С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе."
                                                 Седлова Елена Викторовна,
                                                  МАОУ «СОШ № 22»
                                                 учитель истории
                                                 высшая кв.категория
                                                 
                                            Безделье на уроке больше утомляет
                                         учащихся, чем активная деятельность…
                                                                                        К.Д.Ушинский                                                                           
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Задачи: 1. Раскрыть особенность педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе .
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Свою задачу, как учителя истории я вижу в создании методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков и т.д.
Учителя волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне интерактивная форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование игровых технологий.
Использование игровых технологий способствует повышению качества знаний учащихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формирует интерес к предмету; использование игровых технологий в процессе обучения истории позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм. Данный прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обо­гащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой на­зидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлека­ются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «после­днего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито вооб­ражение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реа­гировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладо­вой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. По мере того, как игры становятся более или менее постоян­ным занятием обучающихся, учитель постепенно отходит как бы на второй план. При подготовке к игре важно продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, проду­мывать игровые ситуации.
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории игровых моментов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. 
Главное, использование этого метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у  обучающихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность урока и качество знаний.
Таким образом, игра помогает учителю решать такие задачи,  как:
- формирование навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля;
- развитие познавательной активности и самооценки, направленной на поиск, обработку и усвоение информации;
 - воспитание ответственности перед коллективом, отношение к достигнутому результату.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению
 
Приложение.
Практическая часть.
1. Деление на группы.
Существует множество вариантов разделения класса на группы:
   - по взаимному выбору;
   - случайным образом;
   - по выбору лидера;
   - по выбору педагога.
В данном случае деление случайным образом (по карточкам) на 4 группы. На столах названия  государств – Египет, Греция. Рим, Индия. Участникам предлагается взять карточку со словом и соотнести её с государством, присоединиться к своей группе.
2.  Суд по законам Хаммурапи. Участникам предлагаются  конкретные жизненные ситуации, задача: вынести решение согласно законам Хаммурапи.
3. Динамическая пауза  (по богам Древнего Египта)
Встали дружно, потянулись!
Богу Солнца улыбнулись!
Богу Гебу наш поклон,
Многократным будет он.
Руки вверх к богине Нут,
Пусть немного отдохнут.
Тело наше, сделай круг-
Повтори Амона путь!
Готовы из знаний плести сотни сот,
Поможет нам в этом Бог мудрости – Тот.
4. Игра «Черный ящик».
В ящике предметы, которые вы можете увидеть у себя дома, мы привыкли к ним. Угадайте, что это?
1) Она живет 300–400 лет, хотя известны и долгожители.
Родовое латинское название ее произошло от греческого слова “elaia”. Ее родина – Ближний Восток, откуда ее род распространился в Европу, страны Средиземного моря (Грецию, Италию, Испанию и в Южную Францию).
По одному из мифов, она возникла в результате споров между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за право владения Аттикой, одной из провинций Центральной Греции. Было решено, что победит тот, кто принесет лучший подарок людям. Посейдон начал первым. Он ударил своим трезубцем в бесплодную скалу и из нее забил источник соленой воды. Посейдон торжествовал. Но вот Афина взмахнула своим копьем и глубоко вонзила его в землю, и тут появилась она. Боги присудили победу Афине, признав ее дар для людей более ценным.
На протяжении многих веков благосостояние людей и всего государства зависело от ее урожаев. (Ответ: олива, в ящике оливки).
2) Его родиной считаются Закавказье и Малая Азия. Оттуда он распространился на прибрежные земли стран Средиземноморья, в том числе и Грецию. В Древней Греции он считался священным и был посвящен любимцу богов Аполлону. В честь Аполлона строились храмы, которые окружались рощами, где он играл главную роль. В греческой мифологии был свой вариант его происхождения. Юный бог любви Эрот, славившийся тем, что мог безнаказанно пронизать своими стрелами сердца богов и простых людей и прививать им любовь и ненависть, решил подшутить над Аполлоном. Он послал одну стрелу, вызывающую любовь Аполлона, а другую, убивающую любовь, в дочь речного бога Пелея – Дафну. Аполлон увидел Дафну, влюбился в нее и стал преследовать. Дафна бросилась бежать, не слушая призывов Аполлона. И вот, когда Аполлон почти настиг Дафну и протянул руки, она превратилась в куст его. Долго печально стоял Аполлон перед кустом и, наконец, вымолвил: “Пусть же венок из твоих листьев украшает мою голову, и пусть никогда не вянет твоя зелень”.
С тех пор уже несколько тысячелетий его венками украшают победителей. От этого слова произошло слово “лауреат”. (Ответ: лавр, в ящике – лавровый лист).
 
