Статья "Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников."
Ирина Горелова
28.03.2014
33365
1
В помощь учителю
Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.
Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…
Учащиеся с интересом слушают зарисовки о природе, такие как: «Деревья в плену», «Разговор деревьев», «Запоздалый ручей», «Берёзовый сок», «Как распускаются разные деревья», «Река», «Утренняя роса» и «Жаркий час». В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина самой ранней весны – пробуждение леса. Мы воспринимаем эти слова как привычную уже метафору: лес пробудился, птички запели, подснежники полезли. Пришвин показывает этот процесс совершенно реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришёл жаркий час. Это час, когда “снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой … спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться… Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула… И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса”. Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса. Действительно, страшно, действительно, «жаркий час».
Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.
Главные действующие лица - ребята, писатель, мать-уточка.
Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию.
При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо.
Фразу «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» надо прочитать медленно, после слова ребята» сделать паузу, насторожить слушателей, обратить внимание на то, как поведут себя дети, встретившись с уточками. В словах «и зашвыряли шапками» должно прозвучать неодобрение, чтобы школьники вникли в поступок ребят и осудили их.
Появление писателя должно вызвать у слушателей веру в то, что он сумеет помочь уточкам. Особенно надо выделить слова «с открытым ртом», «перелетывала в разные стороны, в величайшем волнении», чтобы вызвать у учащихся чувство жалости к птице, тревогу за судьбу ее детей.
При чтении абзаца «Они как будто обрадовались моему приказанию», следует обратить внимание слушателей на поведение уточки, которая «бросилась спасать своих сыновей и дочерей», чтобы показать: птицы, как и люди, любят своих детей и тревожатся за них.
Произведения М.Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках изучения жанра пейзажа, учитель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Эти зарисовки можно использовать в различных беседах с детьми. Например, если беседа об осени, можно использовать зарисовки: «Листопад», «Осенние листики», «Осинкам холодно» и другие.
Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.
По моему опыту очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Более того, во время таких прогулок, я беседовала с учениками и задавала им вопросы, помогающие закрепить пройденный материал. Например, кто-то из ребят увидел красивую птичку на дереве. И в разговоре с ребятами о ней можно спросить: «Помните, мы с вами читали рассказы о животных М.Пришвина? Встречалась ли вам в рассказах такая птица? А каких птиц из его рассказов вы помните? Как их сам Пришвин описывал? Похожи они были на нашу птичку или нет? А почему?» Также гуляя по лесу можно спросить: «Ребята, вот мы с вами недавно читали рассказы Пришвина. Действие многих его рассказов связано с лесом, с природой. А как вы думаете, может быть, писатель рассказывал вот про этот лес, по которому мы сейчас гуляем с вами? Как Пришвин описывал свой лес? Давайте найдем в этом лесу что-то похожее».
Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.
Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить проблемные ситуации, решение которых зависит от их отношения к живой природе.
Например:
Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.
Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…
Учащиеся с интересом слушают зарисовки о природе, такие как: «Деревья в плену», «Разговор деревьев», «Запоздалый ручей», «Берёзовый сок», «Как распускаются разные деревья», «Река», «Утренняя роса» и «Жаркий час». В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина самой ранней весны – пробуждение леса. Мы воспринимаем эти слова как привычную уже метафору: лес пробудился, птички запели, подснежники полезли. Пришвин показывает этот процесс совершенно реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришёл жаркий час. Это час, когда “снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой … спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться… Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула… И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса”. Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса. Действительно, страшно, действительно, «жаркий час».
Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.
Главные действующие лица - ребята, писатель, мать-уточка.
Дети - хорошие, добрые, но легкомысленные. Они жестоко обошлись с утятами. Однако после встречи с писателем осознали свою вину и охотно подчинились его требованию.
При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо.
Фразу «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» надо прочитать медленно, после слова ребята» сделать паузу, насторожить слушателей, обратить внимание на то, как поведут себя дети, встретившись с уточками. В словах «и зашвыряли шапками» должно прозвучать неодобрение, чтобы школьники вникли в поступок ребят и осудили их.
Появление писателя должно вызвать у слушателей веру в то, что он сумеет помочь уточкам. Особенно надо выделить слова «с открытым ртом», «перелетывала в разные стороны, в величайшем волнении», чтобы вызвать у учащихся чувство жалости к птице, тревогу за судьбу ее детей.
При чтении абзаца «Они как будто обрадовались моему приказанию», следует обратить внимание слушателей на поведение уточки, которая «бросилась спасать своих сыновей и дочерей», чтобы показать: птицы, как и люди, любят своих детей и тревожатся за них.
Произведения М.Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках изучения жанра пейзажа, учитель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Эти зарисовки можно использовать в различных беседах с детьми. Например, если беседа об осени, можно использовать зарисовки: «Листопад», «Осенние листики», «Осинкам холодно» и другие.
Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.
