С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности"
Образование есть то, что остается после того,
                                           когда забывается все, чему нас учили.
                                                                                                              А.Эйнштейн.
Становление новой концепции исторического и обществоведческого образования предполагает разрешение противоречия между новыми идеями, содержанием и технологиями обучения истории, обществознания и наличием в профессионально-педагогическом сознании учителей инновационных барьеров, отсутствием практических навыков организации образовательного процесса в соответствии с требованиями личностно -  ориентированного обучения. Реализация образовательных и воспитательных возможностей курса истории и обществознания связана с решением задач, направленных на обеспечение соответствия содержания изучаемого учебного материала реальным динамичным  процессам, отражающим противоречивый характер общественного развития. 
Мой профессиональный интерес  связан с такими педагогическими и методическими проблемами и инновациями  как:
-    специфика организации проектной и исследовательской деятельности  учащихся в урочное и внеурочное время как факторы успешной социализации и самореализации;
-      интегрированный подход в изучении истории и обществознания;
-      создание учебных программ элективных курсов для профильных классов и их апробация;
-      инновационные методы оценки результатов.
Обновление российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Это вызывает определённые трудности: неверие учащихся в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является, на мой взгляд, метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Актуальность использования проектной технологии в обучении подтверждается нормативными документами: Концепцией модернизации российского образования до 2010 года и Концепцией профильного обучения на старшей ступени.
Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры». Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в  школе нового типа. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие, так как  наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового проектов.
В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").  Выполнение  проектов  даёт  возможность  для  создания  личностно - развивающей  ситуации,  позволяющей  реализовать  творческие  силы,  обеспечить  формирование  собственного  мнения,  своего  стиля  деятельности. Метод  проектов – личностно - ориентированный  метод  обучения,  основанный  на  самостоятельности  обучающихся  по  разработке  проблемы  и  оформлении  практического  результата. Учащиеся  включены  в  реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает  новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится  сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает  потребность выявлять  проблемы  и  разрешать  возникающие  противоречия.
При оценке проекта учитываются следующие моменты:
 - значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
 - активность каждого участника проекта;
 - творческая самостоятельность авторов проекта;
 - соблюдение требований к созданию проекта;
 - речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Проект может быть учебным, творческим, социальным.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса "ключевых компетентностей", способствующих социализации личности молодого человека, а именно:
- способность к адаптации;
- социальную ответственность;
- способность к коммуникации;
- толерантное отношение к другим.
Всё это ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Отсюда неизбежные нововведения в требованиях к работе учителя, продиктованные ситуацией в современной школе: от умений транслировать программный объем  знаний – к умениям решать творческие задачи. Происходит переход от «зуновской» к компетентностной образовательной парадигме. Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой  взгляд,  и является  метод проектов, который  разработан  на основе проектно - исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся.
На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о  важнейших сферах социальной жизни  и основных  видах деятельности людей, о возможности достижения успеха,  развитие умений и навыков.
Тема моей методической работы «Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности». Практическая значимость   работы состоит в том, что ее теоретические положения позволяют мне эффективно организовывать обучение лицеистов по проектной методике на уроках истории  и обществознания.  Созданные и апробированные методические разработки могут быть использованы в качестве материалов для учителей истории и обществознания при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
Объектом моего исследования является  преподавание истории и обществознания.
Предмет исследования -  учебная деятельность учащихся на основе проектной деятельности. Цель исследования: разработать технологию организации и совершенствования исследовательской деятельности учащихся средствами   проектной технологии для формирования учебно – познавательной компетентности. Основные задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа методической, психолого-педагогической литературы изучить роль и место метода проектов в современной модели лицейского исторического и обществоведческого  образования.
2. В ходе экспериментальной работы в лицее в условиях естественных педагогических ситуаций  создать методические разработки организации проектной деятельности учащихся.
3. Провести анализ эффективности проектной деятельности  на уроках истории и обществознания.
 В ходе  работы над методической темой мною  было установлено, что  проектный метод в процессе обучения позволяет:
-   развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал учащихся;
-     решать информационные задачи;
-     организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
-     создавать комфортные условия обучения;
-     активизировать мыслительную деятельность учащихся;
-     снимать нервную нагрузку (релаксация).
Анализ результативности использования проектного метода позволяет сделать вывод,  что на уроках истории и обществознания повышается мыслительная  активность учащихся, интерес к предмету, эффективность восприятия учебного материала учащимися. Экспериментально было установлено, что в  основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же  обуславливает метод деятельности, направленной на её решение.  Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности. 
