Статья "Использование ИКТ на уроках физики"
Светлана Быкова
28.03.2014
6003
0
ИКТ
Введение.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.
В процессе преподавания физики понимаешь то, что не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Изучение данной проблемы на уроках физики:
- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;
- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаги и невозможность проверки полученного результата на практике);
- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;
- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;
Цели:
Актуальность
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Первостепенным из данных информационных средств на наш взгляд является использование компьютерных моделей на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств ученика;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении;
Ведущая педагогическая идея: Развитие навыков исследовательской деятельности, учащихся на уроках физики программными средствами компьютера.
Выбранная педагогическая идея позволяет решать концептуальные задачи: развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. При этом учебный процесс при таком подходе характеризуется высокой интенсивностью, полученные знания отличаются глубиной и прочностью, что является одним из основных требований .
Данная идея определила тему работы и её цель:
Цель: Сформировать навыки исследовательской деятельности у учащихся средствами ИКТ
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Целевая группа проекта: Учащиеся 8-9 классов (контрольная группа учащиеся 8-9 классов)
Срок реализации проекта: 2012-2014 гг.
Место реализации проекта: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2012г. – декабрь 2012г.)
2. Основной (январь 2013г. – май 2013г.)
3. Заключительный (сентябрь 2013 – январь 2014)
План мероприятий по реализации проекта
Пояснительная записка
I. Составлено тематическое планирование с включением различных видов деятельности применяемых на уроках физики с применением ИКТ по физике (демонстрация анимации, видеофрагментов, видеофильмов, компьютерных моделей и т.п.)
II. Разработаны и включены в практику:
- объяснения физических процессов и явлений на фотографиях, сделанных учениками.
- уроки решения физических задач с применением 3d Grafter
.
III. Использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий:
Полученные на уроках навыки исследовательской работы, а также результаты работы на уроках физики используются учащимися на уроках информатики и факультативных занятиях информатики:
Тематическое планирование учебного материала
по физике в 8 классе
по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2012-2013 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе
по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2011-2012 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Заключение: XX1 век-век инновационных технологий, и важно научить школьников применять их.
Ресурсы
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-тематическое планирование по 8-9 классам с использованием ИКТ ( внедрения ФГОС ОО 2- поколения).
-осуществлять межпредметные связи «информатика – физика» для решения физических задач на уроках информатики средствами программирования и построения компьютерных моделей физических явлений (процессов).
-повышать качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности школьника.
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования.
-принимать активное участие в разработке задачников с применением ИКТ для подготовки обучающихся.
-изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области применения ИКТ
Методы диагностики:
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.
В процессе преподавания физики понимаешь то, что не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Изучение данной проблемы на уроках физики:
- Анализ анкетирования учащихся на предмет их творческого и интеллектуального потенциала;
- Отслеживание результатов владения учащимися различными видами исследовательской деятельности при освоении знаний через анализ результатов выполнения контрольных, практических и лабораторных работ:
- умение систематизировать и обобщать полученные знания;
- умение абстрактно представлять изучаемое явление,
- составлять структурно-логические схемы при выводе основных физических закономерностей;
- развитие алгоритмического мышления (например, составление алгоритма решаемой задачи);
- поиск необходимой информации по предложенному заданию из различных источников;
- развитие самостоятельности учащихся при проведении лабораторной работы и анализ полученных результатов;
- составление плана предлагаемой практической работы (или текста);
- описание наблюдаемого физического явления
- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;
- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаги и невозможность проверки полученного результата на практике);
- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;
- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;
Цели:
- ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей;
- формирование школой целостной системы универсальных знаний, умений и навыков;
- формирование ключевой компетенции (самостоятельной деятельности и личной ответственности) обучающихся.
Актуальность
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Первостепенным из данных информационных средств на наш взгляд является использование компьютерных моделей на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств ученика;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении;
Ведущая педагогическая идея: Развитие навыков исследовательской деятельности, учащихся на уроках физики программными средствами компьютера.
Выбранная педагогическая идея позволяет решать концептуальные задачи: развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. При этом учебный процесс при таком подходе характеризуется высокой интенсивностью, полученные знания отличаются глубиной и прочностью, что является одним из основных требований .
Данная идея определила тему работы и её цель:
Цель: Сформировать навыки исследовательской деятельности у учащихся средствами ИКТ
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- Составление тематического планирования по 8-9 классам в соответствии с применяемыми программными средствами.
- Разработка дидактических материалов: диск «Физические эксперименты» (телеметрические работы, демонстрации, анимированные модели)
- Отслеживание результатов того, как применение средств компьютерного моделирования влияют на развитие продуктивного мышления и овладение учащимися методами научного познания.
- Осуществление межпредметных связей «информатика – физика» для решения физических задач на уроках информатики средствами программирования и построения компьютерных моделей физических явлений (процессов).
Целевая группа проекта: Учащиеся 8-9 классов (контрольная группа учащиеся 8-9 классов)
Срок реализации проекта: 2012-2014 гг.
Место реализации проекта: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2012г. – декабрь 2012г.)
2. Основной (январь 2013г. – май 2013г.)
