я решила пройти для начала не все этапы проектирования. Мои ученики участвовали только в планировании, выборе темы, практическом выполнении, в содружестве с детским объединением "Бисероплетение", обучающиеся которого взяли на себя работу над презентацией.
Считаю, что это было верное решение, так как мои скромные, нерешительные дети, посмотрев на сверстников, зажглись решимостью самостоятельно участвовать в презентациях и представлять результаты своей работы.
В проектной деятельности, помимо всего прочего, для меня важен социальный заказ.
В процессе работы над проектом новогодней бутафории и украшения Дворца, участие в презентациях и творческих конкурсах неформального объединения "Союз Творческих Сил", в научно-практической работе имеют социальную значимость.
От проекта к проекту вырастал опыт, активность, и умения моих учеников, а главное они стали заметны, востребованы и уважаемы в творческом сообществе детей всего Дворца. Думаю и взрослым и детям запомнились и наше участие в презентациях, и в конкурсах СТС, и новогодняя бутафория и украшения, и участие в других творческих конкурсах.
Неоспоримым наглядным результатом проектной деятельности считаю тот факт, что в настоящее время коллектив моих учеников является ведущим и самым активным в творческих, досуговых и даже спортивных делах отдела и Дворца. С радостью могу отметить, что сложился крепкий коллектив. На высоком уровне находятся такие показатели, как умение работать в группе, умение презентовать себя, повысилась социальная активность детей.
В заключении хотелось бы сказать, что я вижу, и другие пути повышения качества образовательного процесса и новые идеи ждут своего воплощения в жизнь.
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Театральный проект
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- Кукольный театр
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида