С нами 14637 учителей, 5114 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе"

Система  работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами
в 2009 – 2011 учебном  году в Гатчинском районе
 
Мажарцева Ольга Федоровна,
методист МОУ ДОД «ЦИТ» п. Новый Свет, Гатчинский район.
 
В рамках реализа­ции приоритетного национального проекта  «Об­разование» широкое развитие получило направление  «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».   Поэтому основной  задачей  на современном этапе становится интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования,  в современный социум.
В настоящий момент в Гатчинском районе 41 ребёнок   с ограниченными возможностями здоровья  обучается на дому. Из них 13 учащимся рекомендовано обучение по программе 8 вида, 8 учеников имеют медицинские противопоказания, остальные 20  детей могут стать участниками президентской программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Технологическая цепочка интеграции детей с инвалидностью в образовательную среду в  2009 – 2011  г.г.  Гатчинском районе включала  в себя следующие звенья.
Создание программы «Внедрение дистанционного обучения для  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому». Цель программы: повышение доступности и качества образования школьников с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на домашнем обучении. Срок реализации программы – 3 года. Участниками данной программы  являются учителя надомного обучения из 6 школ района, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 4 – 8 классов, родители, средний возраст которых 40 лет.
С целью сбора  информации об  уровне владения компьютерной грамотностью учащимися, родителями, педагогами предметниками было опрошено 8  учеников, 8 родителей и 8 учителей предметников.

Учителя и ученики имеют примерно одинаковые  навыки в области владения табличными и графическими редакторами, но ученики хуже владеют навыками работы с электронной почтой. Родители по всем показателям отстают от учащихся и учителей, только 1 – 2 родителя из 8 могут искать информацию в Интернете, имеют электронную почту, могут создавать и распечатывать тексты.
С целью устранения данных  недостатков были запланированы и проведены следующие мероприятия:
  • Проведение семинара – практикума «Использование возможностей Интернета и сети WebCT при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на дому» для учителей – предметников, работающих с детьми – инвалидами на дому в ноябре 2009 года
  • Проведение обучающего семинара «Дистанционное обучение»  с целью разработки индивидуальных маршрутов для детей инвалидов  при обучении по программе  «Английский язык» в среде WebCT.  В итоге учителя предметники получили опыт работы с курсом, рекомендации разработчика  курса «Английский язык»  Ефремовой Е.А., уточнили особенности обучения для каждого ученика.
  • Проведение однодневного семинара-практикума для учителей надомного обучения «Создание условий для реализации различных видов деятельности детей инвалидов в среде Интернета» 2 февраля 2010 года.
  • Обучение работе с цифровыми лабораториями «Архимед» в Санкт-Петербургском  представительстве Института Новых технологий г. Москвы («ИНТ») ООО «ИНТОКС» 28 и 29 мая 2010 года. В двухдневном семинаре приняли участие  3 педагога предметника из Гатчинского района.
  • Семинар – практикум для учителей надомного обучения по математике и физике «Включение в обучение детей с ОВЗ на дому дополнительных электронных пособий по математике и физике» 27 января 2011 г.
  • Семинар – практикум для учителей надомного обучения по географии и истории «Включение в обучение детей - инвалидов на дому дополнительных электронных пособий по географии и истории»  4 февраля 2011 г.
  • Обучение учителей надомного обучения на очно-дистанционных курсах на сайте http://moodle.rcdo47.ru по программе «Эффективное использование поступившего оборудования в образовательном процессе детей—инвалидов». Данное обучение прошли 14 учителей предметников.
  • Обучение родителей по программе «Родитель как помощник детей с ОВЗ при обучении на дому с использованием ДОТ» в первом полугодии 2010 – 2011 учебного года. В обучении приняли участие 8 родителей детей – инвалидов.
С целью создания условий для реализации различных видов деятельности детей инвалидов в среде Интернета в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр информационных технологий» расположенном в  поселке  Новый Свет была разработана  программа  «Умники и Умницы» для группы уч-ся с ограниченными возможностями здоровья. В данную группу по заявлениям родителей были зачислены 8 детей инвалидов. Основными целями программы стали:  
  • Создание условий для развития способностей к самообразованию детей различных социальных категорий вне зависимости от места проживания;
  • Освоение компьютерных технологий в различных областях.
  • Включение детей в новые формы содержательного досуга.
 