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного  исследования:
  • возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  • этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
  • этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры, так как  на уроках истории и обществознания  учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы.  Исследовательский проект - это учебная деятельность, поэтому,  она проводится под руководством педагога. Однако роль  учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений,  в корректировке самостоятельной деятельности учащихся. Цель использования проектной технологии - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся. Оно дает возможным приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. Учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах  города или страны в целом. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между лицейским образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.
В процессе  организации работы учащихся над проектами реализуются  триединые задачи образовательного процесса:
 
Образовательные — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности  учащихся, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
 Главный же  результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и  в команде, создание презентаций.
Исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества как учителя, так и ученика. Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.  Данный метод предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Подчеркну, что дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.).
При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе разработки проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом. Каждый лицеист становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия учащихся. Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить в диалог как с собственным "Я", так с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности" (М.М. Бахтин). Диалог в методе проектов выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условия для принятия учащимися нового опыта, переосмысления прежнего опыта, вследствие чего полученная юридическая, социальная, правовая информация становится личностно значимой. Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения. Любой проект - это всегда творчество учащихся. Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов. Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.
В целях стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания, истории  я провожу практические и лабораторные занятия с решением проблемных задач, обсуждение типичных ситуаций. Учащиеся с интересом знакомятся с Конституцией Р.Ф.,  ФЗ, кодексами, историческими документами.
Для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта, практикую включение  учащихся в собственно проектную деятельность. Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений.
В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты  могут быть представлены на  научно-практической конференции разных уровней.  
А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Наша жизнь состоит в сущности из множества уроков. То нам их кто-то преподносит, то мы – кому-то. Да и в школе, какие бы новые методики и технологии ни появлялись, какие бы новаторские приемы ни изобретались, урок остается основным действом. Ребенок не должен быть сосудом, который надо постоянно наполнять  знаниями, фактами, правилами, информацией и мнениями других людей, иначе он не сможет адаптироваться, самореализоваться в жизни. Необходимо посмотреть на детей как на самостоятельных и ответственных исследователей окружающего мира, как на активных строителей собственной системы знаний. Видение содержания образования постепенно меняется, следовательно, меняется и система наших отношений с учащимися (складываются отношения сотрудничества). Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Способом реализации практико - ориентированного образования в учебной деятельности может служить интерактивное обучение. Метод проектов   относится к интерактивному обучению. Технология проектирования вырабатывает у учащихся навыки социального общения. Ученик чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым.  
Учитель истории и обществознания должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует  знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты («Золотой век русской культуры», «Рабство вчера и сегодня», «Человек и дорога»), которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах.
Важным в своей работе считаю участие в исследовательской работе лицея по теме «Проектная деятельность педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности». В ходе исследования был разработан и апробирован пакет методических материалов по теме самообразования.
Система исследовательской деятельности включает использование в практике работы комплекс психолого-педагогических диагностик. Такой подход позволяет выявить проблемы обученности и личности, развитие учащихся и на основе анализа корректируется деятельность учителя по совершенствованию приёмов, методов развития мотивационной сферы каждого ученика, а также определить эффективность выбора программ, УМК и методов преподавания предмета. Результаты исследовательских разработок используются в практике работы учителя-предметника и отслеживаются по следующим критериям:
- уровень усвоения учащимися учебного материала
- уровень сформированности ОУУН
- уровень исследовательских умений
- способность к рефлексивной самооценке
Считаю, что использование мониторинга нравственно интеллектуального развития позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие,  самообразование, самореализацию личности. Система моей работы направлена на стимулирование и коррекцию познавательной деятельности учащихся с ориентацией на процесс непрерывного образования (лицей – вуз). Такой подход позволяет развивать познавательную, творческую активность, что даёт возможность строить уроки на основе диалога, обмена идеями, сотрудничества.  Особое внимание на уроках уделяю созданию ситуации успеха для каждого ученика, что способствует сохранению и укреплению эмоционального, нравственного, психического здоровья учащихся. Основными показателями успешной деятельности  в данном направлении считаю:
- низкий уровень тревожности;
- адекватность самооценивания;
- высокий уровень познавательной активности.
Личностно ориентированная среда на уроках истории, обществознания это, на мой взгляд, прежде всего развивающая среда, основой которой является текст учебного материала. Он способен реализовать развивающий потенциал лицеистов. Поэтому  внимание уделяю отбору содержания по определённой теме. В такой ситуации развивается интеллектуальная сфера. Данные вопросы решаю на уроках – исследованиях, которые предполагают следующие этапы:
- целеполагание
- планирование
- исследование
- дискуссия
- уточнение
- дополнение
- формулирование выводов
- анализ и коррекция своих наблюдений
- творческая работа.
