Статья "«Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»"
Любовь Еремеева
22.05.2014
3790
0
ФГОС
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
В.В.Гузеев
Ст.3п.7 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая представление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитании».
Федеральный государственный стандарт второго поколения:
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
К компетенции образовательного учреждения относится: описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся.
Поэтому, считаю одной из эффективных технологий по достижению качества образования и развития личности ребенка это проектная технология.
Данная технология направлена на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов.
ПРОЕКТ (от лат. progectus- брошенный вперед) – это совокупность документов, текстов, выражающих план, замысел для создания реального объекта, системы деятельности и т.п.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1.Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.
2.Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.
3.Развивают коммуникативные умения, работать в группах.
4.Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент и выдвигать гипотезу).
5.Развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.
Понимание важности применения данной технологии подтвердилось после посещения семинара в МАРГу, Всероссийской НПК в «Красноярской СОШ». Доценты и профессора различных кафедр г. Казани и г. Йошкар-Ола сообщают о том, что 70% изучаемого материала студенты должны изучать самостоятельно.
В соответствии с учебным планом ( инвариантной частью базисного учебного плана) в нашей школе на уроки технологии у девочек отводиться 1 час в 5,6,7 классах и 1 час в 8, 10-11 классе. А программа по технологии рассчитана в каждом классе на 68 часов в год, т.е. по 2 часа в неделю. То есть в 5-7 классах вместо 68 часов проводиться 34 часа технологии, а в 8,10-11 классах всего 17 часов.
Поэтому возникает проблема, как дать такой большой по объему материал в сжатые сроки и чтобы он был качественно осознанно усвоен.
На мой взгляд, решить эту проблем помогает проектная технология в обучении.
Хотя проблема освоения программного материала стоит остро в 10-11 классах, но знакомство с проектной деятельностью начинается же в 5 классе. В 5-6 классах учебники соответствуют ФГОС. И девочки участвуют в создании проектов по запланируемой программе. В остальных классах использую такие виды проектов:
- творческий (продукт - изделие) 5 класс – фартук, 6 класс – ночная сорочка, 7 класс – халат, 8 класс – вышивка;
-практико-ориентированный (в каждом классе по теме «Кулинария»)
-исследовательский (участие в НПКУ);
-информационный (в виде презентации или реферативной форме);
В 10-11 классах в начале учебного года сразу же на первом уроке знакомлю с тематическим планированием на весь год. Предлагаю девочкам на выбор 2 темы для разработки в проект. Конечно так, чтобы все темы в планировании были освещены. Продумываем, какие темы можно разработать группой, какие требуют индивидуального подхода. После чего девочки на уроках с помощью персонального компьютера и выхода в интернет, совещаясь со мной, создают проект. Проект может быть различным по типу и по форме. По временным рамкам:
-мини-проект (в рамках 1 урока);
-кратковременный (в течение 2 недель);
-долгосрочный (1 год);
По численности учащихся:
-индивидуальный;
-парный;
-групповой.
Темы проектов 10 класс:
Задача учителя - выполнять консультирующую, координирующую роль, при создании проектной работы.
Список используемой литературы:
В.В.Гузеев
Ст.3п.7 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая представление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитании».
Федеральный государственный стандарт второго поколения:
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
К компетенции образовательного учреждения относится: описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся.
Поэтому, считаю одной из эффективных технологий по достижению качества образования и развития личности ребенка это проектная технология.
Данная технология направлена на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов.
ПРОЕКТ (от лат. progectus- брошенный вперед) – это совокупность документов, текстов, выражающих план, замысел для создания реального объекта, системы деятельности и т.п.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1.Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.
2.Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.
3.Развивают коммуникативные умения, работать в группах.
4.Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент и выдвигать гипотезу).
5.Развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.
Понимание важности применения данной технологии подтвердилось после посещения семинара в МАРГу, Всероссийской НПК в «Красноярской СОШ». Доценты и профессора различных кафедр г. Казани и г. Йошкар-Ола сообщают о том, что 70% изучаемого материала студенты должны изучать самостоятельно.
В соответствии с учебным планом ( инвариантной частью базисного учебного плана) в нашей школе на уроки технологии у девочек отводиться 1 час в 5,6,7 классах и 1 час в 8, 10-11 классе. А программа по технологии рассчитана в каждом классе на 68 часов в год, т.е. по 2 часа в неделю. То есть в 5-7 классах вместо 68 часов проводиться 34 часа технологии, а в 8,10-11 классах всего 17 часов.
Поэтому возникает проблема, как дать такой большой по объему материал в сжатые сроки и чтобы он был качественно осознанно усвоен.
На мой взгляд, решить эту проблем помогает проектная технология в обучении.
Хотя проблема освоения программного материала стоит остро в 10-11 классах, но знакомство с проектной деятельностью начинается же в 5 классе. В 5-6 классах учебники соответствуют ФГОС. И девочки участвуют в создании проектов по запланируемой программе. В остальных классах использую такие виды проектов:
- творческий (продукт - изделие) 5 класс – фартук, 6 класс – ночная сорочка, 7 класс – халат, 8 класс – вышивка;
-практико-ориентированный (в каждом классе по теме «Кулинария»)
-исследовательский (участие в НПКУ);
Год обучения | название работы | ФИО ученика | класс | Название НПКУ результат |
2010-2011 | «Русский народный костюм» | Волжанина А. | 8 | «Восхождение» 2 место |
2011-2012 | «Волшебная лента» | Сергеева А. Аксюбина А. |
5 | «Восхождение» 2 место |
2012-2013 | «Праздничное платье» | Волжанина А. | 10 класс | «Восхождение» 1 место «Шаг в науку» 3 место |
2013-2014 | «Цветочная поляна» | Сергеева Анна | 7 класс | «Восхождение» 3 место «Шаг в науку» 2 место |
-информационный (в виде презентации или реферативной форме);
В 10-11 классах в начале учебного года сразу же на первом уроке знакомлю с тематическим планированием на весь год. Предлагаю девочкам на выбор 2 темы для разработки в проект. Конечно так, чтобы все темы в планировании были освещены. Продумываем, какие темы можно разработать группой, какие требуют индивидуального подхода. После чего девочки на уроках с помощью персонального компьютера и выхода в интернет, совещаясь со мной, создают проект. Проект может быть различным по типу и по форме. По временным рамкам:
-мини-проект (в рамках 1 урока);
-кратковременный (в течение 2 недель);
-долгосрочный (1 год);
По численности учащихся:
-индивидуальный;
-парный;
-групповой.
Темы проектов 10 класс:
- профессиональное самоопределение;
- электробытовая техника и электроника;
- элементы экономических знаний: экономное ведение домашнего хозяйства
- кулинария (защита в виде представления печеного изделия на «Девичьих посиделках»);
- пошив изделия.
- пошив изделия;
- культура дома;
- семейная экономика и основы предпринимательства.
Задача учителя - выполнять консультирующую, координирующую роль, при создании проектной работы.
Список используемой литературы:
- М.М.Поташник «Как подготовить проект на получение грантов» Москва, 2005г.;
- Е.А. Якушкина, Т.Г.Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся» Волгоград, Учитель, 2009 г.
- Е.А. Киселева, О.В.Павлова, Г.П.Попова, Е.А. Иванова, Н.Г.Кравченко «Технология 5-11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко» (вариант для девочек) Волгоград, Учитель, 2011г.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Омега – Л, 2013г.
Другие статьи
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Соотношение патриотизма и толерантности в воспитании подрастающего поколения
- Компьютер помогает учиться
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Вести из «Прекрасного далека»
- Спешите делать добро
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.