Статья "Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе"
Ольга Мажарцева
04.05.2014
4067
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами
в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
Мажарцева Ольга Федоровна,
методист МОУ ДОД «ЦИТ» п. Новый Свет, Гатчинский район.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» широкое развитие получило направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Поэтому основной задачей на современном этапе становится интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, в современный социум.
В настоящий момент в Гатчинском районе 41 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья обучается на дому. Из них 13 учащимся рекомендовано обучение по программе 8 вида, 8 учеников имеют медицинские противопоказания, остальные 20 детей могут стать участниками президентской программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Технологическая цепочка интеграции детей с инвалидностью в образовательную среду в 2009 – 2011 г.г. Гатчинском районе включала в себя следующие звенья.
Создание программы «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому». Цель программы: повышение доступности и качества образования школьников с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на домашнем обучении. Срок реализации программы – 3 года. Участниками данной программы являются учителя надомного обучения из 6 школ района, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 4 – 8 классов, родители, средний возраст которых 40 лет.
С целью сбора информации об уровне владения компьютерной грамотностью учащимися, родителями, педагогами предметниками было опрошено 8 учеников, 8 родителей и 8 учителей предметников.
Учителя и ученики имеют примерно одинаковые навыки в области владения табличными и графическими редакторами, но ученики хуже владеют навыками работы с электронной почтой. Родители по всем показателям отстают от учащихся и учителей, только 1 – 2 родителя из 8 могут искать информацию в Интернете, имеют электронную почту, могут создавать и распечатывать тексты.
С целью устранения данных недостатков были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Для организации взаимодействия между членами кружка и руководителем в школьной социальной сети «Dnevnik.ru» был организован доступ для детей и их родителей. Все учащиеся постепенно освоили данный способ переписки с преподавателем и между собой. Кроме того, учащиеся были зарегистрированы как команда на VIII Российском детском Интернет – фестивале «Умник», расположенном на сайте http://www.childfest.ru. С октября 2009 года по март 2011 года ребята приняли участие в работе таких приложений, как «Сто к одному», «Биржа задач», «Версия», «Бесконечные истории», «Борьба змей», выполнили совместно несколько проектов. В процессе дистанционной работы над проектами выяснилось, что на расстоянии бывает сложно договориться о результатах проекта, дети не имеют навыка самостоятельной работы, быстро теряют интерес. Самое активное участие в работе Интернет – фестиваля принял ученик 9 класса муниципального образовательного учреждения «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 2» Хомутов Максим.
В марте 2010 года комплект компьютерного оборудования (компьютер с выходом в Интернет, сканер, принтер, веб-камера и т.д.) получили: ученица 7 класса «Вырицкой средней общеобразовательной школы» Мельникова Стефания, ученица 4 класса «Коммунарской средней общеобразовательной школы № 3» Гаранская Алена.
С целью контроля за работой техники, установки дополнительных программ, консультирования родителей и детей по работе в среде WebCT было организовано посещение данных семей на дому методистом МОУ ДОД «Центра информационных технологий» совместно с инженерами. Мельниковой Стефании, ученице 7 класса МОУ «Вырицкая СОШ» одной из первых в Гатчинском районе была установлена компьютерная техника. Хотелось бы отметить то, что для организации дистанционного обучения с данной семьёй школой проделана большая подготовительная работа, которую провела ответственная за информатизацию Давыдова Н.Н.;
Важным этапом интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования стала регистрация учащихся на курсах в среде WebCT и обучение. Для совершенствования навыков владения английским языком дети выбрали данный предмет для дополнительного изучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Выбор учащихся и родителей основывался на том, что часов, отведенных для занятий на дому на изучение английского языка мало, всего 1 час, и они рассчитывали дополнить знания по предмету, обучаясь дистанционно. Однако желание оказалось не соизмеримо с возможностями детей: низкий уровень подготовки, база знаний слаба. Опрос учащихся показал, что у детей подает интерес к учебе из-за трудностей, которые возникают при изучении предмета в дистанционной форме без сопровождения педагога. Поэтому важная роль отводится учителю предметнику, который посещает ребёнка на дому и умело сочетает традиционные и дистанционные формы обучения. Не менее важна и роль тьютора РЦДО, который дополнительно сопровождает дистанционное обучение ребенка – инвалида посредством программы «Skype», по электронной почте и т.д. По итогам анкетирования «Удовлетворённость ДО» родители и ученики Гатчинского района отмечают хорошую работу тьюторов Ресурсного центра дистанционного обучения детей – инвалидов Родиной Н.В., Лобачевой И.Н.
