Статья "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"
Любовь Петрова
14.03.2014
1948
0
ФГОС
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Петрова Л.Ю., преподаватель математики
КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»,
e-mail: petrovalubu@rambler.ru
тел.: 89620804286
Говоря об одаренных детях, уместно вспомнить слова Шалвы Амонашвили «В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…»
Для успешного интеллектуального развития школьников мало хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Важным условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что важным полное раскрытие способностей и талантов ребенка является не только для него самого, но для общества в целом. Долгое время выявлению и специальному обучению одаренных детей не придавалось значение. Но все оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности.
Должна быть система по развитию одаренных детей, в общем, и в каждой предметности в частности.
Развитие математических способностей у детей должно начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста и иметь преемственность в основной и старшей школе.
Готовность ребенка к обучению, более того, его успешному обучению включает в себя личностную, социальную, физическую, психологическую готовность. Эффективность учебной деятельности ребенка, его успешность в обучении определяется именно психологической составляющей готовности. К сожалению, в педагогической практике этот важный показатель индивидуального развития очень часто подменяют или уровнем сформированности конкретных знаний и умений, или показателем развития основных психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.). Подмены психологической готовности наличием конкретных знаний и умений не должно быть. Большие вопросы вызывает сам набор конкретных знаний и умений, которыми должен обладать дошкольник. Для определения готовности ребенка к успешному обучению важно не наличие каких-то ЗУНов, а способность ребенка воспринимать познавательные задания и эффективно применять имеющиеся ЗУНы для их решения. Другими словами, важны интеллектуальные способности ребенка, их наличие и достаточный уровень сформированности. Попытка повлиять на процесс интеллектуального созревания детей более трудоемкая и менее гарантирует успех. Обученность ребенка гарантирует ему только временную защищенность, пока не иссякнет запас сформированных знаний и умений. Потом ему все равно придется трудиться и прилагать значительные усилия, т.к. пока он «отдыхал», все остальные учились и развивались. Следовательно, его ожидает стресс и перегрузки, которые могут оказаться даже более существенными, чем, если бы он пришел в школу «неподготовленным».
Решению проблемы развития математических способностей одаренных детей могут способствовать индивидуальные программы развития каждого одаренного ребенка, созданные на основе данных, полученных в результате использования современных диагностик, индивидуальных планов работы с детьми.
Планирование занятий с одаренными детьми предполагает системный подход к организации работы различных специалистов (педагог – предметник, психолог, классный руководитель).
Развитие психических функций, конечно, является необходимым условием формирования интеллектуальных способностей ребенка, но не достаточным. Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребенком сложных интеллектуальных действий: кодирование и декодирование наглядной информации в виде знаков (символов), схематизация и моделирование и т.п., поэтому программа подготовки детей к школе и обучения в ней должна строиться на совершенствовании психических функций в процессе выполнения им посильных познавательных задач, требующих от него проявления школьно значимых интеллектуальных действий.
В младшем возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные регулируемые процессы.
Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Необходимо включать содержательно – логические задания на базе изучаемой в начальной школе математики с добавлением материала, повышающего интерес к предмету, а также дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, задания, направленные на развитие основных мыслительных операций, формирование умений проводить сравнение, анализ, синтез, обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию и т.п.
Работа учителя с одаренными детьми – это никогда не прекращающийся и сложный процесс. Прежде всего, он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями, требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что казалось важной составляющей нашей деятельности.
Литература
Петрова Л.Ю., преподаватель математики
КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»,
e-mail: petrovalubu@rambler.ru
тел.: 89620804286
Говоря об одаренных детях, уместно вспомнить слова Шалвы Амонашвили «В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…»
Для успешного интеллектуального развития школьников мало хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Важным условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что важным полное раскрытие способностей и талантов ребенка является не только для него самого, но для общества в целом. Долгое время выявлению и специальному обучению одаренных детей не придавалось значение. Но все оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности.
Должна быть система по развитию одаренных детей, в общем, и в каждой предметности в частности.
Развитие математических способностей у детей должно начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста и иметь преемственность в основной и старшей школе.
Готовность ребенка к обучению, более того, его успешному обучению включает в себя личностную, социальную, физическую, психологическую готовность. Эффективность учебной деятельности ребенка, его успешность в обучении определяется именно психологической составляющей готовности. К сожалению, в педагогической практике этот важный показатель индивидуального развития очень часто подменяют или уровнем сформированности конкретных знаний и умений, или показателем развития основных психических функций (восприятия, памяти, внимания и т.п.). Подмены психологической готовности наличием конкретных знаний и умений не должно быть. Большие вопросы вызывает сам набор конкретных знаний и умений, которыми должен обладать дошкольник. Для определения готовности ребенка к успешному обучению важно не наличие каких-то ЗУНов, а способность ребенка воспринимать познавательные задания и эффективно применять имеющиеся ЗУНы для их решения. Другими словами, важны интеллектуальные способности ребенка, их наличие и достаточный уровень сформированности. Попытка повлиять на процесс интеллектуального созревания детей более трудоемкая и менее гарантирует успех. Обученность ребенка гарантирует ему только временную защищенность, пока не иссякнет запас сформированных знаний и умений. Потом ему все равно придется трудиться и прилагать значительные усилия, т.к. пока он «отдыхал», все остальные учились и развивались. Следовательно, его ожидает стресс и перегрузки, которые могут оказаться даже более существенными, чем, если бы он пришел в школу «неподготовленным».
Решению проблемы развития математических способностей одаренных детей могут способствовать индивидуальные программы развития каждого одаренного ребенка, созданные на основе данных, полученных в результате использования современных диагностик, индивидуальных планов работы с детьми.
Планирование занятий с одаренными детьми предполагает системный подход к организации работы различных специалистов (педагог – предметник, психолог, классный руководитель).
Развитие психических функций, конечно, является необходимым условием формирования интеллектуальных способностей ребенка, но не достаточным. Важны не сами по себе психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или согласованность при решении познавательных задач, при выполнении ребенком сложных интеллектуальных действий: кодирование и декодирование наглядной информации в виде знаков (символов), схематизация и моделирование и т.п., поэтому программа подготовки детей к школе и обучения в ней должна строиться на совершенствовании психических функций в процессе выполнения им посильных познавательных задач, требующих от него проявления школьно значимых интеллектуальных действий.
В младшем возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные регулируемые процессы.
Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию и обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Необходимо включать содержательно – логические задания на базе изучаемой в начальной школе математики с добавлением материала, повышающего интерес к предмету, а также дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, задания, направленные на развитие основных мыслительных операций, формирование умений проводить сравнение, анализ, синтез, обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию и т.п.
Работа учителя с одаренными детьми – это никогда не прекращающийся и сложный процесс. Прежде всего, он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями, требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что казалось важной составляющей нашей деятельности.
Литература
- Лейтес Н.Е. Психология одаренных детей. М., 1996, 200 с.
- Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2003, 93 с.
- Шабанова А.А. Математика. Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1- 2 классов начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006, 265 с.
Другие статьи
- История мультипликации
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Я работаю с детством
- Из опыта работы кружка
- Технология организации процесса самообразования
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Я – учитель!
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.