Для организации взаимодействия между членами кружка и руководителем  в   школьной социальной сети «Dnevnik.ru» был организован доступ для детей и их родителей. Все учащиеся постепенно освоили данный способ переписки с преподавателем и между собой. Кроме того, учащиеся были зарегистрированы как команда на VIII Российском детском Интернет – фестивале «Умник», расположенном на сайте http://www.childfest.ru. С октября 2009 года по март 2011 года ребята приняли участие в работе таких приложений, как «Сто к одному», «Биржа задач», «Версия», «Бесконечные истории», «Борьба змей», выполнили совместно несколько проектов.   В процессе дистанционной работы над проектами выяснилось,  что на расстоянии бывает  сложно договориться о результатах проекта,  дети не имеют навыка самостоятельной работы, быстро теряют интерес. Самое активное участие  в работе Интернет – фестиваля принял ученик 9 класса муниципального образовательного учреждения «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 2» Хомутов Максим.
В марте 2010 года комплект компьютерного оборудования (компьютер с выходом в Интернет, сканер, принтер,  веб-камера и т.д.)  получили: ученица 7 класса «Вырицкой средней общеобразовательной школы» Мельникова Стефания, ученица 4 класса «Коммунарской средней общеобразовательной школы № 3» Гаранская Алена.
С целью   контроля за работой техники,  установки дополнительных программ, консультирования  родителей и детей по работе в среде WebCT было организовано посещение данных семей на дому  методистом МОУ ДОД «Центра информационных технологий» совместно с инженерами. Мельниковой Стефании, ученице 7 класса МОУ «Вырицкая СОШ» одной из первых в Гатчинском районе была установлена компьютерная техника. Хотелось бы отметить то, что для организации дистанционного обучения с данной семьёй школой проделана большая подготовительная работа, которую провела ответственная за информатизацию Давыдова Н.Н.;
  • Проведение тренировочных занятий для ученицы и её мамы по обучению основам работы на компьютере;
  • Проведение обучающих занятий по приёмам работы в среде дистанционного обучения WebCT.
В первом полугодии 2010 – 2011 учебного года ещё 5 семей детей – инвалидов стали участниками проекта, и таким образом, в настоящее время в Гатчинском районе обучением с использованием дистанционных образовательных технологий охвачены 8 детей с ограниченными возможностями здоровья.  
Важным этапом интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования стала регистрация учащихся  на курсах в среде  WebCT и обучение.  Для совершенствования навыков владения английским языком  дети выбрали данный  предмет для дополнительного изучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Выбор учащихся  и родителей основывался на том, что часов, отведенных для занятий на дому на изучение английского языка мало, всего 1 час, и они рассчитывали дополнить знания по предмету, обучаясь дистанционно. Однако желание  оказалось не соизмеримо с возможностями детей:  низкий уровень подготовки, база знаний слаба. Опрос  учащихся показал, что у детей подает интерес к учебе из-за трудностей, которые возникают при изучении предмета в дистанционной форме без сопровождения педагога. Поэтому важная роль отводится учителю предметнику, который посещает ребёнка на дому и умело сочетает традиционные и дистанционные формы обучения. Не менее важна и роль тьютора РЦДО, который дополнительно сопровождает дистанционное обучение ребенка – инвалида посредством программы «Skype», по электронной почте и т.д. По итогам анкетирования «Удовлетворённость ДО» родители и ученики Гатчинского района отмечают хорошую работу тьюторов Ресурсного центра дистанционного обучения детей – инвалидов Родиной Н.В., Лобачевой И.Н.
С целью эффективного взаимодействия участников программы «Внедрение дистанционного обучения для  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» был создан Координационный совет  при  Комитете образования Гатчинского муниципального района. С его состав вошли ведущие специалисты  Комитета образования Мельник С.М., Еремеева Е.В., заместители директоров по учебной работе школ, в которых обучаются дети инвалиды, методисты центров дополнительного образования и центров информационных технологий, специалисты психологической службы, специалисты социальной защиты. В  2009 – 2011 г.г. было проведено 4 заседания Координационного совета,  на которых обсуждались следующие вопросы:
  • психологические аспекты обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья;
  • организация учебного процесса детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных процессов
С целью  эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием  дистанционных образовательных технологий  разработан алгоритм работы с семьёй ребенка – инвалида,  обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий:
1.Создание  нормативно-правовых документов.
2.Сбор  документов детей - инвалидов, необходимых для включения в проект «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов».   
3.Создание условий для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий  в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.Создание приказа по школе  о назначении ответственного за организацию дистанционного обучения  с детьми – инвалидами.
5.Подбор педагогических кадров  для обучения ребенка – инвалида  с учетом особенностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и набора дополнительного оборудования
6.Включение  в план работы школы   вопросов,  посвященных обучению  детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
7.Проведение методических, практических семинаров для учителей предметников по изучению  образовательных возможностей дистанционных платформ  обучения , ай-школа.
8.Установка компьютера с Web - камерой и  подключение Интернета  в учебных кабинетах учителей предметников,  участвующих в дистанционном обучении ребенка - инвалида.
9.Информированность родителей о возможностях дистанционного обучения для детей с ОВЗ: размещение  информации на информационном стенде для родителей, на сайте образовательных учреждений, сообщения на  родительских собраниях и  при  индивидуальных беседах.
10.Выбор детьми – инвалидами предмета для дополнительного изучения с использованием дистанционных технологий.
11.Разработка системы  включения  в обучение учителями – предметниками элементов  дистанционного обучения по предмету, выбранному ребенком – инвалидом.  
12.Разработка системы   включения  в обучение учителями – предметниками виртуальных электронных конструкторов «Живая физика», «Живая математика», «Живая география», «Живая история», Webкамеры, цифрового фотоаппарата, графического планшета, цифрового микроскопа, лаборатории «Архимед».
13.Создание общего расписания обучения ребёнка инвалида  с учётом занятий с удалённым тьютором на дистанционном платформе обучения.
14.Организация системы взаимодействия между ответственным  за дистанционное обучение детей – инвалидов, учителями предметниками, удаленными тьюторами, работниками Центров информационных технологий, РЦДО.
15.Организация психолого-педагогическое сопровождения внедрения дистанционного обучения для детей - инвалидов: изучение затруднений учащихся, в какой помощи нуждаются учащиеся и родители.
Размещение информации на сайте Комитета образования  Гатчинского района о мероприятиях,  проводимых по программе «Внедрение дистанционного обучения для  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому»  является одной из форм работы с родителями. Основные разделы страницы «Дистанционное обучение»:
  • Нормативные документы; 
  • Положение о дистанционном обучении в школе;
  • Форум о дистанционных курсах ;
  • Варианты получения дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Список сайтов,  осуществляющих дистанционное обучение  детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья;
  • Сайт  Ресурсного  центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья http://rсdo47.ru ;
  • Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому;
  • Образец договора школы с родителями о передаче в безвозмездное пользование компьютерного оборудования.
В ходе реализации  программы «Внедрение дистанционного обучения для  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» с целью эффективного использования комплекта компьютерного оборудования в Центре информационных технологий разработаны модель включения в образовательный процесс дополнительных электронных пособий  при обучении на дому участников проекта «Развитие дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями» (приложение 1), лист учета индивидуального маршрута обучения (приложение 2), лист индивидуального маршрута обучения  ребёнка -  инвалида  с использованием электронных образовательных ресурсов на дому  (для  учета выполненных работ, заполняется учителями предметниками по мере включения ЭУК в учебный процесс) (приложение 3).    
С целью регулирования процессов взаимодействия и отслеживания итогов обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий  были проведены круглые столы:
  • «Социальная интеграция и реабилитация детей: проблемы и перспективы»  21 мая 2010 г.  В работе круглого стола приняли участие 5 учеников, 7 родителей, 15 педагогов и специалистов различных служб. В ходе работы круглого стола ребята рассказали о тех достижениях, которых они добились на занятиях кружка «Умники и Умницы» на сайте http://www.childfest.ru
 
