С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "
Людмила Бабина   07.05.2014   4721   0   Другое
Процесс обучения – тяжелый и творческий труд. Задача учителя, не только дать ученику определенную Программой сумму знаний, но и научить его трудиться умело, с удовольствием. В этом, на мой взгляд, и является гуманизация процесса обучения.
   Использование  дистанционной технологии обучения   в старшем звене - оправдано и необходимо. К использованию этой технологии толкает сама жизнь.  По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. всем звеньям непрерывного образования. Это новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса - решающий ряд проблем системы образования.
   Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.   
   Основной составной элемент электронного дистанционного обучения - хорошо разработанное методическое обеспечение, позволяющее качественно и в оптимальные сроки усвоить необходимые знания. Очевидно, что методический подход к процессу электронного дистанционного обучения должен отличаться от методического подхода к традиционным видам обучения.   Кого и чему именно следует обучить? Какими средствами следует это сделать? Какие цели должны быть достигнуты?  Ответы на такие вопросы и составляют основу методического обеспечения процесса обучения.
Для учащихся 10 класса разработан дистанционный курс «Россия с древнейших времен до конца XIX века».
Задачами  является приобретение учащимися знаний и умений по следующим темам:
 
  • Русь изначальная.
  • Борьба Руси за независимость и свободу
  • В борьбе за единство и независимость
  • Россия в XVI в. и в XVIIв.
  • Образование Российской империи. Эпоха Петра Первого.
  • Россия в середине и второй половине XVIII веке.
  • Россия в первой четверти XIX в.
  • Россия в пореформенную эпоху.
    Планируемым результатом    должно стать удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей путем повышения вариативности образования, реализации программ дистанционного образования, обеспечивающих качество обучения учащихся  в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Школьники получают возможность проходить обучение по индивидуальным учебным программам.
    Ожидаемый результат:
1.Повышение интереса к истории
2. Научить учиться и критически мыслить, самостоятельно добывать знания.
3. Умение пользоваться информационными технологиями, применять свои знания.
4. Создание информационного пространства.
5. Возможность проявить себя, свои творческие способности.
6.Формировать научно-исследовательский подход к проблеме, научное мышление
   Курс построен по блочно - модульному принципу в виде отдельных тем, образующих логически структурированную иерархию. В тексте курса созданы необходимые гипертекстовые связи, - ключевые слова, термины, основные понятия, алфавитно-предметный указатель и т.п. Одной из составляющих курса является электронный словарь – глоссарий, который имеет прямые ссылки на определения, размещенные как в данном курсе, так и в словарях сети Интернет. Данный словарь может  использоваться учащимися при подготовке к семинарам, поскольку дает основной минимум необходимых терминов.
 К каждой теме курса прилагаются ресурсы – материалы для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения. Это текстовые файлы, иллюстрации, web-страницы, аудио-, видеофайлы и др. В конце каждой темы представлены контрольные задания на усвоение материала – тесты с закрытыми или открытыми вопросами, вопросы на соответствие, задания на умение аргументировать свое мнение, объяснять явления и процессы.
Предлагаемый теоретический материал является разноуровневым, рассчитанным как на учащихся, изучающих предмет   на базовом уровне, так и на старшеклассников, планирующих участвовать в итоговых испытаниях по предмету, и позволяет учащемуся самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Ссылки на сетевые ресурсы, интернет-учебники и научную литературу активизируют научно-поисковую деятельность учащихся, позволяют развивать творческие способности каждого ученика.
   Основные  методические  подходы, которые использованы при создании данного курса следующие:
– учебный материал подается сжато и структурировано, что экономит время при изучении теоретических блоков;
– применяется принцип активизации имеющихся знаний и личного опыта обучающегося;
– видеолекции  как сюжетная основа, позволяют широко использовать проблемный подход в обучении (метод кейсов);
– совмещение популярно изложенной теории, огромного  количества  наглядности  и практической направленности разнообразных упражнений позволяет усилить обучающий эффект (и документы, и «картинки» для таких уроков должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться о пределенной «символичностью»);  
– использование наглядных схем, рисунков облегчает восприятие и запоминание;
– каждая практическая часть содержит разнообразные по форме упражнения.
   Материал урока дается в таком сочетании, чтобы  интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. 
   Несомненным преимуществом дистанционных курсов обучения через Интернет является то, что школьник  может сам выбрать, в какое время суток ему удобнее заниматься, а также определить для себя индивидуальную продолжительность занятий. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения данной темы и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.  При этом предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное. Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения. Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель - Ученик", выполнение предлагаемых заданий и отправке их по электронной почте для проверки. Участие в тестировании добровольное, нужно лишь зарегистрироваться, указав свою фамилию, класс. Необходимо напомнить, что вопросы в тестах распределяются по уровням сложности и усложняются от теста к тесту. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с целью закрепления знаний.
  Анализ результатов работы по дистанционному обучению (предмет «История»)  позволил установить, что данная технология имеет ряд положительных моментов:
-   каждый ученик имеет возможность самостоятельно обдумать ответ и возможные подходы к нему;
-    индивидуализируется учебный процесс;
-  происходит развитие навыков учащихся по работе с электронными документами, приобретаются  навыки   пользования сетевыми технологиями,  что является главным для дальнейшего обучения. Важно, что дистанционное обучение позволяет дополнительно и самостоятельно изучать темы, входящие в программу предмета, а также выходящие за рамки, т.е. саморазвиваться и совершенствоваться  Ученик может ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, на­выках   по определенным  темам данного пред­мета.
   Конечно, система дистанционного обучения   не идеальна. Во-первых, возникают сложности в определении личности обучающегося. То есть, пока невозможно точно проверить, сдаёт ли работы сам ученик  либо кто-то за него.   Во-вторых, бывает, что качества Интернета недостаточно, чтобы наладить бесперебойную связь между учеником  и преподавателем. В-третьих, курсы дистанционного обучения способствуют тому, что непосредственный контакт между обучающимся и преподавателем теряется. Но самое главное – это необходимость наличия у учащегося сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно, без постоянной поддержки и понукания преподавателя.
При использовании дистантной формы обучения в школе столкнулись со следующими проблемами, которые касались непосредственно самих педагогов:
 
  • недостаточный опыт работы ОУ по данной проблеме;
недостаточная компетенция педагогов по поиску, созданию и использованию  информационных ресурсов для обеспечения успешности обучения в дистантной форме;
 
  • многие педагоги пока не видят преимуществ использования ДО;
  • дистанционная технология обучения затратна по времени, не определены нормы оплаты труда педагогов – отсюда низкая мотивация педагогов;
  • невозможность осуществлять обратную связь с педагогами из-за финансовых проблем обучающихся.
   Сегодня школа использует  «золотую середину»,  то есть сочетание традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные темы или их фрагменты можно изучить с использованием дистанционных технологий, а другие — в традиционной форме. 
   Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно самостоятельно.
А вот что написали в анкете сами учащиеся, которые в течение года занимались по дистанту:
« я сам решаю, когда мне делать задания»;
« я вправе решить на какую оценку буду работать»;
« интересно самому найти ответ»;
« схема помогает увидеть всё во взаимосвязи»;
« трудно, потому что сам себя контролируешь, не всегда получается, но интересно»;
« хорошо, что есть возможность исправить оценку»;
« можно показать свое творчество и получить оценку»;
« мне легче, потому что материал повторяю несколько раз и в разных видах».
Дистанционное обучение в школе – идеальное подспорье в усвоении общеобразовательных материалов!
 
 
Список литературы
 
  1. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
  2. Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm
 9 . Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение   1997. №2.  С. 69
10.Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