С нами 17200 учителей, 7312 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования"
Ермакова Вера Нниколаевна
кандидат педагогических наук, заместитель директора
по учебно-методической работе
 Государственного бюджетного профессионального образовательного 
учреждения Воронежской облаксти 
«Воронежский музыкально-педагогический колледж»,
Воронежская область

Анализ миссий образовательных организаций
среднего профессионального образования
 
    В настоящее время изучение вопросов функционирования и развития образовательных организаций привлекает пристальное внимание руководителей. Причем, в последние годы акцент в исследованиях все больше смещается с психолого-педагогических аспектов управленческой деятельности в сторону управленческих, организационных, экономических и правовых вопросов жизнедеятельности. В ряде диссертационных исследований (О. В. Гайнанова, Н. И. Морозова, Л. П. Панина, Т. М. Резер, Т.А. Смолина и др.) «раскрыты организационно-педагогические условия функционирования и развития учреждений среднего профессионального образования» [3, с. 13]. Однако теоретические и практические аспекты образовательной миссии колледжа как образовательной организации среднего профессионального образования (СПО) в современных рыночных условиях исследованы недостаточно.
     Исследованию миссии в образовании (на примере университета) посвящена статья Е. П. Белозерцева [4]. В ней автор дает следующие определения миссии организации – «фундаментальное, часто недостижимое и одновременно уникальное будущее ее состояние, к которому нужно стремиться» [4, с. 5]; «общая формулировка наиболее общих интенций организации, совокупность относительно устойчивых устремлений, целей, на которые ориентируются или должны быть направлены действия участников, то есть, по сути, самоопределение организации, происходящее в логике ответов на вопросы: для чего организация существует, к чему она должна стремиться, чьи и какие потребности должна удовлетворять, в чем усматривает свое социальное служение» [Там же]. По мнению автора, миссия университета включает «творение и сохранение культурной идентичности народа; интерпретацию, получение и трансляцию знаний на специализированное и углубленное универсальное знание» [Там же].
      Нам представляется, что в предложенной формулировке основной акцент сделан на ценностной стороне университетского образования вообще без какой-либо конкретизации применительно к определенному образовательному учреждению. То же самое относится и к формулировке автором миссии педагогического университета: «вывести современную педагогическую теорию и образовательную практику из технократии, моделирования и возвратить на поле историко-культурного наследия» [4, с. 5].  
      Формулировки миссий конкретных  вузов нам удалось обнаружить в учебниках по менеджменту и монографиях. Так, в учебнике А. И. Орлова приводится определение миссии Московского государственного института электроники и математики, которая заключается в подготовке студентов и аспирантов «в традициях русской системы образования (по соответствующим специальностям)» [5, с. 1]. Такая формулировка миссии тоже не содержит конкретной информации о специфике образовательного учреждения, о видах и качестве предоставляемых образовательных услуг. Правда, далее приводятся стратегические цели института, но они конкретизируют деятельность образовательного учреждения применительно к научному уровню преподавательского состава, уровню базовой подготовки абитуриентов, материально-технической базе и контролю качества работы преподавателей и студентов.  
       В монографии М. Г. Подпригора (см. приложение 11) содержится миссия Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге, которая состоит в «улучшении знаний и обучении студентов в среде науки и технологий, которые будут наилучшим образом служить России и всему миру в 21 веке» [6]. Начало формулировки этой миссии вызывает недоумение, так как основано на знаниевой парадигме образования, которую в настоящее время заменила личностно-деятельностная. В последующем тексте документа декларируется одинаковая важность и взаимодополняемость передачи знаний и научно-исследовательской деятельности; перечислены обязательства и стремления университета, и сделано это вполне убедительно, однако «разработчикам» миссии следует потрудиться над изменением начала формулировки собственно миссии.
    Анализ миссий вузов не входит в задачу нашей статьи. Нас гораздо в большей степени интересуют формулировки миссий образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) и конкретно, миссии педагогических колледжей. Наше внимание привлекла статья директора гимназии № 14 г. Красноярска Н. В. Шуляк, посвященная стратегическому планированию деятельности образовательного учреждения, в которой автором сформулированы требования к миссии образовательной организации. По мнению автора, миссия должна содержать ответы на вопросы:
кто мы? (официальный (юридический) статус);
ради чего? (общечеловеческие ценности и качественные изменения);
для кого? (целевая группа и ее потребность);
где? (муниципалитет, на который распространяется деятельность);
как? (общая формулировка типа деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы) [7, с. 4].
      Помимо требований к содержательной стороне миссии образовательного учреждения Н. В. Шуляк предлагает и практические рекомендации к собственно формулировке миссии, которая должна быть:
- короткой (не более сорока слов / трех предложений);
- ясной по изложению (как минимум для вашей целевой группы);
- позитивной;
- написана в настоящем времени с предпочтением глагольных форм.
        На официальных сайтах образовательных организаций СПО нам удалось обнаружить достаточное количество миссий педагогических колледжей, что лишний раз подтверждает интерес и внимание руководителей к вопросам стратегического планирования и позиционированию своих образовательных учреждений в сети «Интернет».
    Прежде чем перейти к анализу миссий педагогических образовательных организаций СПО, приведем еще две цитаты из основополагающих документов в сфере образования. Пункт 1 статьи 68 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1, с. 68].  
      Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [2], регулирующее деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений СПО, определяет в качестве основных задач среднего специального учебного заведения следующие:
а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества».
Эти цитаты во многом объясняют те «повторы», которые встречаются в миссиях педагогических колледжей, приведенных в таблице 1.
 
