Статья "Использование ИКТ на уроках физики"
Светлана Быкова
28.03.2014
5967
0
ИКТ
Введение.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.
В процессе преподавания физики понимаешь то, что не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Изучение данной проблемы на уроках физики:
- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;
- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаги и невозможность проверки полученного результата на практике);
- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;
- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;
Цели:
Актуальность
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Первостепенным из данных информационных средств на наш взгляд является использование компьютерных моделей на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств ученика;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении;
Ведущая педагогическая идея: Развитие навыков исследовательской деятельности, учащихся на уроках физики программными средствами компьютера.
Выбранная педагогическая идея позволяет решать концептуальные задачи: развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. При этом учебный процесс при таком подходе характеризуется высокой интенсивностью, полученные знания отличаются глубиной и прочностью, что является одним из основных требований .
Данная идея определила тему работы и её цель:
Цель: Сформировать навыки исследовательской деятельности у учащихся средствами ИКТ
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
Целевая группа проекта: Учащиеся 8-9 классов (контрольная группа учащиеся 8-9 классов)
Срок реализации проекта: 2012-2014 гг.
Место реализации проекта: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2012г. – декабрь 2012г.)
2. Основной (январь 2013г. – май 2013г.)
3. Заключительный (сентябрь 2013 – январь 2014)
План мероприятий по реализации проекта
Пояснительная записка
I. Составлено тематическое планирование с включением различных видов деятельности применяемых на уроках физики с применением ИКТ по физике (демонстрация анимации, видеофрагментов, видеофильмов, компьютерных моделей и т.п.)
II. Разработаны и включены в практику:
- объяснения физических процессов и явлений на фотографиях, сделанных учениками.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.
В процессе преподавания физики понимаешь то, что не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же достаточного на осмысление и закрепления практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.
Изучение данной проблемы на уроках физики:
- Анализ анкетирования учащихся на предмет их творческого и интеллектуального потенциала;
- Отслеживание результатов владения учащимися различными видами исследовательской деятельности при освоении знаний через анализ результатов выполнения контрольных, практических и лабораторных работ:
- умение систематизировать и обобщать полученные знания;
- умение абстрактно представлять изучаемое явление,
- составлять структурно-логические схемы при выводе основных физических закономерностей;
- развитие алгоритмического мышления (например, составление алгоритма решаемой задачи);
- поиск необходимой информации по предложенному заданию из различных источников;
- развитие самостоятельности учащихся при проведении лабораторной работы и анализ полученных результатов;
- составление плана предлагаемой практической работы (или текста);
- описание наблюдаемого физического явления
- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.
- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;
- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаги и невозможность проверки полученного результата на практике);
- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;
- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;
Цели:
- ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей;
- формирование школой целостной системы универсальных знаний, умений и навыков;
- формирование ключевой компетенции (самостоятельной деятельности и личной ответственности) обучающихся.
Актуальность
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
Первостепенным из данных информационных средств на наш взгляд является использование компьютерных моделей на уроках физики.
Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств ученика;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении;
Ведущая педагогическая идея: Развитие навыков исследовательской деятельности, учащихся на уроках физики программными средствами компьютера.
Выбранная педагогическая идея позволяет решать концептуальные задачи: развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. При этом учебный процесс при таком подходе характеризуется высокой интенсивностью, полученные знания отличаются глубиной и прочностью, что является одним из основных требований .
Данная идея определила тему работы и её цель:
Цель: Сформировать навыки исследовательской деятельности у учащихся средствами ИКТ
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- Составление тематического планирования по 8-9 классам в соответствии с применяемыми программными средствами.
- Разработка дидактических материалов: диск «Физические эксперименты» (телеметрические работы, демонстрации, анимированные модели)
- Отслеживание результатов того, как применение средств компьютерного моделирования влияют на развитие продуктивного мышления и овладение учащимися методами научного познания.
- Осуществление межпредметных связей «информатика – физика» для решения физических задач на уроках информатики средствами программирования и построения компьютерных моделей физических явлений (процессов).
Целевая группа проекта: Учащиеся 8-9 классов (контрольная группа учащиеся 8-9 классов)
Срок реализации проекта: 2012-2014 гг.
Место реализации проекта: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2012г. – декабрь 2012г.)
2. Основной (январь 2013г. – май 2013г.)
3. Заключительный (сентябрь 2013 – январь 2014)
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1. 2. |
Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам внедрения ИКТ в обучении физики Реализация проекта |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Сентябрь 2012г. – декабрь 2012г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
Основной этап | ||||
1. | Реализация проекта | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Январь 2013г. – май 2013г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
4. | Разработка средств диагностики. | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Учитель физики, Быкова С.В. |
|
Заключительный этап | ||||
1. | Экспериментальная проверка эффективности уроков физике с использованием ИКТ. | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79 » | Сентябрь 2013г. – январь 2014г. | Учитель физики, Быкова С.В. |
2. | Представление результатов | печатные работы (брошюры) | Учитель физики, Быкова С.В. |
Пояснительная записка
I. Составлено тематическое планирование с включением различных видов деятельности применяемых на уроках физики с применением ИКТ по физике (демонстрация анимации, видеофрагментов, видеофильмов, компьютерных моделей и т.п.)
II. Разработаны и включены в практику:
- объяснения физических процессов и явлений на фотографиях, сделанных учениками.