Статья "Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов."
Ралия Гиззатова
17.04.2014
17475
0
Методика преподавания
Поддержка образовательных учреждений, которые занимаются инновационной деятельностью
Актуальность темы. Сейчас стоит вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. В настоящее время явно обнаружилась потребность в обновлении всей системы общего образования. Это связано: во-первых, с новым положением школы в современном обществе: необходимостью подготовки детей к жизни в новых социально-экономических реальностях. Во-вторых, педагогическое сообщество требует перемен в образовании, о чем свидетельствует необычайно широкий интерес педагогов к инновациям. В-третьих, управленцы и политические деятели тоже заинтересованы в изменении существующей системы общего образования.
Проблема. Готовых технологий внедрения инноваций не существует. Специальных научно-методических трудов, которые бы позволили школам комплексно решать проблемы реформирования и модернизации всего учебно-воспитательного процесса, не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. До последнего времени образование реформировалось на основе свободной инициативы отдельных педагогов и научных психолого-педагогических коллективов.
Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в сегодняшнем образовании не являются чем-то модным и придуманным.
Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний школьников.
Как учитель, в связи с необходимостью перехода на более качественный уровень обучения и воспитания учащихся, я выбрала тему самообразования: « Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов».
Цель работы: изучить возможности применения ИКТ на уроках ИЗО.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: исследовать имеющиеся медиаресурсы, создать собственные, апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности, сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках ИЗО.
В виду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.
Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.
Таким образом, информационные технологии дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают увеличить учебные ресурсы, дают учащимся возможность обучения на более высоком уровне.
В сфере образования чаще всего применяются такие виды пособий, как:
- электронные учебники;
- электронные энциклопедии, путеводители и справочники;
- задачники;
- коллекции, галереи, мультимедиа-библиотеки;
- тренажеры;
- тесты и мн. др.
Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и таблиц, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.
Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. В ходе просмотра презентации у учащихся возникает познавательный интерес и задействованы все виды памяти, что способствует лучшему усвоению материала
Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития. Кроме того, специалисты должны хорошо знать, что при реализации информационных компьютерных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
.
Мною были созданы презентации к урокам по различным темам курса ИЗО. В процессе подготовки к урокам были напечатаны технологические карты, карточки с заданиями разного уровня сложности, материалы для проведения тестов.
1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы учителя и учащихся.
2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
3. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
4. Использование обучающих программ позволяет учащимся изучать курс ИЗО самостоятельно только с консультацией учителя по работе с программой.
5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).
6. Сборники и энциклопедии позволяют совершать заочные экскурсии по музеям и выставочным залам всего мира.
7. ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя возможности сети Интернет.
8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.
9. Учащиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.
10. Активное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.
11. Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, таблицы, видеть объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Всемирная паутина уже является одним из основных источников информации.
Таким образом, использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволило мне облегчить работу, сэкономить личное время, организовать учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-педагогических знаний о развитии личности и детского коллектива.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Применение компьютера на уроках ИЗО не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Для осуществления работы по данной программе используется ряд педагогических технологий применяемых на уроках ИЗО:
это коллективные способы обучения; технологии личностно-ориентированного обучения; технология знаково-контекстного обучения;
игровые технологии;
активные методы обучения;
технология интегрированного обучения;
метод учебного проекта;
разноуровневое обучение;
проблемное обучение;
технология развивающего обучения;
информационные технологии обучения;
авторские педагогические технологии; и другие.
Возможности реализации современных образовательных технологий в системе уроков изобразительного искусства
1. Методическая деятельность
Цель: Достижение качественного уровня и развитие непрерывной системы художественного образования в городе на основе повышения профессионального мастерства и квалификации педагогических работников, учителей ИЗО.
Задачи:
1. Организация непрерывности и преемственности художественного образования.
2. Разработка и внедрение национально-регионального компонента в художественном образовании.
3. Возрождение национально-культурных традиций народов .
4. Внедрение комплексно-интегрированного подхода и современных технологий преподавания предметов художественно-эстетического цикла.
Мероприятия и формы реализации:
- организация семинаров по проблемам преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- обмен опытом ;
- мастер-классы;
- совместная разработка новых инновационных проектов.
2. Образовательная деятельность
Цель: Обеспечение целостного развития и саморазвития личности воспитанника.
Задачи:
Организация занятий в студиях по 4 направлениям (художественное, культурологическое, техническое, профессионально-ориентационное).
1. Подготовка и организация региональных, городских конкурсов творческих работ учащихся.
2. Функционирование подготовительных занятий для поступления в вуз.
3. Реализация идеи практико-ориентированного обучения.
3. Мероприятия и формы реализации:
- занятия в студиях и мастерских (индивидуальные занятия в детских художественных мастерских);
- участие в конкурсах, олимпиадах и других социальных проектах;
4.Выставочная деятельность
Цель: Моделирование системы художественного образования детей посредством приобщения их к культурным, эстетическим и художественным ценностям.
Задачи:
1. Вовлечение всех учащихся процесса непрерывного художественного образования в выставочную деятельность.
2. Диалогическое взаимодействия между педагогом, учащимся и произведением искусства.
3. Организация культурно-просветительской деятельности в рамках города.
4. Проведение художественно-оформительской практики учащихся, работа на пленере.
Мероприятия и формы реализации:
- выставки творческих работ учащихся ;
- мастер-классы;
- передвижные выставки.
Мероприятия и формы реализации:
- массовые (конференции, семинары, лектории, курсы);
- групповые (творческие лаборатории, педагогические мастерские, творческие группы, посещение музея);
- индивидуальные (консультации, беседы);
- работа сайта.
Итак, в связи с необходимостью перехода на более качественный уровень обучения и воспитания учащихся, учитывая особенности современных школьников и снижение их интереса к учебе, а также недостаток наглядных пособий, их недолговечность или неудобство в эксплуатации, все это заставляет искать новые формы и способы обучения школьников.
У каждого учреждения есть что-то свое. Это своего рода «изюминка школы». И это, конечно, движение вперед, которое может осуществлять каждый сотрудник области образования и учитель, и методист, и руководитель...
Другие статьи
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Инновации в преподавании физики.
- Из опыта работы кружка
- Я – учитель!
- Веб-квест
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.