Таблица 1 – Примеры миссий педагогических колледжей

п/п
Название
образовательной
организации
Миссия
1 Ульяновский
педагогический колледж № 4
Подготовка квалифицированных специалистов для новой российской школы в соответствии с лучшими традициями среднего профессионального образования Российской Федерации.
2 Краснодарский
педагогический колледж № 2
Подготовка квалифицированного специалиста к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС), конкурентоспособного на региональном рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными гражданскими качествами личности в соответствии с запросами и потребностями региональной экономики и социокультурной политики Краснодарского края.
3 Канский
педагогический колледж
Обеспечение высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов для новой школы инновационного типа и создание условий для расширения целевой аудитории потребителей образовательных услуг, удовлетворения их запросов и ожиданий
4 ОГОБУ СПО
Иркутский региональный колледж педагогического образования
Подготовка педагогов дополнительного образования, роль которых в свете президентской инициативы «Наша новая школа» принципиально изменяется…
5 Автономное учреждение сред-него профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» Сохранение и приумножение духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке специалистов педагогического, социально-культурного и технических профилей на основе интеграции учебного процесса с заинтересованными учреждениями и производством.
6 КГБОУ СПО (ССУЗ)
«Енисейский педагогический колледж»
Формирование творческого, успешного, высококвалифицированного специалиста, достойного гражданина России
7

ГОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж

Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения, владеющих навыками инновационной деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума, эффективно решать задачи профессиональной деятельности и обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами.
8 Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга Качественная подготовка специалистов, работающих в системе образования: учителей, руководителей, воспитателей, психологов.

9

БОУ СПО Вологодской области «Вологодский педагогический колледж Служение сохранению и развитию отечественного образования, культуры и науки, обеспечение качественного уровня освоения профессионального, гуманитарного и социально-экономического знания, создание условий для становления образованной, культурной и деятельной личности.
10 Соликамский
педагогический колледж
 
Подготовка специалистов для педагогической и социальной сфер деятельности, отвечающих требованиям международного стандарта, на основе оптимального содержания профессионального образования, удовлетворения индивидуальных потребностей и реализации возможностей всех субъектов образовательного пространства.
11 ГАОУ СПО РК
«Петрозаводский
педагогический колледж»  

 
Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
12 Бугульминский профессионально-педагогичес-кий колледж: Сохраняя свои традиции и внедряя инновации, колледж является гарантом качественного профессионального образования, обеспечивающего возможность карьерного роста и достойного положения в обществе;
1.Оказание качественных услуг.
2.Содействие конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг.
3.Приобщение студентов колледжа к ЗОЖ.
13 Педагогический колледж № 7 «Маросейка» Обеспечение выхода на рынок образовательных услуг высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области дошкольного, музыкального и дополнительного образования; носителя гуманных идей в процессе развития, образования и воспитания ребенка; способного выступать педагогом, консультантом, защитником прав и свобод ребенка, родителей и семьи; владеющего эффективными личностно-ориентированными технологиями образования и воспитания.
14 Тольяттинский
социально-педагогический колледж
Подготовка специалиста нового типа, соответствующего европейским стандартам и эффективная реализация нововведений в образовании
15 ГОУ СПО «Туймазинский педагогический колледж»
 
