С нами 16234 учителя, 5587 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ "

Е.В.Ваторопина,
МАОУ СОШ №67 с УИОП, г.Екатеринбург
 
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 
Молодежь в силу своих возрастных особенностей может достаточно легко, некритично воспринимать провокационные идеи и призывы к радикальным действиям против тех, кого она будет считать врагами, и тем серьезно дестабилизировать обстановку в обществе. В этой связи формирование толерантных установок у молодых людей представляется чрезвычайно актуальным.
Толерантность можно трактовать, как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» («Социологический энциклопедический словарь»). Формирование такой терпимости у школьников в России, на наш взгляд, неминуемо столкнется с целым рядом проблем, иногда труднопреодолимых. Некоторые из них мы рассмотрим.  
Начало процессу воспитания толерантного человека должно быть положено в детском возрасте – в семье и в дошкольных учреждениях. Вопрос, однако, состоит в том, что в отличие от последних, где этот процесс можно институциализировать, влияние семьи на формирование толерантных установок у ребенка проконтролировать практически невозможно. Тем не менее, несмотря на эту трудность, очевидна необходимость обеспечения непрерывного, институциализированного процесса воспитания толерантности, начиная с дошкольных учреждений, затем в школе и, наконец, в вузе. По нашему мнению, непреодолимых препятствий для этого в России нет. Таким образом, первая проблема, которая, по сути, носит организационный характер, более или менее разрешима.
Гораздо сложнее две другие взаимосвязанные проблемы. Одна из них состоит в том, что толерантные установки у молодежи может воспитывать только толерантное общество. На вопрос, является ли таковым российское общество, сегодня однозначного ответа нет. В каких-то сферах ситуация относительно терпимая, например, в религиозной сфере (это отмечают многие религиозные деятели, представляющие разные конфессии; впрочем, и здесь не стоит забывать о пока еще немногочисленных, но настроенных крайне воинственно религиозных радикалах). В других сферах ситуация далека от идеальной (скажем, в сфере межнациональных отношений, особенно в некоторых известных регионах; в политико-идеологической сфере, где до сих пор представители разных идеологий не столько ищут точки соприкосновения, сколько стремятся подавить друг друга, опираясь на государственную власть). В результате молодежь, в том числе старшеклассники, неминуемо столкнется (и уже сталкивается) с противоречием между теорией и практикой: те, кто проповедует толерантные принципы, на деле демонстрирует обратное поведение. В связи с этим можно привести пример, когда на «круглом столе» в одном из екатеринбургских вузов, посвященном развитию религиозной толерантности в городе, основной вопрос был связан с критикой деятельности одной конкретной религиозной организации. В этих условиях нетрудно представить, чем закончится пропаганда толерантности среди молодежи.
Решить данную проблему – сделать общество хотя бы относительно толерантным в указанных сферах – достаточно сложно, во всяком случае, в ближайшие годы. Дело в том, что сама идея формирования толерантных установок у молодежи подрывается, во-первых, общей атмосферой в российском обществе, воспринявшем западную концепцию конкуренции и в соответствии с традиционным российским менталитетом трансформировавшем ее в «войну на уничтожение противника», и, во-вторых, отсутствием у политической элиты,  в том числе и у той ее части, которая называет себя оппозицией, аутентичной интерпретации понятия «толерантность» (под ней обычно понимают некритическое отношение к власти).
И, наконец, еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей. Это проблема определения границ толерантного мышления и поведения. Очевидно, что не может быть безграничной толерантности (к преступникам, террористам, педофилам и т.п.). Казалось бы, здесь все ясно. Однако, на деле указанные границы очень подвижны и различаются не только у наций и народов, но и у отдельных социальных групп и даже личностей. Они определяются мировоззрением, моральными и правовыми нормами, традициями, воспитанием в семье и т.п. Вопрос заключается в том, какие границы могут быть определены обществом, в котором нет консенсуса как по основным направлениям развития, так и по частным проблемам (простые примеры: надо ли воспитывать терпимость по отношению к сексуальным меньшинствам и до какой степени может распространяться эта терпимость; то же относится к наркоманам и т.д.)? По существу, речь идет о признанных российским обществом границах поля толерантности, которые совершенно не определены. И пока не понятно, когда будут определены.
Мы затронули некоторые проблемы формирования толерантности у молодежи. Совершенно очевидно, что эти проблемы требуют внимания со стороны общества и, насколько это возможно, быстрого разрешения.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.