Личностно- иентированный подход в преподавании обществоведческих дисциплин  способствует  формированию духовного мира, логического и творческого мышления каждого ученика. Результатом такой работы можно считать следующее:
- Экзамены
- Выполнение творческих работ
- Участие в проектной деятельности
- Участие в предметных олимпиадах разного уровня.
В лицее обучаются дети с 8 класса. Это время является временем возрастной социальной активности учащихся. Лицеисты активно осваивают  всё пространство основной школы, охотно работают в разновозрастных группах, находятся в поиске своих  предпочтений. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают всё новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Дети этого возраста не воспринимают, а иногда и демонстративно отвергают монотонную деятельность. Они с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать её значимость, поэтому я на учебных занятиях стараюсь обеспечить учащимся возможность пробы себя в самых различных видах и формах деятельности. Работаю над тем, чтобы учащиеся смогли спланировать  долгосрочную деятельность и способны были осмыслить её результат и отследить «своё» в стремительно меняющейся среде.
В 9 классе учащимся отвожу роль организаторов и координаторов, воспитывая ответственное отношение к своей деятельности. Существенную роль в этом играет предпрофильная подготовка, завершается этап формирования интеллектуальных общеучебных умений, способностей, определяющих владение компетентностями, необходимыми и для средней школы и для дальнейшей социализации.
Общий уровень позитивной динамики отдельного лицеиста  наблюдаю, используя ряд показателей. На сегодня, в первую очередь, это отметка. Я использую систему отметки как относительную оценочную шкалу (сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. При этом учащимся комментируется ответ), так и абсолютную шкалу, которая  применяется мною на итоговом контроле. Это позволяет создать эффект объективного контроля знаний. 
В качестве срезов на уроках использую письменные работы, ориентированные на исследование таких факторов как освоение предметных знаний и усвоение предметных навыков. Особую роль отвожу формированию навыка письменного высказывания, индивидуальной стилистики отдельного лицеиста, что позволяет своевременно готовить учащихся к выступлению в предметных олимпиадах и нацеливание на подготовку к ЕГЭ.  Учащиеся имеют возможность улучшить свой результат. С этой целью провожу консультации, дополнительные занятия, индивидуальные консультации.
На третьей ступени проверочные, контролирующие работы нацелены на анализ сформированности предметных навыков. Учащимся даётся возможность  достижения более высокого результата  через систему консультаций или индивидуальных занятий. 
В  период обучения учащиеся задумываются над организацией своей жизни после лицея. Профильное обучение, ЕГЭ создают для старшеклассников  благоприятные условия для  самоопределения в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями. Учащиеся планируют собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектируют возможный результат. В этом случае предоставляю учащимся самостоятельность, так как только при этом их деятельность будет продуктивной и повлияет на развитие. Когда ребёнок овладеет учебной деятельностью в самых различных проявлениях тогда это обеспечит после лицея успешность социализации. Обучение на профильном уровне – это форма организации учебной деятельности на основе дифференциации и индивидуализации возможностей старшеклассника при акцентировании внимания на формирование качеств и свойств личности выпускника лицея.
Кроме отметки, фиксирующейся в классных журналах, для наблюдения за позитивной динамикой учебных достижений лицеиста использую и другие критерии успешности обучения: участие в олимпиадах, в игровом конкурсе «Золотое руно», в творческих предметных конкурсах, в исследовательской  и проектной деятельности, которая является очень востребованной. По мере взросления детей количество и качество творческих работ изменяется. В них постепенно усиливается исследовательский элемент, особое значение отводится качеству формулирования мысли, что позволяет получить наиболее интересные результаты на момент окончания работы. Включаю учащихся в крупные игровые образовательные проекты, объединяющие детей нескольких классов (внеклассное мероприятие в форме ролевой  игры «Суд над Интернетом»). С каждым годом увеличивается количество учащихся, выполняющих проектные, реферативные работы, происходит их публичная защита, подводятся итоги  в рамках МАЛНиИ (Малой Академии Лицейских Наук и Искусств). Для ребёнка таким образом создаётся ситуация успеха, он воспринимает себя человеком знающим, способным показать интересный, значимый результат.
У меня сложилась эффективная система подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах разного уровня, в которой  я определила следующие цели и задачи:
- создать условия для интеллектуального развития, поддержки одарённых детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования;
-выявить учащихся, проявляющих интерес и особые способности при изучении   истории, обществознания, права;  
- стимулировать интерес учащихся к изучению истории, обществознания, права;
-патриотическое, гражданское воспитание учащихся, формирование потребности в уважении исторического прошлого;
- пропаганда научных знаний.