С целью эффективного взаимодействия участников программы «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» был создан Координационный совет при Комитете образования Гатчинского муниципального района. С его состав вошли ведущие специалисты Комитета образования Мельник С.М., Еремеева Е.В., заместители директоров по учебной работе школ, в которых обучаются дети инвалиды, методисты центров дополнительного образования и центров информационных технологий, специалисты психологической службы, специалисты социальной защиты. В 2009 – 2011 г.г. было проведено 4 заседания Координационного совета, на которых обсуждались следующие вопросы:
1.Создание нормативно-правовых документов.
2.Сбор документов детей - инвалидов, необходимых для включения в проект «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов».
3.Создание условий для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.Создание приказа по школе о назначении ответственного за организацию дистанционного обучения с детьми – инвалидами.
5.Подбор педагогических кадров для обучения ребенка – инвалида с учетом особенностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и набора дополнительного оборудования
6.Включение в план работы школы вопросов, посвященных обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
7.Проведение методических, практических семинаров для учителей предметников по изучению образовательных возможностей дистанционных платформ обучения , ай-школа.
8.Установка компьютера с Web - камерой и подключение Интернета в учебных кабинетах учителей предметников, участвующих в дистанционном обучении ребенка - инвалида.
9.Информированность родителей о возможностях дистанционного обучения для детей с ОВЗ: размещение информации на информационном стенде для родителей, на сайте образовательных учреждений, сообщения на родительских собраниях и при индивидуальных беседах.
10.Выбор детьми – инвалидами предмета для дополнительного изучения с использованием дистанционных технологий.
11.Разработка системы включения в обучение учителями – предметниками элементов дистанционного обучения по предмету, выбранному ребенком – инвалидом.
12.Разработка системы включения в обучение учителями – предметниками виртуальных электронных конструкторов «Живая физика», «Живая математика», «Живая география», «Живая история», Webкамеры, цифрового фотоаппарата, графического планшета, цифрового микроскопа, лаборатории «Архимед».
13.Создание общего расписания обучения ребёнка инвалида с учётом занятий с удалённым тьютором на дистанционном платформе обучения.
14.Организация системы взаимодействия между ответственным за дистанционное обучение детей – инвалидов, учителями предметниками, удаленными тьюторами, работниками Центров информационных технологий, РЦДО.
15.Организация психолого-педагогическое сопровождения внедрения дистанционного обучения для детей - инвалидов: изучение затруднений учащихся, в какой помощи нуждаются учащиеся и родители.
Размещение информации на сайте Комитета образования Гатчинского района о мероприятиях, проводимых по программе «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» является одной из форм работы с родителями. Основные разделы страницы «Дистанционное обучение»:
С целью регулирования процессов взаимодействия и отслеживания итогов обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий были проведены круглые столы:
в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
Мажарцева Ольга Федоровна,
методист МОУ ДОД «ЦИТ» п. Новый Свет, Гатчинский район.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» широкое развитие получило направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Поэтому основной задачей на современном этапе становится интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, в современный социум.
В настоящий момент в Гатчинском районе 41 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья обучается на дому. Из них 13 учащимся рекомендовано обучение по программе 8 вида, 8 учеников имеют медицинские противопоказания, остальные 20 детей могут стать участниками президентской программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Технологическая цепочка интеграции детей с инвалидностью в образовательную среду в 2009 – 2011 г.г. Гатчинском районе включала в себя следующие звенья.
