С нами 13410 учителей, 4700 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС"
Алевтина Дылева   28.03.2014   1120   0   ФГОС

«Возможности введения разновозрастного обучения  в рамках ФГОС»
 
А.В.Дылева, учитель начальных  классов 
МБОУ «Молотицкая СОШ»
Муромского района
 
 
      Начальная школа —  важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин,  но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   
 Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их  теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы.   Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я  работаю, имеет ряд особенностей.  Это прежде всего:
  1. малочисленность коллектива учащихся: малочисленность классов (менее 15 ч.) 
  2.  интегративность форм образовательной деятельности: совмещение классов в один класс – комплект,    разновозрастные школьные объединения учащихся,    межшкольные связи,   
  3.  комплексирование образовательных услуг: реализация в школе программ дошкольного, дополнительного образования, начальной профессиональной подготовки.  
Именно поэтому, на сегодняшний день обучение в РВГ мы рассматриваем с точки зрения решения проблемы доступности качественного образования в сельской школе. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (по Л.В.Байбродовой).
Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.
Одним из требований к результатам освоения  основных образовательных программ федерального государственного стандарта является  сформированность у выпускников начальной школы  общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.
       Организация педагогом занятия в разновозрастной группе  предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы. 
1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)

2.  Выбрав  дерево, посадите его в наш  волшебный сад и поясните свой  выбор. 
 (Разновозрастное занятие по окружающему миру и ОБЖ « Путешествие в страну Здорового образа жизни» 2-5 классы)
Изображение 054
Образовательная программа предусматривает возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов.
Занятия с разновозрастным составом учащихся дают возможность разнообразить виды деятельности, формы обучения детей, избежать монотонности учебного процесса, а главное предоставить условия для реализации самостоятельных действий учащихся и уменьшения опеки со стороны учителя.  Анализ проблем малочисленной школы определяет основную цель работы сельского учителя развивать взаимодействие участников педагогического процесса с ориентацией на диалог, сотрудничество, партнерство через специально организованную  учебную деятельность.
Здесь имеет место другой принцип разновозрастного обучения -  принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга.  Реализация данного принципа предусматривает:
- выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающегося;
- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки;
- определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок (рефлексия).
Лист оценивания
Ф.И. учащегося__________________________________________Класс_____________
 
Этапы занятия Отметка Кто оценивает
1 Устный  счет   Самопроаерка
2 Решение выражений    
3 Решение задач   Взаимопроверка
4 Работа  с геометрическим материалом    
5 Итоговая отметка за урок   Учитель
  
 
 
  1. Математика Устный счет 3-4 классы «Собери слово»
 
2*3 9*4 5*4 9*6 4*3 9*8 7*6 9*3
П Р Т А Я ! К Е
 
 
  1.  Тема «Закрепление вычислительных приемов умножения и деления» (3-4 классы)
Устный счет
1 задание:  Разминка для ума.
Выполнив его, мы узнаем, на какую станцию мы прибудем сначала.
Решаем примеры  устно, находим карточку с нужным ответом и прикрепляем к доске.
90:15=6 с                                690:10=69          с
80:10=8 т                                700:100=7          м
70:10=7 а                                777:7=111           е
64:4=16 н                                96:8=12               к
30:3=10 ц                                156*2=312          а
18*4=72 и                               714:7=102           л
3*19=57 я                                500*60=3000     к
                                                  140:70=2            а
Переворачиваем  карточки, читаем, что получилось (если слова написаны без ошибок, то примеры сосчитаны верно).
  1. Русский язык.  Тема «Безударные гласные» (2,3-4 классы)
Карточки для 2, 3-4 классов
2 класс.  Бревно  – бревна, гл(а,о)за – глаз, дв(о,а)ры  – двор, з(е,и)рно – зерна, кр(о,а)ты  – крот, м(о,а)сты – мост, р(е,я)ды  – ряд, Гн(е,и)здо – гнезда, д(а,о)ска – доски.
Задание: Списав, выбрав нужную букву и расставив  ударение.
3-4 класс Бр  вно, гл за, дв ры, з рно, кр  ты, м сты, р ды, гн зда, д  ска,  ст на.
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, подобрать  проверочные слова.
- Какие буквы  пропущены? (проверка по карточке с готовыми ответами и вывод правила, чтение правила в учебнике) 
  1. Словарная работа (3-4 классы)
Р…ссия, р…дина, ру…кий …зык, д…ревня, Т…лызино, гор…д, б… реза, ул…ца.
- Вставьте пропущенные  буквы, запишите слова. 
- Проверьте по  словарю у друга.
- Поставьте оценки  другу.  
Организация образовательного процесса на занятии в РВГ имеет ряд специфических особенностей:
  • учет характеристик и показателей межличностного взаимодействия;
  • использование приемов и средств организации совместной деятельности;
  • включение школьников в систему социальных ролей с учетом мотивации ребенка;
  • формирование и развитие взаимоотношений обучающихся в РВГ.
 
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения   результаты образования  включают:
•  предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
•  личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
По всем этим параметрам ведется отслеживание результатов в разновозрастной группе. Например, нами совместно с психологический центром разработан профиль класса, содержащий информацию об индивидуальных  особенностях, интересах и способностях  каждого ученика, комментарии и рекомендации психолога.       
  Таким образом,  обучение в разновозрастных группах является той технологией, при которой      можно придти к основному  результату образования   -  сформированность у выпускников начальной школы  общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач, что и является одним из требований к результатам освоения  основных образовательных программ федерального государственного стандарта. 
   
 
 

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.