Статья "Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Ольга Мажарцева
11.07.2014
2216
2
Метод проектов
Мажарцева Ольга Федоровна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Информационно - методический центр" п. Новый Свет, Гатчинский район Ленинградская область
В качестве базы для формирования навыков работы по методу проектов в Информационно - методическом центре посоелка Новый Свет Гатчинского рйона на протяжении 4-х лет используется школьная социальная сеть Дневник.ру, так как она имеет ряд преимуществ: каждый пользователь Дневника имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, загрузить фотографии, аудио, видео, вести свой блог, все пользователи Дневника могут отправлять друг другу личные сообщения, история переписки имеет удобную постраничную навигацию и поиск, обмен любыми видами нужной и полезной информации (фото, видео, текстовые и другие файлы), что делает процесс общения между пользователями полным и интересным. Кроме того, ученики Школы дистанционного обучения, зарегистрированные в Дневнике имеют возможность воспользоваться перечисленным выше инструментарием для интерактивного общения и проведения содержательного досуга, так как, школьная социальная сеть Дневник.ру имеет много игровых приложений, которые помогают выучить английский язык, развить логическое мышление, запомнить математические операции.
Анкетирование, проведенное в 2011 – 2012 учебном году показало то, что у детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует опыт работы над проектами, учителя надомного обучения и тьюторы редко используют метод проектов в образовательном процессе, родители не заинтересованы в результатах проектной деятельности детей с ОВЗ. Поэтому ученикам с ограниченными возможностями здоровья предлагается работать в основном над творческими проектами, описание работы над которыми представлять в виде четких инструкций. Так, например, проект «Зимняя сказка » имеет:
На главной странице электронного Дневника во вкладке «Файлы» в папке «Учебные проекты» размещён архив с презентацией, в которой описаны этапы работы над учебными проектами. Презентация имеет голосовое сопровождение для каждого слайда и работает только в программе PowerPoint. Данный методический материал можно использовать во проведения семинаров для педагогов предметников, родителей, учащихся или рекомендовать ученикам с ОВЗ для самостоятельного просмотра и изучения.
В ноябре 2011 года ученикам с ограниченными возможностями здоровья Школы дистанционного обучения было предложено приступить к выполнению регионального проекта «Всё о Леонардо да Винчи». Важным этапом работы над проектом является сбор информации. Источниками информации могут быть библиотеки, беседы с учителями, СМИ, среда Интернет, музеи и выставки. 28 ноября 2011 года в Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи был открыт бесплатный вход для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на передвижную выставку «Гений Да Винчи». Координатором проекта «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов» Гатчинского района было организовано посещение данной выставки. 9 учеников с родителями провели более полутора часов среди уникальных экспонатов. Экскурсовод очень интересно рассказала о многогранном таланте Леонардо да Винчи и научила читать рукописные полотна. Ребята смогли побывать в зеркальной комнате, увидеть модель велосипеда и макет танка. В результате ученики получили массу дополнительного материала для выполнения регионального проекта "Всё о Леонардо да Винчи". Балясников Дмитрий, ученик 7 класса заинтересовался макетом Идеального города Леонардо да Винчи, и впоследствии выбрал его в качестве темы для учебного проекта. Вместе с руководителем проекта Дима сформулировал цель проекта и разработал план работы над проектом.
Цель проекта - научиться применять принципы идеального города Леонардо да Винчи в современности.
План работы над проектом
В течение декабря – января проходил сбор информации по теме учебного проекта. В феврале 2012 года Дима приступил к выполнению эксперимента: Диме предстояло смоделировать следующую ситуацию: выделить один из принципов идеального города и применить его в современности. Во время работы над экспериментом Дима отправлял варианты моделей руководителю проекта по электронной почте, во время дистанционных занятий по Скайпу руководитель проекта вместе с учеником разрабатывали эскиз результата проекта. Диму заинтересовал такой принцип Идеального города как поддержание гигиены. Леонардо разработал проект сети каналов, которые должны были служить транспортными магистралями для поддержания торговли, а также водными резервуарами, необходимыми в гигиенических целях для вывоза мусора, например, чтобы избегать возникновения заболеваний и эпидемий. Дима предложил в современности использовать этот принцип: в качестве каналов для сборки мусора использовать канаты, натянутые на столбы, по которым можно перемещать контейнеры c различным мусором. Далее он разработал эскиз построения таких каналов для своего родного поселка Вырица.
Важным этапом в работе над учебным проектом является выработка плана представления проекта аудитории. Ученику с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказать помощь в составлении текста и научить основным правилам публичного выступления. От этого в большой степени зависит общий эффект восприятия проекта, а ученик получит опыт публичного выступления
В качестве базы для формирования навыков работы по методу проектов в Информационно - методическом центре посоелка Новый Свет Гатчинского рйона на протяжении 4-х лет используется школьная социальная сеть Дневник.ру, так как она имеет ряд преимуществ: каждый пользователь Дневника имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, загрузить фотографии, аудио, видео, вести свой блог, все пользователи Дневника могут отправлять друг другу личные сообщения, история переписки имеет удобную постраничную навигацию и поиск, обмен любыми видами нужной и полезной информации (фото, видео, текстовые и другие файлы), что делает процесс общения между пользователями полным и интересным. Кроме того, ученики Школы дистанционного обучения, зарегистрированные в Дневнике имеют возможность воспользоваться перечисленным выше инструментарием для интерактивного общения и проведения содержательного досуга, так как, школьная социальная сеть Дневник.ру имеет много игровых приложений, которые помогают выучить английский язык, развить логическое мышление, запомнить математические операции.