По моему опыту очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Более того, во время таких прогулок, я беседовала с учениками и задавала им вопросы, помогающие закрепить пройденный материал. Например, кто-то из ребят увидел красивую птичку на дереве. И в разговоре с ребятами о ней можно спросить: «Помните, мы с вами читали рассказы о животных М.Пришвина? Встречалась ли вам в рассказах такая птица? А каких птиц из его рассказов вы помните? Как их сам Пришвин описывал? Похожи они были на нашу птичку или нет? А почему?» Также гуляя по лесу можно спросить: «Ребята, вот мы с вами недавно читали рассказы Пришвина. Действие многих его рассказов связано с лесом, с природой. А как вы думаете, может быть, писатель рассказывал вот про этот лес, по которому мы сейчас гуляем с вами? Как Пришвин описывал свой лес? Давайте найдем в этом лесу что-то похожее».
Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.
Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить проблемные ситуации, решение которых зависит от их отношения к живой природе.
Например:
- Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?
- Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?
- Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?
Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.
Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.
Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.
Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
Используемая литература:
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.
Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.
Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.
Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
Используемая литература:
- Пришвин М.М. «Кладовая солнца», М. «Детская литература», 2001
- Пришвин М. М. Лесная капель, Краснодарское книжное издательство, 1984
- Зурабова К. // Учительская газета. - 2008. - 12 февр.
- festival.1september.ru/articles
- Ивич А. «Природа и дети», Детская литература, 1980
- Мотяшов И. «Михаил Пришвин». М., 1965
- М.Пришвин. "Кладовая солнца". Повесть и рассказы, Минск, "Народная асвета", 1980
Приложение
Фрагменты уроков.
Беседы по прочитанным произведениям.
“Этажи леса”.
- Что такое этажи леса, по мнению Пришвина?
- На каком этаже разместились травы (деревья, кусты)?
- Какой этаж самый высокий (самый низкий)?
- Почему животные, как люди не могут поменять место жительства на другой этаж?
Рассказ ученика о своем походе в лес.
«После завтрака мы оделись и пошли на экскурсию в лес. Дорога была очень длинная, шли мы далеко, но совсем не устали. Шли через речку, мимо большой горки. Когда прошли по заваленному снегом полю, то, наконец, пришли в лес. Там было много елочек и сосен, а на них – шишечки – на верхушечках. Около елочки была большая гора снега, и мы подумали, что это берлога медведя. Потом мы увидели следы зайца и лисы, слышали, как кричит ворона и как ветер шумит высоко в ветках большой сосны. Прогулка в лес нам очень понравилась.»
«Лисичкин хлеб»
«После завтрака мы оделись и пошли на экскурсию в лес. Дорога была очень длинная, шли мы далеко, но совсем не устали. Шли через речку, мимо большой горки. Когда прошли по заваленному снегом полю, то, наконец, пришли в лес. Там было много елочек и сосен, а на них – шишечки – на верхушечках. Около елочки была большая гора снега, и мы подумали, что это берлога медведя. Потом мы увидели следы зайца и лисы, слышали, как кричит ворона и как ветер шумит высоко в ветках большой сосны. Прогулка в лес нам очень понравилась.»
«Лисичкин хлеб»
- Каких птиц принёс охотник из леса?
- Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
- Как деревья лечатся?
- Какие вы запомнили названия трав?
- Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
“Землеройка”.
- Для чего дедушка и Зиночка решили вырыть ловушку?
- Как выглядит землеройка?
- Как она себя ведёт?
- Что она ест?
- Что задумали Зиночка с дедушкой сделать с землеройкой?
- Почему им это не удалось? А если бы им удалось, понравился бы вам рассказ? Почему?
«Филин».
1. В какое время суток филин обычно охотится? Почему?
2. Кто обнаружил филина и где?
3. Какие птицы слетелись на крик ворона?
«Берестяная трубочка».
1. Откуда на березах появляются берестяные трубочки?
2. Что было спрятано в берестяной трубочке, которую нашел автор?
3. Кто поселился в трубочке?
Знакомство с зарисовками о природе М. М. Пришвина.
1. Вводная беседа о деревьях
2. Отгадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением разных деревьев.
4. Чтение зарисовок: «Как распускаются разные деревья», «Белолапки», «Липа и дуб».
5. Беседа по прочитанному.
6. Изображение понравившихся деревьев.
7. Выставка рисунков.
1. В какое время суток филин обычно охотится? Почему?
2. Кто обнаружил филина и где?
3. Какие птицы слетелись на крик ворона?
«Берестяная трубочка».
1. Откуда на березах появляются берестяные трубочки?
2. Что было спрятано в берестяной трубочке, которую нашел автор?
3. Кто поселился в трубочке?
Знакомство с зарисовками о природе М. М. Пришвина.
1. Вводная беседа о деревьях
2. Отгадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением разных деревьев.
4. Чтение зарисовок: «Как распускаются разные деревья», «Белолапки», «Липа и дуб».
5. Беседа по прочитанному.
6. Изображение понравившихся деревьев.
7. Выставка рисунков.
Другие статьи
- Я – учитель!
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Моя формула успеха
- Деформация тел
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Использование куклы на уроках английского языка.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Вы создали хорошую статью. Даже будучи учителем совсем другого профиля, я прочитала Вашу статью с интересом и оцениваю её как отличную! Молодец! Желаю не останавливаться на этом - пишите и творите и впредь. Удачи Вам!
Ольга Степанова, дата: 26.08.2017 в 7:03
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.