Статья "Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова"
учитель музыки, изобразительного искусства,
БОУ города Омска "Гимназия № 150"
Омская область
Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
Его полотна наполнены яркой, сверкающей желтизны. Казалось, что тюбики с желтой краской пустели один за другим, кисть щедро наносила их содержимое на холст. Картины живописца как - будто залиты ослепительным солнцем, опалены им, но в то же время они насквозь пронизаны воздухом, свежим, волнующим мысли и чувства.
Омские искусствоведы Л.П. Елфимов, Г.Ю. Мысливцева, Т.В. Бабикова не обходят своим вниманием творчество Евгения Дорохова.
Так, Л.П. Елфимов отмечает, что процесс изучения материала “выводит художника на новый уровень освоения мира. …Евгений Дорохов отталкивается от предмета изображения”1
Г.Ю. Мысливцева считает, что «Его творчество - мир ассоциаций. Растительные формы трансформируются в пластические человеческие эмоции»2. Анализируя один из художественных проектов, отмечает, что это “путь к красоте и природе из дисгармонии современного мира.”3
Т.В. Бабикова4 пишет, что «живопись художника отличает стремление к пластической образности языка».
Возможно, поэтому работы художника получили такие названия, как “ Я. Автопортрет”, “Утро”, “Сентябрь. Серое небо”, “Дети солнца”, “Раздумье”, “К солнцу”, “Дружная семья”.
Как вы думаете, какой теме в творчестве Евгения Дорохова обращены данные слова?
Таврическая картинная галерея. Осень 2001 года. Четыре зала картинной галереи были отданы любимой теме живописцев: пейзажу. Выставка так и называлась – «Краски лета». В одном из залов картинной галереи и были представлены работы Евгения Дорохова.
- Евгений Дмитриевич, - обращаюсь я к художнику, - вместе с вами мои ученики открыли для себя загадочный мир древнего искусства Омского Прииртышья5, путешествовали по тайнам живописного звездного неба6, и вновь вы приглашаете нас прикоснуться к загадочности удивительного образа, заглянуть в мир растений. Вами была предложена для духовного созерцани серия работ под общим названием «Подсолнухи».
- Творчество - это жизнь людей, отраженная в красках, - делится своими мыслями художник, - оно должно быть родным, понятным людям, поэтому и была выбрана тема «Цветы», да не просто цветы, а «солнечные посланцы небес» - подсолнухи!
- Евгений Дмитриевич, а как вы пришли к названию своих работ?…
- … во время наблюдения за жизнью цветов, философствования на природе, просто во время работы, держа в руках кисти, обращаясь к краскам, холсту.
- Вот - «Дружная семья»!
- Здесь обилие подсолнухов. Действительно из одной семьи. Из одного корня. Рождается ассоциация - появляется и название - «Дружная семья».
- Евгений Дмитриевич, а следующая работа…
- «К солнцу». «Летящая» в пространство…
- Здесь и горизонталь, и вертикаль…
- И диагональ…И все это предполагает извечное движение, полет. Квадрат - моя излюбленная форма. Он создает напряжение, активность.
Более статичная работа - «Автопортрет. Я». Это я ее так называю, а любители живописи, возможно, назовут иначе. Какие ассоциации, впечатления могут еще появиться! Многие мои циклы завершаются автопортретом, как и этот цикл, посвященный «солнечным цветам».
«Автопортрет с поклоном» как критики называли эту работу во время работы выставки. Это Г.С. Лубышев придумал, долго рассуждал по этому поводу. Интересно придумал.
- Евгений Дмитриевич, следующая работа…
- Это Диптих - «Расцвет жизни. Увядание». Корзинки подсолнухов наполнены плодами, им тяжело от этих плодов. Они пожухли, но, тем не менее, есть и оптимистическая нотка - росток, как пробуждение новой жизни.
- Любопытно узнать, а как вы воспринимаете само растение - подсолнух.
- …листья подсолнуха для меня как листы бумаги. Они очень похожи на древние письмена: близки и по фактуре, и по цвету архаике. Они, листья, становятся со временем охристыми, рельефными…. Где - то еще только зелень начинает проступать, а где – то края листа уже подвяли. Очень живописны и лепестки соцветия растения.
А поле подсолнухов… Когда проезжаешь по дороге, любуешься этим «живым полем солнца». Хочется подойти поближе, окунуться в это безмерное, сочное, небесно-солнечное пространство. А что значит наблюдать трепет множества солнечных лепестков – язычков небесного пламени!
Поле напоминает мне ассоциативно звездное небо с миллионом ярких звезд. Здесь тоже миллион подсолнухов, только более кучно расположенных друг к другу. Подсолнух! Это задумчивый, «солнечный цветок»!
Вот так Евгений Дмитриевич просто, завораживающе, искренне рассказывает о самом простом растении, о подсолнухе! Сколько раз я его видела, можно сказать касалась взглядом, своими руками, но я и представить не могла, что какой – то подсолнух может так глубоко взволновать человека.
Да, мы не так тонко видим, чувствуем то, что нас окружает. Этому надо учиться! На уроках МХК, Этики мы приближаемся к постижению таинства священного союза: природы и живописи.
Учащиеся 5-х классов школы № 150 вместе с художником Евгением Дороховым совершают свое “открытие” добра и красоты, увлекательное и познавательное путешествие по стране, под названием “Подсолнухи”.
Ксения Бондаренко: “ Мне понравилась работа под названием “Автопортрет. Я”. Подсолнух веселый, яркий, солнечный. Художнику ласково светило солнце, и он изобразил себя в образе подсолнуха веселым и радостным”.
Аня Тимофеева: “Я чувствую, как подсолнух немного грустит. Он даже свои солнечные лепестки опустил. Что - то печальное вспоминает”.