Развитие степени соответствия трудового потенциала выпускника установленным требованиям общества, самого выпускника и работодателей в профессиональных, жизненных и гражданских компетенциях.
16 Тамбовский
педагогический колледж 


 
Обеспечение современного качественного образования посредством сохранения и приумножения научных, нравственных и культурных ценностей общества, способствующих социально-экономическому развитию региона
17 ГОУ СПО «Чайковский
профессионально-педа-гогический колледж» (ЧППК)
Содействовать социализации молодежи и обеспечивать рынок труда Юго-западной части Пермского края востребованными квалифицированными рабочими и специалистами.
18 Гуманитарно-педагогический колледж является при институте теологии и международных отношений (Республика Дагестан)
 
Формирование творческой личности конкурентоспособного специалиста, достойного гражданина России, которая заложена в основу стратегического развития колледжа. Главными приоритетами колледжа являются: качество, информатизация, инновационные технологии в обучении. Основные качества нашего выпускника – высокая квалификация и соответствие самым взыскательным требованиям работодателя.
 
19 Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж № 2». Обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку специалистов для системы образования и социальной защиты Красноярского края, удовлетворяя запросы потребителя в качественных образовательных услугах.
20 ГБОУ СПО Педагогический колледж № 15 ДО г. Москвы Создание инновационно-развивающей и здоровьесберегающей среды, обеспечивающей качество образования при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров среднего педагогического звена, для профессиональной деятельности в условиях рынка, развитие творческой активности обучающихся на основе использования разнообразных форм и технологий обучения.
 
         Попытаемся проанализировать, какие из содержательных компонентов миссии и в какой степени представлены в приведенных примерах. Обратим внимание на то, что мы исключили сведения о статусе образовательных учреждений, так как они содержатся в их названиях, а целевая группа разбита нами на две – потребителей образовательных услуг (то есть население) и работодателей – потребителей «конечного продукта» колледжей – выпускников.

Таблица 2 – Содержательные компоненты миссий
Общечелове-ческие
ценности
 
Ориентация на
потребности
потребителей
образовательных
услуг
Учет
потребностей
работодателей
Ориентация
на
региональный рынок труда
Технологии,
используемые
при
подготовке
специалистов
Качество предоставляемых образовательных услуг
3 3 3 8 4 7
 
      Итак, безусловным «лидером» −8 из 20 (40%) среди содержательных компонентов миссий педагогических колледжей является ориентация их деятельности на рынок труда, и еще более конкретно – на региональный рынок. Если к этой цифре прибавить еще 3 миссии, которые ориентированы на обеспечение запросов работодателей, то это показатель увеличится до 11 (55%). Предоставление качественных образовательных услуг гарантируют 7 колледжей (35%). В 4-х миссиях есть упоминание о технологиях, используемых преподавателями колледжей при подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов (20%). Миссии лишь трех колледжей провозглашают удовлетворение потребностей и интересов потребителей образовательных услуг (15%). На сохранение общечеловеческих (культурных, нравственных, образовательных) ценностей нацелены миссии трех колледжей (15%).
    О соответствии подготовки выпускников международным стандартам говорится в миссии Соликамского педагогического колледжа, европейским стандартам – в миссии Тольяттинского социально-педагогического колледжа, тем самым названные образовательные учреждения устанавливают «высокую планку» качеству предоставляемых образовательных услуг. Идея социального партнерства фигурирует в миссиях Соликамского и Тольяттинского колледжей.
А теперь, для полноты картины, проанализируем, какие качества выпускника гарантируют педагогические колледжи в своих миссиях:

Таблица 3 –Приоритетные качества выпускника
п/п
Гарантируемое качество выпускника
Количество миссий,
в которых упоминается
1 Высокая квалификация 7
2 Конкурентоспособность 7
3 Гражданские качества 5
4 Творческая активность 3
5 Мобильность 3
6 Способность к адаптации 2
7 Нравственные качества 2
8 Способность к саморазвитию 1
9 Востребованность 1
10 Компетентность 1
11 Способность к профессиональному росту 1
12 Владение навыками инновационной
деятельности
1
13 Способность к саморазвитию 1
14 Успешность 1
 
