Статья "Моё призвание - ПЕДАГОГ"
Людмила Бабина
01.05.2014
2763
1
Эссе
Пусть педагогика – наука неоднозначная,
И мнений о качествах учителя может быть много.
Неоспоримо одно: выбором ему предназначено
Вести детей за руку правильной дорогою!
"Окончен школьный роман..." именно под эти слова песни, звучащей, как правило, на выпускных вечерах, я выходила на сцену своей школы как победитель школьного конкурса "Учитель года 2010". Держа в руках маленькую «Нику», остро почувствовала, что могу после 28 лет работы красиво поставить точку в моём "романе" со школой.
А действующих лиц романа много: все-все мои ученики, их родители (а порой даже бабушки, дедушки и другие родственники), мои уважаемые коллеги и любимые наставники.
«Было всякое, разное было,
Но я знала – как знаю сейчас:А действующих лиц романа много: все-все мои ученики, их родители (а порой даже бабушки, дедушки и другие родственники), мои уважаемые коллеги и любимые наставники.
«Было всякое, разное было,
Свое сердце я детям дарила,
Очень трудно прожить без их глаз…»
Лично для меня проблема выбора будущей профессии никогда не стояла остро, потому что еще с раннего детства знала: буду учителем. Почему именно учителем? Наверное, потому что в детстве мне просто нравилась играть «в школу» с младшим братом, а когда пришло время осознанно делать выбор, поняла, что школа – место, где можно взять ребенка за руку, и увести его в интересный и увлекательный мир науки и творчества.
Оглядываясь назад, я просто не представляю, кем бы я могла стать еще….Первая страничка – это работа учителем начальных классов в далеком глухом казахском ауле. Из 19 учеников - одна Лена Адаричева была русской. Думала: брошу всё, уеду, убегу из школы навсегда. Мы не понимали друг друга в прямом смысле этого слова. А понять, принять и полюбить таким, какой он есть, твой ученик, просто необходимо. Это был мой первый жизненный урок. Дети оказались замечательные, а самое главное - добрые. Много воды утекло с тех пор, но я горжусь тем, что до сих пор слышу от них «спасибо».
Закончив только второй курс истфака в своем родном городе, я вошла в класс как учитель истории и обществознания. Началась новая глава в моем «романе». Выполняла конкретные образовательные задачи, решала повседневно встающие проблемы, преодолевала сиюминутные конфликтные ситуации в классе. И терзалась вопросами: как взволновать, как заставить задуматься, как «научиться жить вместе», «учиться познавать», «учиться делать», «учиться быть»? В эти годы нашла и открыла для себя первый и главный принцип учителя: «не навреди ученику». Из этого вытекал второй принцип: «никогда ничего не делай за ученика». Учитель может только направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не делать. Иначе ученик ничему не научиться.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой.
Дети, которым я не помогала, а только лишь вдохновляла и направляла, рано или поздно успешно выполняли задания и формировали нужные навыки и умения. Активно принимали участие в олимпиадах и конкурсах. Выпускники – успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и стабильно продолжали дальнейшее обучение. Самое главное - этим детям нравилось учиться, они хотели познавать и получали удовольствие от самого процесса.
Взрослели дети, рос мой педагогический опыт, профессионализм и даже карьера. Но, административная работа заместителем директора по воспитательной работе отодвигала уроки на второй план. Душа желала другого. Хотелось совершенствовать своё педагогическое мастерство через новейшие педагогические технологии, использовать новые формы и методы работы, научиться систематизировать и описывать свои методические приемы преподавания истории и обществознания, мотивированные на потребности и запросы времени. Но самое главное - быть ближе к конкретному ученику. Захотелось выпустить свой класс. Взять за руку «пятиклассников» и вместе с ними подниматься по лестнице знаний, наблюдать, как они растут и развиваются, приобретая жизненный опыт.
«Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка», - писал Е.Н. Ильин.
Иногда эта молния ломалась. Иногда заедала. И было понятно, что нужен «ремонт». И я ломала голову. Почему это случилось с Артемом? Почему на уроке отвлекались Сергей и Илья? Было неинтересно? Скучно? … Почему в итоговой административной работе многие не справились с третьим заданием? В чем причина? Может попробовать объяснить по-другому? ...
Сколько раз за годы работы в школе я задавала себе эти вопросы.
И всегда думала о том, стал ли мой урок для учеников проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
История и обществознание – это не просто увлекательные предметы школьной программы, это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, много ошибок, много плохого и хорошего. … И на уроках должен звучать осмысленный и правдивый рассказ о жизни общества, отдельных личностей, событиях. Неважно, в каком обрамлении будет слово: печатном, компьютерном, звуковом, зрительном варианте. Главное - чтобы дети услышали, увидели и поверили.
Я прекрасно понимаю, что мои ученики должны быть подготовленными к новым рыночным отношениям. Они должны обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть нравственно стойкими, закаленными, чтобы не допускать всякого рода отклонений, поддаваясь соблазнам окружающей жизни; готовыми к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть приверженными здоровому образу жизни.
И если я не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то я могу показать своим ученикам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.
Я способна убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жить, по совести.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой.
Дети, которым я не помогала, а только лишь вдохновляла и направляла, рано или поздно успешно выполняли задания и формировали нужные навыки и умения. Активно принимали участие в олимпиадах и конкурсах. Выпускники – успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и стабильно продолжали дальнейшее обучение. Самое главное - этим детям нравилось учиться, они хотели познавать и получали удовольствие от самого процесса.
