Статья "Метод проектирования"
Светлана Быкова
28.03.2014
2100
0
Метод проектов
Использование проектной деятельности учащимися на уроках физики.
Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается в следующем:
во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений, т.е. делать так, чтобы показать жизнь науки и практики);
во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность. Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
Цель. Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, для самостоятельного выявления закономерностей физических явлений, для установления связей между физическими величинами и убеждения в справедливости законов, полученных теоретически.
Ожидаемый результат.
В современной школе возникает необходимость уделять все больше и больше внимания развитию у учащихся способности к научно-исследовательской и проектной работе. Особо активные и одаренные дети могу вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.
Работу детей на протяжении всего учебного года должен контролировать квалифицированный руководитель, который выступает в роли консультанта и организатора.
Проектная деятельность является одним из методов учебной деятельности, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных (алгоритмизированных) действий с обязательным показом результата, т.е. подразумевается познавательная, творческая и исследовательская работа учащегося. В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача – это достигнуть какого-либо результата, т.е. свершение.
Главные этапы проектирования:
Выбор темы: во время работы над темой школьники учатся находить интересующую их информацию, систематизировать её, хранить и использовать. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность школьников на самостоятельный поиск информации;
Цель должна быть одна и начинаться с таких слов как «выявить», «определить», «изучить», «разработать», «создать», «выполнить» и т.д. . Задачи вытекают из цели и уточняют её. Количество задач и количество выводов должны совпадать! Построение гипотезы начинается словами «предположим», «допустим», «возможно, что если…».
В старших классах (10-11) тема может включать в себя несколько связанных между собой тематик. Возможна связь физики с другими естественными науками (межпредметная связь). Над одним проектом может допускаться несколько учащихся.
Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.
Результаты исследовательских работ представляют на школьных конференциях, городских олимпиадах. Научные конференции по физике можно приурочить к важным памятным датам. Например, юбилеи ученых: Ньютона, Бора, Гюйгенса и других, или к космическим датам: запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космосе и т.д.
В 8 - 9 классах можно предложить учащимся ряд тем, но желательно, чтобы они сами её сформулировали. Например: «Оптические явления в окружающем мире», «Создай свою модель фонтана», «Применение оптических систем, как необходимые средства в современной жизни», «Влияние радиоактивных излучений на живые организмы».
В 10 -11 классе: «Экология использования атомной энергии », «Развитие оптики и перспективы будущего», «Создание теста по физике с использованием программы TestMaker», «Вселенная и её тайны».
За прошедший год я использовала на уроках физики следующие проектные работы:
1.Участие в городской научно-практической конференции «Ломоносовские чтение».
2. Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке».
3.Создание собственного сайта физики с разделом «Проекты и исследовательские работы школьников».
4. Работа над актуальными на сегодняшний день проектами (связанные с Универсиадой-2013, годом химии, ЕГЭ и ГИА).
Естественно в моей работе в данной области были и упущения. Одно из таких упущений это то, что проектные работы были выполнены только на уроках физики. Надеюсь, что следующие проектные работы будут участвовать в разных конференциях и достигнут ожидаемого результата.
Проектная деятельность - будущее учащихся.
Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается в следующем:
во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений, т.е. делать так, чтобы показать жизнь науки и практики);
во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность. Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
Цель. Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, для самостоятельного выявления закономерностей физических явлений, для установления связей между физическими величинами и убеждения в справедливости законов, полученных теоретически.
Ожидаемый результат.
- Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки. Измерить можно через конкретные постановки учащимися наблюдений, экспериментов, выходом на специальные проекты.
- Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы. Через видеосъемки уроков, с последующим их разбором с учащимися.
- Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы.
- Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.
- Поверхностный подход в проектной деятельности и в изучении материала учащимися (Индивидуальная работа, ответы на вопросы, формирование стимула к работе через доступ к Интернету, конструирование, разработки.)
- Непостоянное фиксирование материалов деятельности учителем и учащимися (Помощь учителем в создании рабочих тетрадей, файлов, об учение приемам конспектирования...).
- Не понимание материала учащимися (Учить задавать вопросы, слушать ответы...)