3. Заключительный (сентябрь 2013 – январь 2014)
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1. 2. |
Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам внедрения ИКТ в обучении физики Реализация проекта |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Сентябрь 2012г. – декабрь 2012г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
Основной этап | ||||
1. | Реализация проекта | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Январь 2013г. – май 2013г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
4. | Разработка средств диагностики. | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Учитель физики, Быкова С.В. |
|
Заключительный этап | ||||
1. | Экспериментальная проверка эффективности уроков физике с использованием ИКТ. | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Сентябрь 2013г. – январь 2014г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
2. | Представление результатов | печатные работы (брошюры) | Учитель физики, Быкова С.В. |
Пояснительная записка
I. Составлено тематическое планирование с включением различных видов деятельности применяемых на уроках физики с применением ИКТ по физике (демонстрация анимации, видеофрагментов, видеофильмов, компьютерных моделей и т.п.)
II. Разработаны и включены в практику:
- объяснения физических процессов и явлений на фотографиях, сделанных учениками.
- уроки решения физических задач с применением 3d Grafter
.
III. Использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий:
- составление и решение как графических, так и количественных задач с использованием ИКТ;
- подбор, составление вопросов и задач на материале окружающей природы, современной техники;
Полученные на уроках навыки исследовательской работы, а также результаты работы на уроках физики используются учащимися на уроках информатики и факультативных занятиях информатики:
- создание программ решения задач на языке Турбо Паскаль.
- построение моделей физических процессов (явлений) в приложении Microsoft Excel.
- Анализ графика, полученного с помощью программы для записи звука.
- Создать собственный тест по физике с помощью программы MyTest.
Тематическое планирование учебного материала
по физике в 8 классе
по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2012-2013 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ | Тема урока | Использование ИКТ | Источник | Планируемые результаты освоения материала | |
7 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике | Законы физики в фотографиях | Фотоаппарат | Знать: -особенности различных способов теплопередачи; -примеры теплопередачи в природе и технике |
|
10 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Умение программировать задачи по физике | Microsoft Excel | Знать расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количества теплоты | |
26 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов | Демонстрация «Электризация тел. Два типа электрических зарядов» | Диск «Физические эксперименты » А.И.Фишман А.И.Скворцов Р.В.Даминов |
Знать понятие «электризации тел при соприкосновении». Объяснять взаимодействие заряженных тел | |
51 | Повторение материала темы «Электрические явления» | Умение программировать задачи по физике | Microsoft Excel | Знать понятия темы. Уметь решать задачи по теме «Электрические явления» | |
61 | Отражение света. Законы отражения света | Телеметрические работы «Изучение законов отражения света» | Диск «Физические эксперименты » А.И.Фишман А.И.Скворцов Р.В.Даминов |
Знать законы отражения света | |
65 | Изображения, даваемые линзой | Видеозадачи и анимированные модели | Диск «Физические эксперименты » А.И.Фишман А.И.Скворцов Р.В.Даминов |
Уметь строить изображения, даваемые линзой. | |
68 | Резерв | Составить итоговый тест для 8 класса | Программа MyTest | Умение систематизировать свои знания и составить тест по пройденному курсу. |
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе
по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2011-2012 учебный год
( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема урока | Используемые ИКТ | Планируемые результаты освоения материала | Источник |
10 | Относительность движения. |
Представление задачи в 3d | относительность скорости, перемещения, координаты, траектории | 3d Grafter |
14 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Умение программировать задачи по физике | свободное падение тел , движение тела, брошенного вертикально вверх -движение под действием силы тяжести | Microsoft Excel |
22 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
Телеметрические работы «Проверка закона сохранения импульса» | импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса | Диск «Физические эксперименты » А.И.Фишман А.И.Скворцов Р.В.Даминов |
26 | Механическое движение. Решение задач. | Составить тест | Умение систематизировать свои знания. | Программа MyTest |
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. |
Анализ полученного графика | Практически познакомиться с данными понятиями | Программа для записи звука |
66 | Резерв | Законы физики в фотографиях | Умение видеть законы физики в окружающем мире | Фотоаппарат |
Заключение: XX1 век-век инновационных технологий, и важно научить школьников применять их.
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: Образовательный стандарт основного общего образования по физике. |
+ | + | Интернет | Сентябрь 2012г. – декабрь 2012г. |
Материально-технические:
|
+ | + | ОУ | Январь 2013г. – май 2013г. |
Кадровые: Учитель физики |
+ | + | ОУ | Сентябрь 2011г. |
Научно-методические: Новые информационные технологии в процессе преподавания физики |
+ | + | ОУ | Сентябрь 2012г. – май 2013г. |
Информационные:
|
+ | _ | Печатные издания | сентябрь 2014г. – январь 2014г |
Мотивационные:
|
+ | + | ОУ | Сентябрь 2012г. – январь 2014г. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-тематическое планирование по 8-9 классам с использованием ИКТ ( внедрения ФГОС ОО 2- поколения).
-осуществлять межпредметные связи «информатика – физика» для решения физических задач на уроках информатики средствами программирования и построения компьютерных моделей физических явлений (процессов).
-повышать качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности школьника.
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования.
-принимать активное участие в разработке задачников с применением ИКТ для подготовки обучающихся.
-изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области применения ИКТ
Методы диагностики:
- Сравнение результатов контроля знаний, проведенных традиционными методами и с использованием ИКТ.
- Анализ результатов ЕГЭ.
- А.Ф. Кавтерев «Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися»
- Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»
- Н.Н. Гомулина «Методика проведения компьютерной лабораторной работы»
- А.Ф. Кавтарев «Виды заданий к компьютерным моделям»
- «Методика работы с лабораториями Института новых технологий»
- С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в 7-8 классах» (из опыта работы) М., Просвещение 1990 г.
Другие статьи
- Деформация тел
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Как легко поступить в лучшие вузы страны
- "Моя педагогическая философия"
- Инновации в преподавании физики.
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.