Взрослели дети, рос мой педагогический опыт, профессионализм и даже карьера. Но, административная работа заместителем директора по воспитательной работе отодвигала уроки на второй план. Душа желала другого. Хотелось совершенствовать своё педагогическое мастерство через новейшие педагогические технологии, использовать новые формы и методы работы, научиться систематизировать и описывать свои методические приемы преподавания истории и обществознания, мотивированные на потребности и запросы времени. Но самое главное - быть ближе к конкретному ученику. Захотелось выпустить свой класс. Взять за руку «пятиклассников» и вместе с ними подниматься по лестнице знаний, наблюдать, как они растут и развиваются, приобретая жизненный опыт.
«Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка», - писал Е.Н. Ильин.
Иногда эта молния ломалась. Иногда заедала. И было понятно, что нужен «ремонт». И я ломала голову. Почему это случилось с Артемом? Почему на уроке отвлекались Сергей и Илья? Было неинтересно? Скучно? … Почему в итоговой административной работе многие не справились с третьим заданием? В чем причина? Может попробовать объяснить по-другому? ...
Сколько раз за годы работы в школе я задавала себе эти вопросы.
И всегда думала о том, стал ли мой урок для учеников проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
История и обществознание – это не просто увлекательные предметы школьной программы, это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, много ошибок, много плохого и хорошего. … И на уроках должен звучать осмысленный и правдивый рассказ о жизни общества, отдельных личностей, событиях. Неважно, в каком обрамлении будет слово: печатном, компьютерном, звуковом, зрительном варианте. Главное - чтобы дети услышали, увидели и поверили.
Я прекрасно понимаю, что мои ученики должны быть подготовленными к новым рыночным отношениям. Они должны обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть нравственно стойкими, закаленными, чтобы не допускать всякого рода отклонений, поддаваясь соблазнам окружающей жизни; готовыми к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть приверженными здоровому образу жизни.
И если я не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то я могу показать своим ученикам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.
За эти годы всё было и радости, и невзгоды, победы и поражения…. и движение вперёд. Нашей профессии учителя, можно позавидовать. Она уникальна. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост. На учительском тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха учителю помогают знания, способности, оптимизм. И внутренний стержень, который мы называем «педагогическое кредо».
Три моих «всегда» и три моих «никогда» - были со мной всегда. Сколько проработала в школе, столько изо всех сил пыталась придерживаться именно этого:Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
Перелистывая страницы своего школьного романа, хочу отметить, что всегда старалась учиться. Профессиональные курсы и семинары, уроки коллег, мастер-классы методистов и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего опыта, мастерства.
Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе».
Ведь попробуйте успеть за современным эрудированным учеником, который знает компьютер, всевозможные программы, пользуется Интернетом, знает порой больше, чем учитель. За ним нужно успевать, тянуться, да и обучать его нужно на уровне современных требований.
С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались мы учителя-предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, мы вынуждены были за короткий срок освоить фактически новую для нас специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету. И с этой задачей большинство из нас справились. Моим результатом стал городской конкурс «Мастерская мультимедийных уроков», где я заняла первое место. И поняла, что не надо бояться казаться смешной и наивной, не надо бояться признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь до сих пор! И мне нравиться учиться. Поэтому я всегда говорю: “Учитель – это ученик, который решил остаться в школе на всю жизнь”.
Ведь попробуйте успеть за современным эрудированным учеником, который знает компьютер, всевозможные программы, пользуется Интернетом, знает порой больше, чем учитель. За ним нужно успевать, тянуться, да и обучать его нужно на уровне современных требований.
С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались мы учителя-предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, мы вынуждены были за короткий срок освоить фактически новую для нас специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету. И с этой задачей большинство из нас справились. Моим результатом стал городской конкурс «Мастерская мультимедийных уроков», где я заняла первое место. И поняла, что не надо бояться казаться смешной и наивной, не надо бояться признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь до сих пор! И мне нравиться учиться. Поэтому я всегда говорю: “Учитель – это ученик, который решил остаться в школе на всю жизнь”.
Сегодня в школу приходят новые учителя. И им, кто выбрал стезю школьного учителя, хочется сказать, учитель – это не совсем профессия, это – особый образ жизни. Это открытость и искренность, внимание к людям, способность увидеть их проблемы и помочь им разрешить их и ещё, пожалуй, способность постоянно учиться новому, не останавливаться на пути личного и профессионального самосовершенствования. А самое главное «Ищите в ребёнке хорошее, чтобы увидеть плохое большого ума не требуется» (Луций Анней Сенека) и вы не потеряете ощущение радости от работы.
Уйти из школы не смогла. С удовольствием общаюсь и работаю с коллегами и детьми, полна творческих идей и задумок. Я - учитель, продолжается мой школьный роман.
Счастливый дар - учить детей.Уйти из школы не смогла. С удовольствием общаюсь и работаю с коллегами и детьми, полна творческих идей и задумок. Я - учитель, продолжается мой школьный роман.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основания, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
(Б.Л.Пастернак)
Другие статьи
- Электронное портфолио учителя
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Моя формула успеха
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Системно-деятельностный подход
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за добрые слова
Людмила Бабина, дата: 02.07.2014 в 23:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.