       Первые два места в «рейтинге» качеств выпускника колледжа (в проанализированных миссиях мы насчитали 14 таких качеств) занимают квалификация и конкурентоспособность (по 50%), на третьем месте – гражданские качества личности выпускника и мобильность (38%). Способность адаптироваться к социуму и нравственные качества набрали по 21%, а все остальные качества (№№ 8-14 в таблице 3) – всего по 7%.
   Проанализируем представленные миссии с точки зрения отражения в них специфики образовательных учреждений. С одной стороны, можно считать, что упоминание в миссии региона, на рынок труда которого ориентирована деятельность колледжа, может считаться отражением специфики. Но, на наш взгляд, специфика педагогического колледжа в большей степени проявляется в самой «номенклатуре» предоставляемых образовательных услуг и в особенностях организации образовательного процесса. В этом плане стоит выделить формулировки миссий Московского педагогического колледжа № 15, Иркутского регионального колледжа педагогического образования, Педагогического колледжа № 7 «Маросейка» (г. Москва).
          Некоторые миссии дополнены девизами.

Таблица 4 – Примеры девизов

п/п
Название
образовательного учреждения
Девиз
1 ОГОБУ СПО Иркутский региональный колледж педагогического образования От опыта каждого – к объединенному педагогическому колледжу с яркой индивидуальностью и  корпоративной душой
2 Гуманитарно-педагогический колледж при институте теологии и международных отношений (Республика Дагестан) ЗНАНИЯ НАШИХ СТУДЕНТОВ – гарантия трудоустройства
 
        В первом из них – налицо ориентация на корпоративные ценности, во втором случае девиз дополняет миссию, будучи ориентирован на трудоустройство выпускников, с одной стороны, и подчеркивая качество знаний выпускников, с другой. Заметим, однако, что знания сами по себе (как и образование вообще) никак не гарантируют успешность профессиональной деятельности. Поэтому девиз, безусловно, «украшает» миссию, но не в этом его основное предназначение. Скорее его функция аналогична рекламному слогану товара: он делает миссию и имидж учреждении более запоминающимся.
         В целом, на основе анализа приведенных в таблице миссий педагогических колледжей можно сделать следующие выводы:
1) в большинстве приведенных примеров достаточно полно представлены основные содержательные компоненты миссии;
2) главным из них в духе современных требований провозглашается ориентация на требования рынка труда;
3) вместе с тем лишь в небольшой части миссий обнаруживается отражение специфики образовательного учреждения.
     Что касается собственно формулировок приведенных миссий, то можно отметить ясность, позитивность и относительную краткость изложения: 9 (45%) из приведенных миссий насчитывают не более 20 слов, 4 (20%) – содержат от 21 до 29 слов, 3 (15%) – от 33 до 37 слов и 2 (10%) – по 45 слов.

Литература
  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон  от  29.12.2012 N 273-ФЗ. – М. : Издательство «Омега – Л», 2013. – 134 с. – (Закон Российской Федерации).
  2. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) : Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543. – (http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/4802/). Проверено 21.10.2013 г. 
  3. Арефьев О. Н. Образовательная миссия колледжа в современном рынке труда: Дисс… кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. Н. Арефьев. − Екатеринбург, 2003. – 258 с.
  4. Белозерцев Е. П. Миссия образования / Е. П. Белозерцев // Инициативы XXI века: научно-просветительский журнал. – 2009. - № 1. – (http://www.ini21.ru/arhiv/1-09/78.php). Проверено 21.10.2013 г.
  5. Орлов А.И. Менеджмент : Учебник / А.И. Орлов. – М. : Издательство «Изумруд», 2003. – 298 с. − (http://www.aup.ru/books/m151/). Проверено 17.10.2013 г.
  6. Подопригора М. Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособного вуза на основе бенчмаркинга и методики распознавания образования: монография / М. Г. Подопригора. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 216 с. − (http://www.aup.ru/books/m244/ ). Проверено 17.10.2013 г.
  7. Шуляк Н. В. Стратегическое планирование деятельности общеобразовательного учреждения, 2009 / Н. В. Шуляк. – (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,12084/Itemid,5501328/). Проверено 17.10.2013 г.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