В современной школе возникает необходимость уделять все больше и больше внимания развитию у учащихся способности к научно-исследовательской и проектной работе. Особо активные и одаренные дети могу вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.
Работу детей на протяжении всего учебного года должен контролировать квалифицированный руководитель, который выступает в роли консультанта и организатора.
Проектная деятельность является одним из методов учебной деятельности, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных (алгоритмизированных) действий с обязательным показом результата, т.е. подразумевается познавательная, творческая и исследовательская работа учащегося. В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача – это достигнуть какого-либо результата, т.е. свершение.
Главные этапы проектирования:
Выбор темы: во время работы над темой школьники учатся находить интересующую их информацию, систематизировать её, хранить и использовать. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность школьников на самостоятельный поиск информации;
Определение цели и задачи, а также актуальность выбора данной темы, построение гипотезы (догадки, предположение, т.е. то, что еще не доказано);
Подбор литературы и других источников по данной проблеме ( в качестве источников могут выступать научно-публицистические издания, специальная литература, Internet, документальные фильмы, методические разработки самого учителя и т.д.);
Теоретическая часть (определение основных понятий);
Организация исследования (консультации специалиста, наблюдение): эксперимент, опыт, математические расчеты (расписать ход эксперимента, описать метод, оценка погрешности и анализ сходимости опытных и теоретических результатов, статистика, погрешность);
Представление результата, подведение итога, выделение положительных и отрицательных аспектов (доклад, защита, презентации).
Цель должна быть одна и начинаться с таких слов как «выявить», «определить», «изучить», «разработать», «создать», «выполнить» и т.д. . Задачи вытекают из цели и уточняют её. Количество задач и количество выводов должны совпадать! Построение гипотезы начинается словами «предположим», «допустим», «возможно, что если…».
В старших классах (10-11) тема может включать в себя несколько связанных между собой тематик. Возможна связь физики с другими естественными науками (межпредметная связь). Над одним проектом может допускаться несколько учащихся.
Задача, которая ставится перед руководителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.
Результаты исследовательских работ представляют на школьных конференциях, городских олимпиадах. Научные конференции по физике можно приурочить к важным памятным датам. Например, юбилеи ученых: Ньютона, Бора, Гюйгенса и других, или к космическим датам: запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космосе и т.д.
В 8 - 9 классах можно предложить учащимся ряд тем, но желательно, чтобы они сами её сформулировали. Например: «Оптические явления в окружающем мире», «Создай свою модель фонтана», «Применение оптических систем, как необходимые средства в современной жизни», «Влияние радиоактивных излучений на живые организмы».
В 10 -11 классе: «Экология использования атомной энергии », «Развитие оптики и перспективы будущего», «Создание теста по физике с использованием программы TestMaker», «Вселенная и её тайны».
За прошедший год я использовала на уроках физики следующие проектные работы:
- «Если бы не было трения».
- «Тайны Вселенной».
- «Развитие использования атомной энергии».
- «Сообщающиеся сосуды. Моя модель фонтана».
- «Влияние электромагнитные излучений на живые организмы».
- «Космос. Космонавтика».
- Все стали более ответственны, организованны.
- Повысилась сообразительность, улучшилась смекалка, улучшилась учеба по физике.
- Мы научились работать в группе, у каждого из нас развились какие-то новые личные качества и черты характера, которые раньше были незаметны. Например - юмор.
- Развили интеллект. Повысили общительность.
- Научились терпение, умение сосредотачиваться.
1.Участие в городской научно-практической конференции «Ломоносовские чтение».
2. Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке».
3.Создание собственного сайта физики с разделом «Проекты и исследовательские работы школьников».
4. Работа над актуальными на сегодняшний день проектами (связанные с Универсиадой-2013, годом химии, ЕГЭ и ГИА).
Естественно в моей работе в данной области были и упущения. Одно из таких упущений это то, что проектные работы были выполнены только на уроках физики. Надеюсь, что следующие проектные работы будут участвовать в разных конференциях и достигнут ожидаемого результата.
Проектная деятельность - будущее учащихся.
Другие статьи
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- контрольная для взрослых
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Я работаю с детством
- Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.