Статья "ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ"
Елена Лейзерукова
14.05.2014
2409
0
Компетентностный подход в обучении
Лейзерукова Елена Матвеевна, зам. директора по УВП, педагог-психолог
ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Таким образом, важно не только формировать у ребёнка определённую сумму знаний, но и развивать адаптационные возможности личности. Изучение психологии в школе помогает решить эту проблему.
Усвоение психологических знаний выступает средством освоения психологической культуры и культуры психической деятельности в целом. Психологическая культура - это комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений, таких, как: систематическое самовоспитание; навыки конструктивного межличностного и делового общения; навыки психологической саморегуляции; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность (О.И.Мотков). Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Она содержит в себе черты национальной, социально-стартовой культуры, «вычерпывая» её достояние в пространстве и времени (Колмагорова Л.С., 1997). Психологическая культура личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности.
Изучение психологии для подростков и старших школьников органично встраивается в систему общеобразовательных знаний школьного обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует их развитие. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Изучая психологию, они становятся другими: приобретают элементарную грамотность в общении, в использовании своих интеллектуальных и личностных ресурсов. «Психология» - предмет незаменимый и для улучшения здоровья учащихся. И уровень развития общества сегодня таков, что потребность в психологическом знании осознаётся практически каждым.
Поскольку психология как отдельный предмет не всегда входит в учебный план, оптимальным вариантом решения проблемы предоставления школьникам психологических знаний является интеграция психологии с другими учебными предметами. Так, помимо формирования психологической культуры, создания условий для здоровьесбережения мы способствуем развитию глобального мышления учащихся – той задачи, которую успешно решает интегрированное обучение (формирование целостной картины мира, предоставление учащимся знаний во взаимосвязи, не «по кусочкам»). В нашей практике интегрированные уроки способствовали достижению самых разнообразных целей, позволяя осуществлять компетентностный подход. Так, на уроке «Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет» (психология + информатика) удалось не только закрепить навыки работы с электронной почтой, но и организовать общение учащихся, создать условия для самоанализа, саморазвития. То есть способствовать развитию коммуникативной, информационной компетентностей, компетентности социального взаимодействия.
Интеграция психологии и литературы (урок «Конфликт. По рассказу В.Солоухина «Мститель» (психология+литература) позволила материал урока (содержание рассказа: его тему, идею) сделать личностно значимым, так как был привлечён опыт учащихся (в состоянии конфликта находился каждый). И что самое важное: были проанализированы чувства учащихся, физиологические признаки конфликта (стресса) и рассмотрены способы саморегуляции, что в свою очередь способствовало развитию здоровьесберегающей компетентности.
На уроке «Рынок труда» (психология+экономика) учащиеся знакомятся с алгоритмом выбора профессии, особенностями современного рынка труда, требованиями, предъявляемыми к соискателям работы, с различными способами поиска работы, в частности – с одним из шагов поиска - написанием мини-резюме, учатся грамотному представлению себя работодателю. Форма интегрированного урока выбрана неслучайно: она позволяет решить задачу воспитания личности, умеющей адекватно ориентироваться в жизни, имеющей целостное представление об окружающем мире (развитие глобального мышления), а также способствует реализации социального заказа – подготовки выпускника, обладающего рядом компетентностей, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Данный урок призван подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, поиску работы, создать условия для развития навыков самоанализа (оценка своих возможностей, способностей), логического мышления. Успешно решается проблема применения полученных знаний в учебном процессе, на практике, в жизни, включение знаний и умений в процесс жизнедеятельности, моделирование на уроке жизненной ситуации (написание мини-резюме для поиска работы), активное и сознательное вхождение ребёнка в мир рыночной экономики.
В 1733 году крупный русский историк, учёный и государственный деятель В.Н.Татищев сказал: «Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать». А познавая себя и окружающих, овладевая навыками конструктивного общения, выпускник будет чувствовать себя компетентным в отношениях с окружающим миром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников/ часть 1/Основы психологии/ часть 2/Психология общения – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: ВЛАДОС, 2002.
ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Таким образом, важно не только формировать у ребёнка определённую сумму знаний, но и развивать адаптационные возможности личности. Изучение психологии в школе помогает решить эту проблему.
Усвоение психологических знаний выступает средством освоения психологической культуры и культуры психической деятельности в целом. Психологическая культура - это комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений, таких, как: систематическое самовоспитание; навыки конструктивного межличностного и делового общения; навыки психологической саморегуляции; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность (О.И.Мотков). Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Она содержит в себе черты национальной, социально-стартовой культуры, «вычерпывая» её достояние в пространстве и времени (Колмагорова Л.С., 1997). Психологическая культура личности – это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности.
Изучение психологии для подростков и старших школьников органично встраивается в систему общеобразовательных знаний школьного обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся и стимулирует их развитие. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Изучая психологию, они становятся другими: приобретают элементарную грамотность в общении, в использовании своих интеллектуальных и личностных ресурсов. «Психология» - предмет незаменимый и для улучшения здоровья учащихся. И уровень развития общества сегодня таков, что потребность в психологическом знании осознаётся практически каждым.
Поскольку психология как отдельный предмет не всегда входит в учебный план, оптимальным вариантом решения проблемы предоставления школьникам психологических знаний является интеграция психологии с другими учебными предметами. Так, помимо формирования психологической культуры, создания условий для здоровьесбережения мы способствуем развитию глобального мышления учащихся – той задачи, которую успешно решает интегрированное обучение (формирование целостной картины мира, предоставление учащимся знаний во взаимосвязи, не «по кусочкам»). В нашей практике интегрированные уроки способствовали достижению самых разнообразных целей, позволяя осуществлять компетентностный подход. Так, на уроке «Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет» (психология + информатика) удалось не только закрепить навыки работы с электронной почтой, но и организовать общение учащихся, создать условия для самоанализа, саморазвития. То есть способствовать развитию коммуникативной, информационной компетентностей, компетентности социального взаимодействия.
Интеграция психологии и литературы (урок «Конфликт. По рассказу В.Солоухина «Мститель» (психология+литература) позволила материал урока (содержание рассказа: его тему, идею) сделать личностно значимым, так как был привлечён опыт учащихся (в состоянии конфликта находился каждый). И что самое важное: были проанализированы чувства учащихся, физиологические признаки конфликта (стресса) и рассмотрены способы саморегуляции, что в свою очередь способствовало развитию здоровьесберегающей компетентности.
На уроке «Рынок труда» (психология+экономика) учащиеся знакомятся с алгоритмом выбора профессии, особенностями современного рынка труда, требованиями, предъявляемыми к соискателям работы, с различными способами поиска работы, в частности – с одним из шагов поиска - написанием мини-резюме, учатся грамотному представлению себя работодателю. Форма интегрированного урока выбрана неслучайно: она позволяет решить задачу воспитания личности, умеющей адекватно ориентироваться в жизни, имеющей целостное представление об окружающем мире (развитие глобального мышления), а также способствует реализации социального заказа – подготовки выпускника, обладающего рядом компетентностей, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе. Данный урок призван подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, поиску работы, создать условия для развития навыков самоанализа (оценка своих возможностей, способностей), логического мышления. Успешно решается проблема применения полученных знаний в учебном процессе, на практике, в жизни, включение знаний и умений в процесс жизнедеятельности, моделирование на уроке жизненной ситуации (написание мини-резюме для поиска работы), активное и сознательное вхождение ребёнка в мир рыночной экономики.
В 1733 году крупный русский историк, учёный и государственный деятель В.Н.Татищев сказал: «Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать». А познавая себя и окружающих, овладевая навыками конструктивного общения, выпускник будет чувствовать себя компетентным в отношениях с окружающим миром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников/ часть 1/Основы психологии/ часть 2/Психология общения – М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Другие статьи
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- "Моя педагогическая философия"
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Как легко поступить в лучшие вузы страны
- Компьютер помогает учиться
- Как стать хорошим педагогом?
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- Дезадаптация младших школьников
- Я работаю с детством
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.