Статья "Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС"
Алевтина Дылева
28.03.2014
3278
0
ФГОС
«Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС»
А.В.Дылева, учитель начальных классов
МБОУ «Молотицкая СОШ»
Муромского района
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я работаю, имеет ряд особенностей. Это прежде всего:
Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.
Одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта является сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.
Организация педагогом занятия в разновозрастной группе предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы.
1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)
А.В.Дылева, учитель начальных классов
МБОУ «Молотицкая СОШ»
Муромского района
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я работаю, имеет ряд особенностей. Это прежде всего:
- малочисленность коллектива учащихся: малочисленность классов (менее 15 ч.)
- интегративность форм образовательной деятельности: совмещение классов в один класс – комплект, разновозрастные школьные объединения учащихся, межшкольные связи,
- комплексирование образовательных услуг: реализация в школе программ дошкольного, дополнительного образования, начальной профессиональной подготовки.
Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.
Одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта является сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.
Организация педагогом занятия в разновозрастной группе предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы.
1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)