Владислав Касай: “Евгений Дорохов хотел показать значимость “Я” в жизни. И я с ним согласен”.
Даша Хайруллина: “А мне видятся звезды, искристый снег… Они переливаются, сверкают. А подсолнух на их фоне словно моргает своими лепестками”.
Алена Хайдарова: “У подсолнуха много семечек, зернышек, как и звезд на небе. Так и у человека должно быть много добрых дел. Мне кажется, что Евгений Дорохов об этом и хотел сказать”.
Лена Тарасевич: “Сейчас все только и говорят: “я да я”. Но человек один не может жить, важно жить всем вместе, дружно. Возможно, в этом основная идея этой живописнорй работы”.
Саша Бердышев: “ Знаете, мне просто нравится эта работа: и желтый цвет, и голубой цвет, и лепестки подсолнуха, и даже тень на корзинке подсолнуха”.
Юля Кобылина: “Мне хочется отметить и еще одно произведение. Это - “Утро”. Я вижу два подсолнуха: один уже проснулся и улыбается нам, а другой еще хитрит, спит, прижавшись в своему другу”.
Женя Харисов: “Красивые подсолнухи. Они распустили свои лепестки и смотрят на меня. О чем они хотят спросить? Мне кажется, что только о добром, светлом”.
Света Шестакова: “ А я чувствую печаль в другой работе художника. Само название – “Сентябрь. Серое небо” подсказывает, что подсолнухи налились семенами. Им трудно стоять. Они тяжелые от своих плодов. Но Евгений Дмитриевич изобразил их стойкими, готовыми выстоять даже под дождем”.
Настя Долгова: “Мне близка работа - “Дети солнца”. Как много подсолнухов! Они стоят дружные и веселые, как единая семья”.
Алина Курятникова: “Я для себя выделяю работу “Дружная семья”. Я вижу всю семью - это и мама-подсолнух, и папа-подсолнух, и даже их маленький подсолнушек. Они вместе стоят, прижавшись друг к другу. Почему? Да. Потому, что Они - настоящая дружная семья!”
Алена Дульская: “А я хочу отметить цвета. Сочные, живые! Они своим фейерверком радуются своей же красоте. Хочется окунуться в эту дивную природу. К сожалению, в городе такой красоты уже не увидишь”…
Алеша Пешкуров: “Вот художник и хотел показать через свою работу, что надо не рвать цветы летом. ”.
Дима Грачев: “А мне кажется, что художник просто изобразил то, что ему виделось. Сидел он где - нибудь на краю поля и наблюдал за подсолнухами. И все. Что ему нравилось, то он и изобразил. Хорошо, что он еще нашел эту красоту”.
Костя Жемчужников: “Я хотел бы отметить работу “К солнцу”. Как космический корабль устремлены подсолнухи к солнцу. Это как порыв, летят ввысь, преодолевая воздух, притяжение земное. Красиво. Захватывающе”.
Маша Раковец: “Я тоже не пройду равнодушно мимо этой работы. Подсолнухи улыбаются мне. И мне весело от этого”.
Катя Шмидт: “А вот работа “Раздумье”. Загадочно, таинственно. Подсолнух – как человек, думает, мечтает, наверное. О чем? Да о том, чтобы его не сломали, а может быть наоборот, чтобы семена в добрые руки попали. Нет. Это не просто подсолнух! Это - человек в образе подсолнуха. Человек в раздумьях. Человек и должен всегда думать. Художник, видимо, хотел, чтобы и мы учились думать”.
Игорь Китов: “Мне все подсолнухи понравились. Красиво, весело и в то же время спокойно становится на душе”.
Ксения Вахний: “Раздумье”… Разные мысли - думы рождаются. Интересно смотреть, как один лепесток упал на корзину подсолнуха. А сам подсолнух как будто спать хочет. Рядом с ним не хочется и шуметь - то. Интересно подметил все это Евгений Дорохов”.
Галя Воробьева: “Да, подсолнухи подняли свои корзиночки, греются на солнышке”.
Яна Скребатун: “Добрые подсолнухи. Настроение поднимают”.
Вероника Шуголь: “ Я раньше думала, что подсолнухи только растения, а теперь знаю - они живые и чувствуют доброе к себе отношение”.
Почему мы вновь и вновь на уроках обращаемся к творчеству Евгения Дорохова?
Мне бы хотелось ответить на этот вопрос словами Новосибирского искусствоведа Светланы Коган: “Путь, который избрал Евгений Дорохов, - пишет она, - дает возможность не только для постоянного эксперимента и совершенствования собственных творческих возможностей, но и углубленного изучения непрерывных процессов, происходящих с миром и человеком. В этом его современность и актуальность и этим же объясняется интерес к творчеству художника со стороны специалистов, его коллег и зрителей”7.
Источники
1 Каталог Евгений Дорохов /под ред. Г.Ю. Мысливцева/ -Омск: 2001..-С.29.
2 Каталог Евгений Дорохов /под ред. Г.Ю. Мысливцева/ -Омск: 2001.-С.15
3 там же.
4 Каталог Евгений Дорохов /под ред. Г.Ю. Мысливцева/ -Омск: 2001.-С.5
5 «Художник и архаика». Омск. 1997. ОГИК музей. /концепция: Е. Дорохов, Г. Мысливцева.
6 «Звездный дождь». Персональная выставка. Омск. 2001. Дом художника.
7 Каталог Евгений Дорохов /под ред. Г.Ю. Мысливцевой/.- Омск: 2001.-С.39.
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Postcrossing – находка как для учителей английского языка, так и для их учеников
- Юбилей школы
- Использование ИКТ на уроках физики
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Системно-деятельностный подход