Данная работа имеет положительный результат о чём свидетельствует увеличение количества учащихся принимающих участие  в олимпиадах и увеличение количества победителей и призёров.
Признание  и учёт индивидуальности и уникальности учащегося в повседневной педагогической деятельности для меня рассматривается как главная особенность личностно ориентированного обучения, которое призвано обеспечить развитие и саморазвитие каждого учащегося, помогает раскрыть его индивидуальные познавательные возможности. Учебный процесс обновляется, становится более эффектным и демократичным, где учитель не только направленно развивает учащегося, но и сам открыт для нового опыта. Уверена, что процессы развития учащегося и учителя должны идти синхронно. Так, пройдя курсы повышения квалификации в АПК и ППРО в Москве по подготовке специалистов – тьюторов, имею статус учителя – тьютора. Что даёт мне возможность проявлять себя в новом качестве в районе и области (подготовка и проведение выступлений на РМО учителей истории и обществознания; мастер-класс в областном ИПК и ППРО и на окружных научно- практических конференциях по истории и обществознанию по использованию УМК по истории России 1945-2008 гг., и УМК «Обществознание – глобальный мир».).
В практике использую и исследовательский подход, где себе отвожу роль управлять, направлять и корректировать деятельность учащихся, учитывая их особенности и закономерности психического и умственного развития. Этот подход даёт возможность учащимся самостоятельно искать пути решения проблем. Большое внимание уделяю формированию в процессе освоения программных знаний, комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений, различных видов деятельности и развитие способностей. Считаю, что используемые мною  подходы предусматривают обучение, основывающееся на принципиальном внимании к внутреннему миру лицеиста, его интересам и потребностям, к обогащению его духовного потенциала. Необходимость обновления учебного процесса не означает отказа полностью от традиционных методов в обучении, которые результативны в решении различных педагогических задач, в том числе чему должны научиться ребята на конкретном уроке и что они для этого должны освоить.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит передо мной новые задачи по воспитанию членов информационного общества, что позволяет развивать творческое мышление и продуктивную деятельность учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. В этой связи актуальным является использование в обучении приёмов и методов, которые вырабатывают умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Конечным результатом в этом направлении вижу сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению. Реализации этих задач на практике и отвечает применение проектного метода обучения, а использование информационных ресурсов позволяет делать  занятия  более эффективными: лекции более информативными, задания общедоступными и интересными. Практика показывает, что у учащихся участвующих в подготовке проектов, развивается аналитическое и логическое мышление, так как ставится задача переработки собранных материалов, развиваются творческие навыки, повышается уровень исторической, правовой, обществоведческой грамотности. Это выражается в повышении показателей качества успеваемости учащихся.
Курс истории и обществознания открывает широкие возможности применения информационных проектных технологий, в частности в ходе работы с итоговым повторением различных тем или, наоборот,  изучение нового раздела, новой темы. Так, за время  работы в проектной технологии, мною накоплен достаточно большой опыт, сформирована и совершенствуется база данных проектных работ, выполненных учащимися под моим руководством, создано учебное пособие в помощь учителю истории при изучении конкретных тем программы за курс 10 класса.
В целом новые информационные технологии создают прекрасные условия для самовыражения личности лицеиста в полном объёме. Учащиеся осознают, что их деятельность востребована, пройдёт внешнюю экспертизу со стороны одноклассников и педагога и плоды их творчества доступны. Это вызывает повышенное чувство ответственности за выполняемую работу. Разработка методики обучения истории с помощью информационных технологий открывает реальные возможности построения своей образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства.  В этих условиях крайне важно обладать комплексом умений приобретать знания, интерпретировать и трансформировать их, использовать для решения сложных профессиональных и жизненных задач. Это, в свою очередь, требует от современного человека умения мыслить критически, то есть уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать её в контексте возникающих задач, анализировать и оценивать её, формулировать обоснованные выводы и принимать решения.
Главная черта качественного урока истории и обществознания — высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоя­нию обществоведческой  и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Характерным признаком урока высокого качества является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач и их последовательное и четкое осуществление. Большое значение имеет определение учителем главного, существенного для каждого урока, с тем, чтобы это было понято и усвоено всеми учащимися класса.
