С нами 13644 учителя, 4765 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Моё призвание - ПЕДАГОГ"
Людмила Бабина   01.05.2014   687   1   Эссе

                                                                                                            Пусть педагогика – наука неоднозначная,
                                                                И мнений о качествах учителя может быть много.
                                                                                                            Неоспоримо одно: выбором ему предназначено
                                                                                                             Вести детей за руку правильной дорогою!
 
 
     "Окончен школьный роман..." именно под эти слова песни, звучащей, как правило, на выпускных вечерах, я выходила на сцену своей школы как победитель школьного конкурса "Учитель года 2010". Держа в руках маленькую «Нику», остро почувствовала, что могу после 28 лет работы красиво поставить точку в моём "романе" со школой.
А действующих лиц романа много: все-все мои ученики, их родители (а порой даже бабушки, дедушки и другие родственники), мои уважаемые коллеги и любимые наставники.   
«Было всякое, разное было,
Но я знала – как знаю сейчас:
Свое сердце я детям дарила,
Очень трудно прожить без их глаз…»
   Лично для меня проблема выбора будущей профессии никогда не стояла остро, потому что еще с раннего детства знала: буду учителем. Почему именно учителем? Наверное, потому что в детстве мне просто нравилась играть «в школу» с младшим братом, а когда пришло время осознанно делать выбор, поняла, что школа – место, где можно взять ребенка за руку, и увести его в интересный и увлекательный мир науки и творчества.      
Оглядываясь назад, я просто не представляю, кем бы я могла стать еще….
     Первая страничка – это работа учителем начальных классов в далеком глухом казахском ауле. Из 19 учеников - одна Лена Адаричева была русской. Думала: брошу всё, уеду, убегу из школы навсегда. Мы не понимали друг друга в прямом смысле этого слова. А понять, принять и полюбить таким, какой он есть, твой ученик, просто необходимо. Это был мой первый жизненный урок. Дети оказались замечательные, а самое главное - добрые.  Много воды утекло с тех пор, но я горжусь тем, что до сих пор слышу от них «спасибо».
     Закончив только второй курс истфака в своем родном городе, я вошла в класс как учитель истории и обществознания. Началась новая глава в моем «романе». Выполняла конкретные образовательные задачи, решала повседневно встающие проблемы, преодолевала сиюминутные конфликтные ситуации в классе. И терзалась вопросами: как взволновать, как заставить задуматься, как «научиться жить вместе», «учиться познавать», «учиться делать», «учиться быть»? В эти годы нашла и открыла для себя первый и главный принцип учителя: «не навреди ученику». Из этого вытекал второй принцип: «никогда ничего не делай за ученика». Учитель может только направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не делать. Иначе ученик ничему не научиться.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой.
Дети, которым я не помогала, а только лишь вдохновляла и направляла, рано или поздно успешно выполняли задания и формировали нужные навыки и умения. Активно принимали участие в олимпиадах и конкурсах. Выпускники – успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и стабильно продолжали дальнейшее обучение. Самое главное - этим детям нравилось учиться, они хотели познавать и получали удовольствие от самого процесса. 
     Взрослели дети, рос мой педагогический опыт, профессионализм и даже карьера. Но, административная работа заместителем директора по воспитательной работе отодвигала уроки на второй план. Душа желала другого. Хотелось совершенствовать своё педагогическое мастерство через новейшие педагогические технологии, использовать новые формы и методы работы, научиться систематизировать и описывать свои методические приемы преподавания истории и обществознания, мотивированные на потребности и запросы времени. Но самое главное - быть ближе к конкретному ученику. Захотелось выпустить свой класс.  Взять за руку «пятиклассников» и вместе с ними подниматься по лестнице знаний, наблюдать, как они растут и развиваются, приобретая жизненный опыт.  
«Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка», - писал Е.Н. Ильин.
Иногда эта молния ломалась.  Иногда заедала. И было понятно, что нужен «ремонт». И я ломала голову. Почему это случилось с Артемом?  Почему на уроке отвлекались Сергей и Илья? Было неинтересно? Скучно? … Почему в итоговой административной работе многие не справились с третьим заданием? В чем причина? Может попробовать объяснить по-другому? ...
Сколько раз за годы работы в школе я задавала себе эти вопросы.
И всегда думала о том, стал ли мой урок для учеников проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
История и обществознание – это не просто увлекательные предметы школьной программы, это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, много ошибок, много плохого и хорошего. … И на уроках должен звучать осмысленный и правдивый рассказ о жизни общества, отдельных личностей, событиях. Неважно, в каком обрамлении будет слово: печатном, компьютерном, звуковом, зрительном варианте. Главное - чтобы дети услышали, увидели и поверили.  
Я прекрасно понимаю, что мои ученики должны быть подготовленными к новым   рыночным отношениям. Они должны обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть нравственно стойкими, закаленными, чтобы не допускать всякого рода отклонений, поддаваясь соблазнам окружающей жизни; готовыми к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть приверженными здоровому образу жизни.
И если я не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то я могу показать своим ученикам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.
    Я способна убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жить, по совести.
    За эти годы всё было и радости, и невзгоды, победы и поражения….  и движение вперёд.    Нашей профессии учителя, можно позавидовать. Она уникальна. Она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост. На учительском тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха учителю помогают знания, способности, оптимизм. И внутренний стержень, который мы называем «педагогическое кредо».
       Три моих «всегда» и три моих «никогда» - были со мной всегда. Сколько проработала в школе, столько изо всех сил пыталась придерживаться именно этого:
       Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
       Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
       Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
            Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
            Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
            Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
     Перелистывая страницы своего школьного романа, хочу отметить, что всегда старалась учиться. Профессиональные курсы и семинары, уроки коллег, мастер-классы методистов и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего опыта, мастерства.
Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе».
Ведь попробуйте успеть за современным эрудированным учеником, который знает компьютер, всевозможные программы, пользуется Интернетом, знает порой больше, чем учитель. За ним нужно успевать, тянуться, да и обучать его нужно на уровне современных требований.
С началом внедрения в систему образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались мы учителя-предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, мы вынуждены были за короткий срок освоить фактически новую для нас специальность, причем в двух смежных областях. Первая область — это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая — применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету. И с этой задачей большинство из нас справились. Моим результатом стал городской конкурс «Мастерская мультимедийных уроков», где я заняла первое место. И поняла, что не надо бояться казаться смешной и наивной, не надо бояться признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь до сих пор! И мне нравиться учиться. Поэтому я всегда говорю: “Учитель – это ученик, который решил остаться в школе на всю жизнь”.  
      Сегодня в школу приходят новые учителя. И им, кто выбрал стезю школьного учителя, хочется сказать, учитель – это не совсем профессия, это – особый образ жизни.  Это открытость и искренность, внимание к людям, способность увидеть их проблемы и помочь им разрешить их   и ещё, пожалуй, способность постоянно учиться новому, не останавливаться на пути личного и профессионального самосовершенствования.  А самое главное «Ищите в ребёнке хорошее, чтобы увидеть плохое большого ума не требуется» (Луций Анней Сенека) и вы не потеряете ощущение радости от работы.
    Уйти из школы не смогла. С удовольствием общаюсь и работаю с коллегами и детьми, полна творческих идей и задумок. Я - учитель, продолжается мой школьный роман.
 
Счастливый дар - учить детей.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основания, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
                               (Б.Л.Пастернак)
 
 
 
 
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо за добрые слова
Людмила Бабина, дата: 02.07.2014 в 23:52  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.