Анкетирование, проведенное в 2011 – 2012 учебном году показало то, что у детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует опыт работы над проектами, учителя надомного обучения и тьюторы редко используют метод проектов в образовательном процессе, родители не заинтересованы в результатах проектной деятельности детей с ОВЗ. Поэтому ученикам с ограниченными возможностями здоровья предлагается работать в основном над творческими проектами, описание работы над которыми представлять в виде четких инструкций. Так, например, проект «Зимняя сказка » имеет:
- аннотацию;
- идею проекта;
- этапы выполнения проекта
- Размещение во вкладке «Новости» информации о новом проекте, конкурсе.
- Описание работы над проектом, условия участия в конкурсе размещаются во вкладке «Файлы» в папке с названием проекта.
- Во вкладке «Форум» размещается тема с названием проекта или конкурса. Далее тема используется для обсуждения этапов работы над проектом.
- На личной странице участники проектов имеют возможность загружать практически все типы файлов, необходимые в ходе работы над проектом: фотографии, текстовые файлы, презентации.
- Во вкладке «Файлы» в папке с названием проекта участники размещают свои готовые работы.
- Участники работы над проектами могут познакомиться с готовыми проектами и конкурсными работами, оценить и написать комментарии.
На главной странице электронного Дневника во вкладке «Файлы» в папке «Учебные проекты» размещён архив с презентацией, в которой описаны этапы работы над учебными проектами. Презентация имеет голосовое сопровождение для каждого слайда и работает только в программе PowerPoint. Данный методический материал можно использовать во проведения семинаров для педагогов предметников, родителей, учащихся или рекомендовать ученикам с ОВЗ для самостоятельного просмотра и изучения.
В ноябре 2011 года ученикам с ограниченными возможностями здоровья Школы дистанционного обучения было предложено приступить к выполнению регионального проекта «Всё о Леонардо да Винчи». Важным этапом работы над проектом является сбор информации. Источниками информации могут быть библиотеки, беседы с учителями, СМИ, среда Интернет, музеи и выставки. 28 ноября 2011 года в Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи был открыт бесплатный вход для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на передвижную выставку «Гений Да Винчи». Координатором проекта «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов» Гатчинского района было организовано посещение данной выставки. 9 учеников с родителями провели более полутора часов среди уникальных экспонатов. Экскурсовод очень интересно рассказала о многогранном таланте Леонардо да Винчи и научила читать рукописные полотна. Ребята смогли побывать в зеркальной комнате, увидеть модель велосипеда и макет танка. В результате ученики получили массу дополнительного материала для выполнения регионального проекта "Всё о Леонардо да Винчи". Балясников Дмитрий, ученик 7 класса заинтересовался макетом Идеального города Леонардо да Винчи, и впоследствии выбрал его в качестве темы для учебного проекта. Вместе с руководителем проекта Дима сформулировал цель проекта и разработал план работы над проектом.
Цель проекта - научиться применять принципы идеального города Леонардо да Винчи в современности.
План работы над проектом
- Изучить принципы построения идеального города.
- Найти примеры воплощений принципов идеального города в современности:
- какие из элементов этого проекта широко применяются сегодня?
- какие городские проблемы должен быть решить проект Идеального города?
- Провести эксперимент по внедрению одного из принципов в родном поселке.
- Представить результат в виде эскиза.
В течение декабря – января проходил сбор информации по теме учебного проекта. В феврале 2012 года Дима приступил к выполнению эксперимента: Диме предстояло смоделировать следующую ситуацию: выделить один из принципов идеального города и применить его в современности. Во время работы над экспериментом Дима отправлял варианты моделей руководителю проекта по электронной почте, во время дистанционных занятий по Скайпу руководитель проекта вместе с учеником разрабатывали эскиз результата проекта. Диму заинтересовал такой принцип Идеального города как поддержание гигиены. Леонардо разработал проект сети каналов, которые должны были служить транспортными магистралями для поддержания торговли, а также водными резервуарами, необходимыми в гигиенических целях для вывоза мусора, например, чтобы избегать возникновения заболеваний и эпидемий. Дима предложил в современности использовать этот принцип: в качестве каналов для сборки мусора использовать канаты, натянутые на столбы, по которым можно перемещать контейнеры c различным мусором. Далее он разработал эскиз построения таких каналов для своего родного поселка Вырица.
Важным этапом в работе над учебным проектом является выработка плана представления проекта аудитории. Ученику с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказать помощь в составлении текста и научить основным правилам публичного выступления. От этого в большой степени зависит общий эффект восприятия проекта, а ученик получит опыт публичного выступления
Другие статьи
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Равные условия обучения - для каждого
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
- Эссе "Моя педагогическая философия"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень интересно! И важно, что Дима старается решить реальную практическую задачу. Вот бы еще специалисты поселка, которые этими проблемами занимаются, высказали свое мнение - возможно ли применить в реальной жизни это решение.
Вера Зырянова, дата: 12.07.2014 в 9:41
#2 Спасибо, Вера Викторовна за живой отклик на мою статью. Да, этот проект показывает, что мечты могут стать былью, а учеников учит мечтать в реальности. А специалистам Дима проект демонстрировал, но...
Ольга Мажарцева, дата: 12.07.2014 в 22:37
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.