  • «Использование дистанционных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями» 1 июня 2011 года. В работе круглого стола приняли участие 11 родителей, 12 детей – инвалидов и 13 специалистов различных служб   Гатчинского и Кингисеппского районов. В ходе работы круглого стола дети с ограниченными возможностями здоровья занимались интерактивным общением и обменивались творческими подарками, родители рассказали об опыте участия в проекте, педагоги и тьюторы показали практические приёмы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Руководитель Ресурсного центра дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями Семёнова Т.В. наградила победителей проектов и конкурсов в 2010 – 2011 учебном году.
Учитывая весь полученный теоретический и практический опыт для успешного сочетания традиционной  формы обучения с дистанционными образовательными технологиями  при обучении детей инвалидов на дому в 2011 – 2012 учебном году необходимо:
  • продолжать работа по вовлечению детей - инвалидов в проектную, исследовательскую, творческую деятельность на  районном, областном уровне;
  • продолжать знакомить педагогов надомного обучения, детей – инвалидов и их  родителей с содержанием сайта rcdo47.ru  с целью расширения информационного пространства;
  • изучать и накапливать опыт использования психолого-педагогического сопровождения ДОТ для детей – инвалидов  и  применять на практике;
  • внедрять учителями предметниками по мере необходимости  использование программы «Skype» для трансляции урока или интерактивного общения  при  обучении ребёнка - инвалида;
  • использовать возможности электронного дневника на сайте dnevnik.ru при организации работы по взаимодействию с ребёнком - инвалидом и его родителями;
  • разрабатывать тематическое планирование обучения ребёнка - инвалида с учетом электронных виртуальных конструкторов  «Живая математика»,  «Живая география», «Живая физика», дополнительного оборудования (цифровой фотоаппарат, графический планшет, электронный микроскоп, лаборатория «Архимед»);
  • продолжать работу по обучению на курсе  «Родитель как помощник при обучении детей - инвалидов с использованием ДОТ» на сайте http//moodle.rcdo47.ru  с  родителями детей -  инвалидов;
  • продолжать работу по обучению на курсе «Эффективное использование поступившего оборудования при обучении детей инвалидов на дому»  на сайте http//moodle.rcdo47.ru с учителями предметниками, работающими с  детьми - инвалидами.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.