Статья "Метод проектов"
Людмила Бабина
23.05.2014
2361
2
Метод проектов
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.
Как организовать работу над проектом?
Как правило следует выделить следующие этапы работы.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В работе над учебными проектами встает немало весьма конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы, которыми хотела бы поделиться с коллегами.
Как организовать работу над проектом?
Как правило следует выделить следующие этапы работы.
- Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточные обсуждения полученных данных.
- Презентация – защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, выводы.
Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
- Представляются в виде конкретного «продукта»- доклада, реферата, альбома и т.д.
- Выполняются в едином стиле ( заголовки, поля)
- Содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации.
- Рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей.
- Защищаются в присутствии заинтересованной аудитории.
- Должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Каковы требования к мультимедийной презентации результатов проектной работы?
Новые информационные технологии, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видео информации, создания презентации, публикации, web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы( помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, разработка структуры презентации, создание презентации ( как правило, с применением программы Power point, демонстрация и защита.
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания учитель не объясняет материал. Он предлагает учащимся ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие и просит их обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем учитель предлагает ребятам наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Он ничего не комментирует, предоставляя в дальнейшем учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Ребята самостоятельно объединяются в группы. Каждая работает над поиском решения одной из сформулированных гипотез. В зависимости от предмета исследования учащиеся используют и различные методы. Каждая группа сама решает, как она будет оформлять результат своего исследования, распределяет роли для совместной деятельности. Работа с историческими источниками, документами, социологические опросы, составление схем, таблиц, опорных конспектов - это процесс выработки новых знаний, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитание социально-активной личности.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.
В основе каждого учебного проекта лежит некая
проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности
учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является:
Новые информационные технологии, возможности Интернета для получения и передачи текстовой, графической, видео информации, создания презентации, публикации, web-сайта и другие, способствуют применению нетрадиционных методик обучения, формированию практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.
Подготовка мультимедийной презентации включает в себя следующие этапы( помимо перечисленных выше и относящихся ко всем видам проектов): практическая работа в библиотеках, обзор литературы и электронных источников, поиск информации в Интернете, разработка структуры презентации, создание презентации ( как правило, с применением программы Power point, демонстрация и защита.
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания учитель не объясняет материал. Он предлагает учащимся ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие и просит их обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем учитель предлагает ребятам наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Он ничего не комментирует, предоставляя в дальнейшем учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Ребята самостоятельно объединяются в группы. Каждая работает над поиском решения одной из сформулированных гипотез. В зависимости от предмета исследования учащиеся используют и различные методы. Каждая группа сама решает, как она будет оформлять результат своего исследования, распределяет роли для совместной деятельности. Работа с историческими источниками, документами, социологические опросы, составление схем, таблиц, опорных конспектов - это процесс выработки новых знаний, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитание социально-активной личности.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
Защита проектов проходит всегда очень оживленно, с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп. Это не просто воспроизведение усвоенного, а уже формирование убеждений, поскольку свои идеи ребята отстаивают с фактами и аргументами.
В основе каждого учебного проекта лежит некая
проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности
учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
В ходе организации работы школьников над проектами реализуются следующие цели:
Образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является:
- повышение творческой активности учащихся на уроке;
- развитие их логического и критического мышления;
- расширение кругозора школьников.
Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
Таким образом, в преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Другие статьи
- Молодежное добровольчество
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Юбилей школы
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Использование ИКТ на уроках физики
- «Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»
- ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- Использование активных методов обучения в системе урока
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень подробно о методе проектов написано в книге И.С.Сергеева "Как организовать проектную деятельность учащихся". Рекомендую.
Анжелика Павлова, дата: 24.05.2014 в 15:28
#2 Я познакомилась с книгой Л.В. Байбородова И Л.Н. Серебренникова "Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах", в которой рассматриваются особенности реализации федеральных образовательных стандартов начального и общего образования при организации проектной деятельности. Очень много дельных советов.
Людмила Бабина, дата: 10.11.2014 в 20:24
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.