Статья "Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС"
Алевтина Дылева
28.03.2014
3314
0
ФГОС
«Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС»
А.В.Дылева, учитель начальных классов
МБОУ «Молотицкая СОШ»
Муромского района
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я работаю, имеет ряд особенностей. Это прежде всего:
Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.
Одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта является сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.
Организация педагогом занятия в разновозрастной группе предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы.
1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)
2. Выбрав дерево, посадите его в наш волшебный сад и поясните свой выбор.
(Разновозрастное занятие по окружающему миру и ОБЖ « Путешествие в страну Здорового образа жизни» 2-5 классы)
Образовательная программа предусматривает возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов.
Занятия с разновозрастным составом учащихся дают возможность разнообразить виды деятельности, формы обучения детей, избежать монотонности учебного процесса, а главное предоставить условия для реализации самостоятельных действий учащихся и уменьшения опеки со стороны учителя. Анализ проблем малочисленной школы определяет основную цель работы сельского учителя развивать взаимодействие участников педагогического процесса с ориентацией на диалог, сотрудничество, партнерство через специально организованную учебную деятельность.
Здесь имеет место другой принцип разновозрастного обучения - принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. Реализация данного принципа предусматривает:
- выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающегося;
- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки;
- определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок (рефлексия).
Лист оценивания
Ф.И. учащегося__________________________________________Класс_____________
1 задание: Разминка для ума.
Выполнив его, мы узнаем, на какую станцию мы прибудем сначала.
Решаем примеры устно, находим карточку с нужным ответом и прикрепляем к доске.
90:15=6 с 690:10=69 с
80:10=8 т 700:100=7 м
70:10=7 а 777:7=111 е
64:4=16 н 96:8=12 к
30:3=10 ц 156*2=312 а
18*4=72 и 714:7=102 л
3*19=57 я 500*60=3000 к
140:70=2 а
Переворачиваем карточки, читаем, что получилось (если слова написаны без ошибок, то примеры сосчитаны верно).
2 класс. Бревно – бревна, гл(а,о)за – глаз, дв(о,а)ры – двор, з(е,и)рно – зерна, кр(о,а)ты – крот, м(о,а)сты – мост, р(е,я)ды – ряд, Гн(е,и)здо – гнезда, д(а,о)ска – доски.
Задание: Списав, выбрав нужную букву и расставив ударение.
3-4 класс Бр вно, гл за, дв ры, з рно, кр ты, м сты, р ды, гн зда, д ска, ст на.
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
- Какие буквы пропущены? (проверка по карточке с готовыми ответами и вывод правила, чтение правила в учебнике)
- Вставьте пропущенные буквы, запишите слова.
- Проверьте по словарю у друга.
- Поставьте оценки другу.
Организация образовательного процесса на занятии в РВГ имеет ряд специфических особенностей:
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
По всем этим параметрам ведется отслеживание результатов в разновозрастной группе. Например, нами совместно с психологический центром разработан профиль класса, содержащий информацию об индивидуальных особенностях, интересах и способностях каждого ученика, комментарии и рекомендации психолога.
Таким образом, обучение в разновозрастных группах является той технологией, при которой можно придти к основному результату образования - сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач, что и является одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
А.В.Дылева, учитель начальных классов
МБОУ «Молотицкая СОШ»
Муромского района
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Как известно, в основе стандартов второго поколения лежит развивающее обучение, корни которого уходят к Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву. Так вот, согласно их теории, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Сельская малочисленная малокомплектная школа, в которой и я работаю, имеет ряд особенностей. Это прежде всего:
- малочисленность коллектива учащихся: малочисленность классов (менее 15 ч.)
- интегративность форм образовательной деятельности: совмещение классов в один класс – комплект, разновозрастные школьные объединения учащихся, межшкольные связи,
- комплексирование образовательных услуг: реализация в школе программ дошкольного, дополнительного образования, начальной профессиональной подготовки.
Нужно отметить, что требования к организации разновозрастного обучения по многим параметрам соответствуют требованиям стандартов второго поколения.
Одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта является сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим и т.д.) Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу их работы, результатов учебного труда.