Создание программы «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому». Цель программы: повышение доступности и качества образования школьников с ограниченными возможностями здоровья и находящихся на домашнем обучении. Срок реализации программы – 3 года. Участниками данной программы являются учителя надомного обучения из 6 школ района, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья 4 – 8 классов, родители, средний возраст которых 40 лет.
С целью сбора информации об уровне владения компьютерной грамотностью учащимися, родителями, педагогами предметниками было опрошено 8 учеников, 8 родителей и 8 учителей предметников.
Учителя и ученики имеют примерно одинаковые навыки в области владения табличными и графическими редакторами, но ученики хуже владеют навыками работы с электронной почтой. Родители по всем показателям отстают от учащихся и учителей, только 1 – 2 родителя из 8 могут искать информацию в Интернете, имеют электронную почту, могут создавать и распечатывать тексты.
С целью устранения данных недостатков были запланированы и проведены следующие мероприятия:
- Проведение семинара – практикума «Использование возможностей Интернета и сети WebCT при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на дому» для учителей – предметников, работающих с детьми – инвалидами на дому в ноябре 2009 года
- Проведение обучающего семинара «Дистанционное обучение» с целью разработки индивидуальных маршрутов для детей инвалидов при обучении по программе «Английский язык» в среде WebCT. В итоге учителя предметники получили опыт работы с курсом, рекомендации разработчика курса «Английский язык» Ефремовой Е.А., уточнили особенности обучения для каждого ученика.
- Проведение однодневного семинара-практикума для учителей надомного обучения «Создание условий для реализации различных видов деятельности детей инвалидов в среде Интернета» 2 февраля 2010 года.
- Обучение работе с цифровыми лабораториями «Архимед» в Санкт-Петербургском представительстве Института Новых технологий г. Москвы («ИНТ») ООО «ИНТОКС» 28 и 29 мая 2010 года. В двухдневном семинаре приняли участие 3 педагога предметника из Гатчинского района.
- Семинар – практикум для учителей надомного обучения по математике и физике «Включение в обучение детей с ОВЗ на дому дополнительных электронных пособий по математике и физике» 27 января 2011 г.
- Семинар – практикум для учителей надомного обучения по географии и истории «Включение в обучение детей - инвалидов на дому дополнительных электронных пособий по географии и истории» 4 февраля 2011 г.
- Обучение учителей надомного обучения на очно-дистанционных курсах на сайте http://moodle.rcdo47.ru по программе «Эффективное использование поступившего оборудования в образовательном процессе детей—инвалидов». Данное обучение прошли 14 учителей предметников.
- Обучение родителей по программе «Родитель как помощник детей с ОВЗ при обучении на дому с использованием ДОТ» в первом полугодии 2010 – 2011 учебного года. В обучении приняли участие 8 родителей детей – инвалидов.
- Создание условий для развития способностей к самообразованию детей различных социальных категорий вне зависимости от места проживания;
- Освоение компьютерных технологий в различных областях.
- Включение детей в новые формы содержательного досуга.
Для организации взаимодействия между членами кружка и руководителем в школьной социальной сети «Dnevnik.ru» был организован доступ для детей и их родителей. Все учащиеся постепенно освоили данный способ переписки с преподавателем и между собой. Кроме того, учащиеся были зарегистрированы как команда на VIII Российском детском Интернет – фестивале «Умник», расположенном на сайте http://www.childfest.ru. С октября 2009 года по март 2011 года ребята приняли участие в работе таких приложений, как «Сто к одному», «Биржа задач», «Версия», «Бесконечные истории», «Борьба змей», выполнили совместно несколько проектов. В процессе дистанционной работы над проектами выяснилось, что на расстоянии бывает сложно договориться о результатах проекта, дети не имеют навыка самостоятельной работы, быстро теряют интерес. Самое активное участие в работе Интернет – фестиваля принял ученик 9 класса муниципального образовательного учреждения «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 2» Хомутов Максим.
