Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ "
Елена Ваторопина
13.03.2014
3294
0
Толерантность
Е.В.Ваторопина,
МАОУ СОШ №67 с УИОП, г.Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Молодежь в силу своих возрастных особенностей может достаточно легко, некритично воспринимать провокационные идеи и призывы к радикальным действиям против тех, кого она будет считать врагами, и тем серьезно дестабилизировать обстановку в обществе. В этой связи формирование толерантных установок у молодых людей представляется чрезвычайно актуальным.
Толерантность можно трактовать, как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» («Социологический энциклопедический словарь»). Формирование такой терпимости у школьников в России, на наш взгляд, неминуемо столкнется с целым рядом проблем, иногда труднопреодолимых. Некоторые из них мы рассмотрим.
Начало процессу воспитания толерантного человека должно быть положено в детском возрасте – в семье и в дошкольных учреждениях. Вопрос, однако, состоит в том, что в отличие от последних, где этот процесс можно институциализировать, влияние семьи на формирование толерантных установок у ребенка проконтролировать практически невозможно. Тем не менее, несмотря на эту трудность, очевидна необходимость обеспечения непрерывного, институциализированного процесса воспитания толерантности, начиная с дошкольных учреждений, затем в школе и, наконец, в вузе. По нашему мнению, непреодолимых препятствий для этого в России нет. Таким образом, первая проблема, которая, по сути, носит организационный характер, более или менее разрешима.
Гораздо сложнее две другие взаимосвязанные проблемы. Одна из них состоит в том, что толерантные установки у молодежи может воспитывать только толерантное общество. На вопрос, является ли таковым российское общество, сегодня однозначного ответа нет. В каких-то сферах ситуация относительно терпимая, например, в религиозной сфере (это отмечают многие религиозные деятели, представляющие разные конфессии; впрочем, и здесь не стоит забывать о пока еще немногочисленных, но настроенных крайне воинственно религиозных радикалах). В других сферах ситуация далека от идеальной (скажем, в сфере межнациональных отношений, особенно в некоторых известных регионах; в политико-идеологической сфере, где до сих пор представители разных идеологий не столько ищут точки соприкосновения, сколько стремятся подавить друг друга, опираясь на государственную власть). В результате молодежь, в том числе старшеклассники, неминуемо столкнется (и уже сталкивается) с противоречием между теорией и практикой: те, кто проповедует толерантные принципы, на деле демонстрирует обратное поведение. В связи с этим можно привести пример, когда на «круглом столе» в одном из екатеринбургских вузов, посвященном развитию религиозной толерантности в городе, основной вопрос был связан с критикой деятельности одной конкретной религиозной организации. В этих условиях нетрудно представить, чем закончится пропаганда толерантности среди молодежи.
Решить данную проблему – сделать общество хотя бы относительно толерантным в указанных сферах – достаточно сложно, во всяком случае, в ближайшие годы. Дело в том, что сама идея формирования толерантных установок у молодежи подрывается, во-первых, общей атмосферой в российском обществе, воспринявшем западную концепцию конкуренции и в соответствии с традиционным российским менталитетом трансформировавшем ее в «войну на уничтожение противника», и, во-вторых, отсутствием у политической элиты, в том числе и у той ее части, которая называет себя оппозицией, аутентичной интерпретации понятия «толерантность» (под ней обычно понимают некритическое отношение к власти).
И, наконец, еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей. Это проблема определения границ толерантного мышления и поведения. Очевидно, что не может быть безграничной толерантности (к преступникам, террористам, педофилам и т.п.). Казалось бы, здесь все ясно. Однако, на деле указанные границы очень подвижны и различаются не только у наций и народов, но и у отдельных социальных групп и даже личностей. Они определяются мировоззрением, моральными и правовыми нормами, традициями, воспитанием в семье и т.п. Вопрос заключается в том, какие границы могут быть определены обществом, в котором нет консенсуса как по основным направлениям развития, так и по частным проблемам (простые примеры: надо ли воспитывать терпимость по отношению к сексуальным меньшинствам и до какой степени может распространяться эта терпимость; то же относится к наркоманам и т.д.)? По существу, речь идет о признанных российским обществом границах поля толерантности, которые совершенно не определены. И пока не понятно, когда будут определены.
Мы затронули некоторые проблемы формирования толерантности у молодежи. Совершенно очевидно, что эти проблемы требуют внимания со стороны общества и, насколько это возможно, быстрого разрешения.