5. Конкурс: Узнай мудрого! По типу «Брейн-ринг»
Участники  говорят, о какой личности идет речь.
1. Я говорил, что ничего не имею, поэтому меня ничего нельзя лишить, и к тому же я ничего не боюсь потерять. Из вещей у меня была только одна кружка, которую я носил и пил из нее воду. Уже стариком я как-то увидел мальчишку, пьющего воду из пригоршни, тогда я воскликнул:
– А я-то, старый дурак, – и выбросил свою кружку.
Афиняне любили меня и почитали как достопримечательность города. Когда мальчишки разбили мою бочку, то горожане наказали их, а мне поставили новую.
Диоген, греческий философ, 400 – 325 гг. до н. э.
2. Я был любимым учеником Платона. Но, усвоив его философию, я решил, что учитель ошибается в самом главном – в вопросе о первооснове мира. Я пришел к выводу, что все вещи существуют сами по себе, безо всяких предшествующих им идей. Мы расстались. Когда меня спросили, почему я покинул Платона, я ответил: “Платон мне друг, но истина дороже”. Я написал огромное количество философских трактатов. Основал свою философскую школу. Она находилась в местности, посвященной богу искусств Аполлону Ликейскому. Слово ликей или лицей стало знаменитым благодаря моей школе. Так называют учебные заведения, в которых обучают по специальной программе.
Аристотель, греческий философ, 384 – 322 гг. до н. э.
3.Я не был философом, меня называют отцом медицины. 17 поколений моих предков были врачами. Я первый обратил внимание на значение психики человека – свойств его души, названных мною темпераментом. Я определил четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Названия типов темперамента и их характеристика сохранились и в современной медицине.
Гиппократ, греческий врач, 460 – 370 гг. до н. э.
4. О моей жизни почти не сохранилось никаких сведений. Уже в средние века появилась моя придуманная биография, и даже роман о моей жизни. Из достоверных древних источников известно, что я был рабом. Благодаря уму я добился свободы. В своих баснях я под видом животных высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали насмешки на свой счет. Чтобы отомстить мне, обиженные люди подложили в мою котомку золотую чашу. Согласно легенде, когда меня схватили, меня должны были казнить, либо я должен был снова признать себя рабом, и тогда мой хозяин уплатил бы штраф, а я сохранил бы жизнь. Я не стал терять свободу и выбрал смерть свободного человека.
Эзоп, греческий баснописец.
5. Я – самый великий и знаменитый поэт всех времен и народов. Я жил, когда у греков не существовало алфавита. И, получается, что я не умел ни читать, ни писать. А созданные мною поэмы пережили все эпохи, они напечатаны большими тиражами, их прочло за несколько тысячелетий огромное количество людей. Я был слепым рапсодом. Рапсодами в Греции называли сочинителей песен и поэм, исполнявших свои произведения под аккомпанемент кифары.
Гомер, греческий поэт.
6. Я был знаменитым философом Древней Греции. Я посетил Египет и Вавилон и постиг древние учения восточных жрецов. Я создал тайный союз своих учеников. Вступающие в него давали пятилетний обет молчания, чтобы сосредоточиться на размышлениях. Я учил, что первоосновой является не вода, а число и гармония чисел. Я был высокого роста, красив и силен. Я даже стал чемпионом Олимпийских игр по кулачному бою. Я первым употребил слово философия, что значит любовь к мудрости. Мне принадлежит и честь первого употребления слова космос. На моем перстне было выгравировано: “Временная неудача лучше временной удачи”, Все знают мою теорему: “Сумма квадратов двух катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы”.
Пифагор Самосский, греческий философ и математик, ок. 580–500 гг. до н. э.
6. Кроссворд. 7. Игра «Три предложения» 8. Игра «Аукцион» и т.д.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