С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Метод проектирования"
Использование проектной деятельности учащимися на уроках физики.

Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается в следующем:
во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений, т.е. делать так, чтобы показать жизнь науки и практики);
во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность. Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
Цель. Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, для самостоятельного выявления закономерностей физических явлений, для установления связей между физическими величинами и убеждения в справедливости законов, полученных теоретически.
Ожидаемый результат.
  • Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки. Измерить можно через конкретные постановки учащимися наблюдений, экспериментов, выходом на специальные проекты.
  • Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы. Через видеосъемки уроков, с последующим их разбором с учащимися.
  • Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы.
  • Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.
Негативные последствия и пути их преодоления.
  • Поверхностный подход в проектной деятельности и в изучении материала учащимися (Индивидуальная работа, ответы на вопросы, формирование стимула к работе через доступ к Интернету, конструирование, разработки.)
  • Непостоянное фиксирование материалов деятельности учителем и учащимися (Помощь учителем в создании рабочих тетрадей, файлов, об учение приемам конспектирования...).
  • Не понимание материала учащимися (Учить задавать вопросы, слушать ответы...)
Роль учителя в проектной деятельности учащегося.

В современной школе возникает необходимость уделять все больше и больше внимания развитию у учащихся способности к научно-исследовательской и проектной работе. Особо активные и одаренные дети могу вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.

Работу детей на протяжении всего учебного года должен контролировать квалифицированный руководитель, который выступает в роли консультанта и организатора.

Проектная деятельность является одним из методов учебной деятельности, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных (алгоритмизированных) действий с обязательным показом результата, т.е. подразумевается познавательная, творческая и исследовательская работа учащегося. В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача – это достигнуть какого-либо результата, т.е. свершение.

Главные этапы проектирования:

Выбор темы: во время работы над темой школьники учатся находить интересующую их информацию, систематизировать её, хранить и использовать. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность школьников на самостоятельный поиск информации;
 

  1. Определение цели и задачи, а также актуальность выбора данной темы, построение гипотезы (догадки, предположение, т.е. то, что еще не доказано);

  2. Подбор литературы и других источников по данной проблеме ( в качестве источников могут выступать научно-публицистические издания, специальная литература, Internet, документальные фильмы, методические разработки самого учителя и т.д.);

  3. Теоретическая часть (определение основных понятий);

  4. Организация исследования (консультации специалиста, наблюдение): эксперимент, опыт, математические расчеты (расписать ход эксперимента, описать метод, оценка погрешности и анализ сходимости опытных и теоретических результатов, статистика, погрешность);

  5. Представление результата, подведение итога, выделение положительных и отрицательных аспектов (доклад, защита, презентации).

Цель должна быть одна и начинаться с таких слов как «выявить», «определить», «изучить», «разработать», «создать», «выполнить» и т.д. . Задачи вытекают из цели и уточняют её. Количество задач и количество выводов должны совпадать! Построение гипотезы начинается словами «предположим», «допустим», «возможно, что если…».

В старших классах (10-11) тема может включать в себя несколько связанных между собой тематик. Возможна связь физики с другими естественными науками (межпредметная связь). Над одним проектом может допускаться несколько учащихся.

Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.

Результаты исследовательских работ представляют на школьных конференциях, городских олимпиадах. Научные конференции по физике можно приурочить к важным памятным датам. Например, юбилеи ученых: Ньютона, Бора, Гюйгенса и других, или к космическим датам: запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космосе и т.д.

В 8 - 9 классах можно предложить учащимся ряд тем, но желательно, чтобы они сами её сформулировали. Например: «Оптические явления в окружающем мире», «Создай свою модель  фонтана», «Применение оптических систем, как необходимые средства в современной жизни», «Влияние радиоактивных излучений на живые организмы».

В 10 -11 классе: «Экология использования атомной энергии », «Развитие оптики и перспективы будущего», «Создание теста по физике с использованием программы TestMaker», «Вселенная и её тайны».
За прошедший год я использовала на уроках физики следующие проектные работы:
  1. «Если бы не было трения».
  2. «Тайны  Вселенной».
  3. «Развитие использования атомной энергии».
  4. «Сообщающиеся сосуды. Моя модель фонтана».
  5. «Влияние электромагнитные излучений на живые организмы».
  6. «Космос. Космонавтика».
При использовании проектных работ были отмечены следующие личностные качества учеников:
  • Все стали более ответственны, организованны.
  • Повысилась сообразительность, улучшилась смекалка, улучшилась учеба по физике.
  • Мы научились работать в группе, у каждого из нас развились какие-то новые личные качества и черты характера, которые раньше были незаметны. Например - юмор.
  • Развили интеллект. Повысили общительность.
  • Научились терпение, умение сосредотачиваться.
План на январь, февраль:
1.Участие в городской научно-практической конференции «Ломоносовские чтение».
2. Республиканский конкурс исследовательских работ  и проектов школьников  «Дебют в науке».
3.Создание собственного сайта физики с разделом «Проекты и исследовательские работы  школьников».
4. Работа над актуальными на сегодняшний день  проектами (связанные с Универсиадой-2013, годом химии, ЕГЭ и ГИА).
Естественно в моей работе в данной области  были и упущения. Одно из таких упущений это то, что  проектные работы были выполнены только на уроках физики. Надеюсь, что следующие проектные работы будут участвовать в разных конференциях и достигнут ожидаемого результата.
Проектная деятельность - будущее учащихся.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