МАОУ СОШ №67 с УИОП, г.Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Молодежь в силу своих возрастных особенностей может достаточно легко, некритично воспринимать провокационные идеи и призывы к радикальным действиям против тех, кого она будет считать врагами, и тем серьезно дестабилизировать обстановку в обществе. В этой связи формирование толерантных установок у молодых людей представляется чрезвычайно актуальным.
Толерантность можно трактовать, как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» («Социологический энциклопедический словарь»). Формирование такой терпимости у школьников в России, на наш взгляд, неминуемо столкнется с целым рядом проблем, иногда труднопреодолимых. Некоторые из них мы рассмотрим.
Начало процессу воспитания толерантного человека должно быть положено в детском возрасте – в семье и в дошкольных учреждениях. Вопрос, однако, состоит в том, что в отличие от последних, где этот процесс можно институциализировать, влияние семьи на формирование толерантных установок у ребенка проконтролировать практически невозможно. Тем не менее, несмотря на эту трудность, очевидна необходимость обеспечения непрерывного, институциализированного процесса воспитания толерантности, начиная с дошкольных учреждений, затем в школе и, наконец, в вузе. По нашему мнению, непреодолимых препятствий для этого в России нет. Таким образом, первая проблема, которая, по сути, носит организационный характер, более или менее разрешима.
Гораздо сложнее две другие взаимосвязанные проблемы. Одна из них состоит в том, что толерантные установки у молодежи может воспитывать только толерантное общество. На вопрос, является ли таковым российское общество, сегодня однозначного ответа нет. В каких-то сферах ситуация относительно терпимая, например, в религиозной сфере (это отмечают многие религиозные деятели, представляющие разные конфессии; впрочем, и здесь не стоит забывать о пока еще немногочисленных, но настроенных крайне воинственно религиозных радикалах). В других сферах ситуация далека от идеальной (скажем, в сфере межнациональных отношений, особенно в некоторых известных регионах; в политико-идеологической сфере, где до сих пор представители разных идеологий не столько ищут точки соприкосновения, сколько стремятся подавить друг друга, опираясь на государственную власть). В результате молодежь, в том числе старшеклассники, неминуемо столкнется (и уже сталкивается) с противоречием между теорией и практикой: те, кто проповедует толерантные принципы, на деле демонстрирует обратное поведение. В связи с этим можно привести пример, когда на «круглом столе» в одном из екатеринбургских вузов, посвященном развитию религиозной толерантности в городе, основной вопрос был связан с критикой деятельности одной конкретной религиозной организации. В этих условиях нетрудно представить, чем закончится пропаганда толерантности среди молодежи.
Решить данную проблему – сделать общество хотя бы относительно толерантным в указанных сферах – достаточно сложно, во всяком случае, в ближайшие годы. Дело в том, что сама идея формирования толерантных установок у молодежи подрывается, во-первых, общей атмосферой в российском обществе, воспринявшем западную концепцию конкуренции и в соответствии с традиционным российским менталитетом трансформировавшем ее в «войну на уничтожение противника», и, во-вторых, отсутствием у политической элиты, в том числе и у той ее части, которая называет себя оппозицией, аутентичной интерпретации понятия «толерантность» (под ней обычно понимают некритическое отношение к власти).
И, наконец, еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей. Это проблема определения границ толерантного мышления и поведения. Очевидно, что не может быть безграничной толерантности (к преступникам, террористам, педофилам и т.п.). Казалось бы, здесь все ясно. Однако, на деле указанные границы очень подвижны и различаются не только у наций и народов, но и у отдельных социальных групп и даже личностей. Они определяются мировоззрением, моральными и правовыми нормами, традициями, воспитанием в семье и т.п. Вопрос заключается в том, какие границы могут быть определены обществом, в котором нет консенсуса как по основным направлениям развития, так и по частным проблемам (простые примеры: надо ли воспитывать терпимость по отношению к сексуальным меньшинствам и до какой степени может распространяться эта терпимость; то же относится к наркоманам и т.д.)? По существу, речь идет о признанных российским обществом границах поля толерантности, которые совершенно не определены. И пока не понятно, когда будут определены.
Мы затронули некоторые проблемы формирования толерантности у молодежи. Совершенно очевидно, что эти проблемы требуют внимания со стороны общества и, насколько это возможно, быстрого разрешения.
Другие статьи
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Я – учитель!
- Молодежное добровольчество
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- "Моя педагогическая философия"
- Моя формула успеха
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.