Характерными чертами урока высокого качества явля­ются также целесообразный, с учетом современных подхо­дов, выбор средств и методических приемов для каждой части урока; образность, яркость фактов; сочетание индиви­дуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала; установление осознаваемых учащимися внутрипредметных и межпредметных связей; цельность и организационная четкость, структурная законченность и результативность урока; тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Содержание учебной программы на конкретный урок, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и на­выков — все это имеет определяющее значение при подбо­ре материала к уроку, планировании его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урока, методов, приемов, форм. Например:
«атака мыслей» — решение научной или учебной про­блемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга», применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составле­нии планов и т.д.;
бинарный урок — в чтении лекции участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать взаимосвязь предметов;
выступления — инсценировка проводится с целью раз­вития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по теме, анализировать и оценивать другие выступления, выби­рать критерии оценки выступавших;
диспут (научная полемика) — форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных то­чек зрения по какой-либо проблеме с целью установле­ния истины;
лекция-дискуссия — беглый обмен мнениями между из­ложением логических разделов лекции или в конце за­нятия;
лекция-беседа — совместное решение проблем педаго­гом и учащимися, лектор выступает как ведущий беседы; формой лекции-беседы является «мозговой штурм»;
«огонь по стоящим» — вопросы задаются стоящим у дос­ки нескольким ученикам; высокое интеллектуальное напряжение, осмысление материала;
«синтез мыслей» — используется при сотрудничестве под­групп для поиска и выявления новых оригинальных ре­шений как теоретических, так и практических проблем.
Выбор педагогической технологий зависит от целей уроков. Если целью урока является активизация учащихся при изложении педагогом устной информации, то наиболее предпочтительными являются следующие инсценировки (содержание) уроков: «атака мыслей», бинарный урок, выступления, лекции-дискуссии, лекция-беседа, «огонь по стоящим». Если цель урока состоит в активизации учащихся на семинарских уроках, обобщающих уроках, то применяются такие технологии, как «атака мыслей», выступления, диспут, лекция-беседа, синтез мыслей. Цель урока состоит в активи­зации учащихся во время контроля знаний и умений, при­меняемая технология — «атака мыслей», выступления, «огонь по стоящим», синтез мыслей. Цель — активизация поисковой деятельности учащихся, педагогическая техно­логия — проектно-исследовательская деятельность учащих­ся, технология развития критического мышления: социальное проектирование  по возможным направле­ниям (выборы в органы государственной власти, модели поведения избирателей, роль СМИ; роль местного само­управления в обществе; проблемы социализации молодежи, выбор профессии и т.д.).
    Для     успешной    работы   над   индивидуальной    методической  темой разрабатываю и  совершенствую  учебно –   методический комплекс по истории, обществознанию, праву:
   - Рабочие программы по истории России, Всемирной истории, обществознанию, праву;
   - Программа кружка   по  отечественной  истории    «Россия   в   мировом   сообществе  цивилизаций» 10 -11 класс
   - Программа кружка по отечественной истории «Основные вехи развития истории» 8 -9 класс
   - Программа кружка  по  обществознанию «Интенсив к  ЕГЭ» 10 -11 класс
   - Программа  элективного курса  «Основы правовых знаний» 8- 9 класс 
   - Программа элективного курса  «Развитие системы права в России» 10-11 класс.
 Разработала рекомендации для осуществления учащимися научно – исследовательской деятельности и написания тематических контрольных работ по истории.
Считаю, что у меня создана результативная система работы по формированию общеучебных умений и навыков на основе современных педагогических технологий, а именно технологии проектного обучения, технологии критического мышления. Данные технологии способствуют развитию креативных и интеллектуальных  способностей учащихся, прививают способности самостоятельной работы.
Я стараюсь наблюдать за успешностью послелицейской реализации своих выпускников. Для меня это важный этап профессиональной рефлексии – знать, как реализуются мои выпускники в высшей школе.
Большое внимание уделяю самообразованию, участвую в курсах повышения квалификации, тематических семинарах ит.д.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания учебный проект имеет большие перспективы. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
 
Литература и информационные ресурсы:
Господарик Ю. Интернет и изучение истории. "История", №3, январь, 2000 - приложение к газ. "Первое сентября".
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса, М.: Русское слово, 2002.
Кравченко А. И. Обществознание: книга для учителя, М.: Русское слово, 2002.
Никитин А. Ф. Права ребенка: пособие для учащихся, М.: Дрофа, 2000.
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: учебное пособие для 8-9 класса, М.: Русское слово, 2002.
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 224
Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
 
www.rosino.ru/25.10.05 bin/rosino.pl?cart_id=&page=&keywords=classic&number=16&search_request_button=Submit+Keyword -25.10.05
www/ispa.com/news/?item=18586 -25.10.05
www.lenta-ua.com - 25.10.05
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