Статья "Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку"
Елена Ваторопина
14.03.2014
6637
0
Оценка знаний учащихся
Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра… Джон Дъюи
Целью и основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому перед учителем иностранного языка стоят задачи усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Для этого необходимо, на наш взгляд, применять интерактивные и коммуникативные методы обучения. Изучаемый материал должен быть приближен к проблемам повседневной жизни. Следует развивать навыки самостоятельной работы учащихся, а также усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Современная школа должна обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.Задачей школы является создание таких условий, которые способствовали бы развитию мотивации и самореализации учащихся. Мотивация – активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий (Социологический словарь).
В процессе мотивации можно выделить следующие основные этапы:
- Возникновение потребности.
- Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
- Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
- Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Языковой портфель показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Он может быть полезен для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.
Работу с учащимися над языковым портфелем я веду в течение 4 лет. За это время я имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка, вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести при необходимости корректировку в преподавание.
Языковой портфель – это дневник или папка, красочно и ярко оформленная, включающая выполненные учащимся работы и проекты. Цели ведения портфеля – показать таланты и лучшие работы учащегося, развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы, дать возможность учителю понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, что вызвало определенные трудности, что нужно сделать, чтобы их преодолеть.
Примерная структура и содержание языкового портфеля:
Раздел I – Языковой паспорт ( Языки, которые я изучаю)
Раздел II – Биография ( Мои успехи)
Раздел III – Досье ( Моя копилка) – работы, свидетельствующие об успехах учащегося в овладении языками. Это могут быть:
Let me introduce myself … Name _______________________________ Surname _____________________________ Age ________________________________ Nationality ___________________________ I live in _______________________________ My address ___________________________ My family _____________________________ My home ______________________________ My friends and my pen friends _____________ My hobbies____________________ My ambitions___________________________ My achievements________________________ I go to school___________________________ I am in the _________ form My favourite subject is __________________ I have been learning English ______________ My mother tongue is_____________________ |
Что я умею ?
Когда я слушаю,… |
я понимаю детские стихи и песни. я понимаю имена, числа. я понимаю, как зовут собеседника. я понимаю простые команды, просьбы, предложения. я понимаю … |
Когда я разговариваю,… |
я умею поздороваться и попрощаться. я умею поблагодарить своего собеседника. я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится. Я умею … |
Я умею читать и понимать… |
короткие сообщения на открытках. простые короткие рассказы с картинками. умею читать вслух и понимать знакомые слова. вывески рекламы на улице. умею соотносить слова с картинками. короткое простое письмо своего друга или родственника. Я также умею … |
Я умею писать… |
свое имя, возраст, адрес. слова и предложения. поздравительные открытки. о своей семье, любимых занятиях. Я также умею … |
Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).
В заключение хочу подчеркнуть, что работа с языковым портфелем важна для учителя прежде всего потому, что она
•повышает мотивацию в преподавании языка;
•позволяет эффективнее планировать свою деятельность и контролировать процесс обучения;
•дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
•раскрывает личность и формирует его самостоятельность;
•повышает профессиональное и методическое мастерство учителя.
Литература
1. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2004.
3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
5. Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе. № 5. 1998г.
6. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. № 4. 2004 г.
Другие статьи
- История мультипликации
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Технология организации процесса самообразования
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Соотношение патриотизма и толерантности в воспитании подрастающего поколения
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- "Моя педагогическая философия"
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Я – учитель!
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.