Организация педагогом занятия в разновозрастной группе предполагает активное вовлечение детей в рефлексивную деятельность на каждом его этапе через различные формы.
1. Заполните таблицу (разновозрастное занятие «Части речи. Имя существительное» 2-4 классы)
2. Выбрав дерево, посадите его в наш волшебный сад и поясните свой выбор.
(Разновозрастное занятие по окружающему миру и ОБЖ « Путешествие в страну Здорового образа жизни» 2-5 классы)
Образовательная программа предусматривает возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов.
Занятия с разновозрастным составом учащихся дают возможность разнообразить виды деятельности, формы обучения детей, избежать монотонности учебного процесса, а главное предоставить условия для реализации самостоятельных действий учащихся и уменьшения опеки со стороны учителя. Анализ проблем малочисленной школы определяет основную цель работы сельского учителя развивать взаимодействие участников педагогического процесса с ориентацией на диалог, сотрудничество, партнерство через специально организованную учебную деятельность.
Здесь имеет место другой принцип разновозрастного обучения - принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. Реализация данного принципа предусматривает:
- выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающегося;
- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки;
- определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок (рефлексия).
Лист оценивания
Ф.И. учащегося__________________________________________Класс_____________
№ | Этапы занятия | Отметка | Кто оценивает |
1 | Устный счет | Самопроаерка | |
2 | Решение выражений | ||
3 | Решение задач | Взаимопроверка | |
4 | Работа с геометрическим материалом | ||
5 | Итоговая отметка за урок | Учитель |
- Математика Устный счет 3-4 классы «Собери слово»
2*3 | 9*4 | 5*4 | 9*6 | 4*3 | 9*8 | 7*6 | 9*3 |
П | Р | Т | А | Я | ! | К | Е |
- Тема «Закрепление вычислительных приемов умножения и деления» (3-4 классы)
1 задание: Разминка для ума.
Выполнив его, мы узнаем, на какую станцию мы прибудем сначала.
Решаем примеры устно, находим карточку с нужным ответом и прикрепляем к доске.
90:15=6 с 690:10=69 с
80:10=8 т 700:100=7 м
70:10=7 а 777:7=111 е
64:4=16 н 96:8=12 к
30:3=10 ц 156*2=312 а
18*4=72 и 714:7=102 л
3*19=57 я 500*60=3000 к
140:70=2 а
Переворачиваем карточки, читаем, что получилось (если слова написаны без ошибок, то примеры сосчитаны верно).
- Русский язык. Тема «Безударные гласные» (2,3-4 классы)
2 класс. Бревно – бревна, гл(а,о)за – глаз, дв(о,а)ры – двор, з(е,и)рно – зерна, кр(о,а)ты – крот, м(о,а)сты – мост, р(е,я)ды – ряд, Гн(е,и)здо – гнезда, д(а,о)ска – доски.
Задание: Списав, выбрав нужную букву и расставив ударение.
3-4 класс Бр вно, гл за, дв ры, з рно, кр ты, м сты, р ды, гн зда, д ска, ст на.
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
- Какие буквы пропущены? (проверка по карточке с готовыми ответами и вывод правила, чтение правила в учебнике)
- Словарная работа (3-4 классы)
- Вставьте пропущенные буквы, запишите слова.
- Проверьте по словарю у друга.
- Поставьте оценки другу.
Организация образовательного процесса на занятии в РВГ имеет ряд специфических особенностей:
- учет характеристик и показателей межличностного взаимодействия;
- использование приемов и средств организации совместной деятельности;
- включение школьников в систему социальных ролей с учетом мотивации ребенка;
- формирование и развитие взаимоотношений обучающихся в РВГ.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
По всем этим параметрам ведется отслеживание результатов в разновозрастной группе. Например, нами совместно с психологический центром разработан профиль класса, содержащий информацию об индивидуальных особенностях, интересах и способностях каждого ученика, комментарии и рекомендации психолога.
Таким образом, обучение в разновозрастных группах является той технологией, при которой можно придти к основному результату образования - сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач, что и является одним из требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Другие статьи
- контрольная для взрослых
- Театральный проект
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Публичный доклад
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Метод проектирования
- Кукольный театр
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.