В марте 2010 года комплект компьютерного оборудования (компьютер с выходом в Интернет, сканер, принтер, веб-камера и т.д.) получили: ученица 7 класса «Вырицкой средней общеобразовательной школы» Мельникова Стефания, ученица 4 класса «Коммунарской средней общеобразовательной школы № 3» Гаранская Алена.
С целью контроля за работой техники, установки дополнительных программ, консультирования родителей и детей по работе в среде WebCT было организовано посещение данных семей на дому методистом МОУ ДОД «Центра информационных технологий» совместно с инженерами. Мельниковой Стефании, ученице 7 класса МОУ «Вырицкая СОШ» одной из первых в Гатчинском районе была установлена компьютерная техника. Хотелось бы отметить то, что для организации дистанционного обучения с данной семьёй школой проделана большая подготовительная работа, которую провела ответственная за информатизацию Давыдова Н.Н.;
- Проведение тренировочных занятий для ученицы и её мамы по обучению основам работы на компьютере;
- Проведение обучающих занятий по приёмам работы в среде дистанционного обучения WebCT.
Важным этапом интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования стала регистрация учащихся на курсах в среде WebCT и обучение. Для совершенствования навыков владения английским языком дети выбрали данный предмет для дополнительного изучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Выбор учащихся и родителей основывался на том, что часов, отведенных для занятий на дому на изучение английского языка мало, всего 1 час, и они рассчитывали дополнить знания по предмету, обучаясь дистанционно. Однако желание оказалось не соизмеримо с возможностями детей: низкий уровень подготовки, база знаний слаба. Опрос учащихся показал, что у детей подает интерес к учебе из-за трудностей, которые возникают при изучении предмета в дистанционной форме без сопровождения педагога. Поэтому важная роль отводится учителю предметнику, который посещает ребёнка на дому и умело сочетает традиционные и дистанционные формы обучения. Не менее важна и роль тьютора РЦДО, который дополнительно сопровождает дистанционное обучение ребенка – инвалида посредством программы «Skype», по электронной почте и т.д. По итогам анкетирования «Удовлетворённость ДО» родители и ученики Гатчинского района отмечают хорошую работу тьюторов Ресурсного центра дистанционного обучения детей – инвалидов Родиной Н.В., Лобачевой И.Н.
С целью эффективного взаимодействия участников программы «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» был создан Координационный совет при Комитете образования Гатчинского муниципального района. С его состав вошли ведущие специалисты Комитета образования Мельник С.М., Еремеева Е.В., заместители директоров по учебной работе школ, в которых обучаются дети инвалиды, методисты центров дополнительного образования и центров информационных технологий, специалисты психологической службы, специалисты социальной защиты. В 2009 – 2011 г.г. было проведено 4 заседания Координационного совета, на которых обсуждались следующие вопросы:
- психологические аспекты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация учебного процесса детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных процессов
1.Создание нормативно-правовых документов.
2.Сбор документов детей - инвалидов, необходимых для включения в проект «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов».
3.Создание условий для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.Создание приказа по школе о назначении ответственного за организацию дистанционного обучения с детьми – инвалидами.
5.Подбор педагогических кадров для обучения ребенка – инвалида с учетом особенностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и набора дополнительного оборудования
6.Включение в план работы школы вопросов, посвященных обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
7.Проведение методических, практических семинаров для учителей предметников по изучению образовательных возможностей дистанционных платформ обучения , ай-школа.
8.Установка компьютера с Web - камерой и подключение Интернета в учебных кабинетах учителей предметников, участвующих в дистанционном обучении ребенка - инвалида.
9.Информированность родителей о возможностях дистанционного обучения для детей с ОВЗ: размещение информации на информационном стенде для родителей, на сайте образовательных учреждений, сообщения на родительских собраниях и при индивидуальных беседах.
10.Выбор детьми – инвалидами предмета для дополнительного изучения с использованием дистанционных технологий.
11.Разработка системы включения в обучение учителями – предметниками элементов дистанционного обучения по предмету, выбранному ребенком – инвалидом.
12.Разработка системы включения в обучение учителями – предметниками виртуальных электронных конструкторов «Живая физика», «Живая математика», «Живая география», «Живая история», Webкамеры, цифрового фотоаппарата, графического планшета, цифрового микроскопа, лаборатории «Архимед».
13.Создание общего расписания обучения ребёнка инвалида с учётом занятий с удалённым тьютором на дистанционном платформе обучения.
14.Организация системы взаимодействия между ответственным за дистанционное обучение детей – инвалидов, учителями предметниками, удаленными тьюторами, работниками Центров информационных технологий, РЦДО.
15.Организация психолого-педагогическое сопровождения внедрения дистанционного обучения для детей - инвалидов: изучение затруднений учащихся, в какой помощи нуждаются учащиеся и родители.
Размещение информации на сайте Комитета образования Гатчинского района о мероприятиях, проводимых по программе «Внедрение дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения на дому» является одной из форм работы с родителями. Основные разделы страницы «Дистанционное обучение»:
- Нормативные документы;
- Положение о дистанционном обучении в школе;
- Форум о дистанционных курсах ;
- Варианты получения дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Список сайтов, осуществляющих дистанционное обучение детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья;
- Сайт Ресурсного центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья http://rсdo47.ru ;
- Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка на дому;
- Образец договора школы с родителями о передаче в безвозмездное пользование компьютерного оборудования.
С целью регулирования процессов взаимодействия и отслеживания итогов обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий были проведены круглые столы:
- «Социальная интеграция и реабилитация детей: проблемы и перспективы» 21 мая 2010 г. В работе круглого стола приняли участие 5 учеников, 7 родителей, 15 педагогов и специалистов различных служб. В ходе работы круглого стола ребята рассказали о тех достижениях, которых они добились на занятиях кружка «Умники и Умницы» на сайте http://www.childfest.ru
- «Использование дистанционных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями» 1 июня 2011 года. В работе круглого стола приняли участие 11 родителей, 12 детей – инвалидов и 13 специалистов различных служб Гатчинского и Кингисеппского районов. В ходе работы круглого стола дети с ограниченными возможностями здоровья занимались интерактивным общением и обменивались творческими подарками, родители рассказали об опыте участия в проекте, педагоги и тьюторы показали практические приёмы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Руководитель Ресурсного центра дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями Семёнова Т.В. наградила победителей проектов и конкурсов в 2010 – 2011 учебном году.
- продолжать работа по вовлечению детей - инвалидов в проектную, исследовательскую, творческую деятельность на районном, областном уровне;
- продолжать знакомить педагогов надомного обучения, детей – инвалидов и их родителей с содержанием сайта rcdo47.ru с целью расширения информационного пространства;
- изучать и накапливать опыт использования психолого-педагогического сопровождения ДОТ для детей – инвалидов и применять на практике;
- внедрять учителями предметниками по мере необходимости использование программы «Skype» для трансляции урока или интерактивного общения при обучении ребёнка - инвалида;
- использовать возможности электронного дневника на сайте dnevnik.ru при организации работы по взаимодействию с ребёнком - инвалидом и его родителями;
- разрабатывать тематическое планирование обучения ребёнка - инвалида с учетом электронных виртуальных конструкторов «Живая математика», «Живая география», «Живая физика», дополнительного оборудования (цифровой фотоаппарат, графический планшет, электронный микроскоп, лаборатория «Архимед»);
- продолжать работу по обучению на курсе «Родитель как помощник при обучении детей - инвалидов с использованием ДОТ» на сайте http//moodle.rcdo47.ru с родителями детей - инвалидов;
- продолжать работу по обучению на курсе «Эффективное использование поступившего оборудования при обучении детей инвалидов на дому» на сайте http//moodle.rcdo47.ru с учителями предметниками, работающими с детьми - инвалидами.
Другие статьи
- История мультипликации
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Молодежное добровольчество
- Плюсы и минусы на сайте
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Компьютер помогает учиться
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.