С нами 14311 учителей, 5051 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

 Мажарцева Ольга Федоровна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Информационно - методический центр" п. Новый Свет, Гатчинский район Ленинградская область
 
В качестве базы для формирования навыков работы по методу проектов в Информационно - методическом центре посоелка Новый Свет Гатчинского рйона  на протяжении 4-х лет  используется  школьная социальная сеть Дневник.ру, так как она имеет ряд преимуществ: каждый пользователь Дневника имеет свою личную страницу, где может рассказать о себе, о своих интересах, загрузить фотографии, аудио, видео, вести свой блог, все пользователи Дневника могут отправлять друг другу личные сообщения, история переписки имеет удобную постраничную навигацию и поиск, обмен любыми видами нужной и полезной информации (фото, видео, текстовые и другие файлы), что делает процесс общения между пользователями полным и интересным. Кроме того, ученики Школы дистанционного обучения, зарегистрированные в Дневнике  имеют возможность воспользоваться  перечисленным выше инструментарием для интерактивного общения и проведения содержательного досуга, так как, школьная социальная сеть Дневник.ру имеет много игровых приложений, которые помогают выучить английский язык, развить логическое мышление, запомнить математические операции.

   Анкетирование, проведенное в 2011 – 2012 учебном году показало то, что у детей  с ограниченными возможностями здоровья отсутствует опыт работы над проектами, учителя надомного обучения и тьюторы редко  используют метод проектов в образовательном процессе, родители не заинтересованы в результатах проектной деятельности детей с ОВЗ.  Поэтому  ученикам с ограниченными возможностями здоровья  предлагается  работать в основном над творческими проектами, описание работы над которыми  представлять в виде четких инструкций.  Так, например, проект «Зимняя сказка » имеет:
  • аннотацию;
  • идею проекта;
  • этапы выполнения проекта
Для удобства  работы над  проектами  разработан алгоритм действий в сетевом сообществе на сайте http://dnevnik.ru:
  • Размещение во вкладке «Новости» информации о новом проекте, конкурсе.
  • Описание работы над проектом, условия участия в конкурсе  размещаются  во вкладке «Файлы» в папке с названием проекта. 

 
  • Во вкладке «Форум» размещается тема с названием проекта или конкурса. Далее тема  используется для обсуждения этапов работы над проектом.
  • На личной странице участники проектов имеют возможность  загружать практически все типы файлов, необходимые в ходе  работы над проектом: фотографии, текстовые файлы, презентации.
  • Во вкладке «Файлы»  в папке с названием проекта  участники размещают свои готовые работы.
  • Участники работы над проектами  могут познакомиться с готовыми проектами и конкурсными работами, оценить и написать комментарии.
​Несмотря на то, что все участники проектной деятельности работали по заранее разработанному плану, результаты у всех получались разные и интересные, познавательные и занимательные. И самое главное стало происходить в процессе работы над проектами, в ходе участия в конкурсах:  ребята постепенно вовлекались  в неформальное общение при написании комментариев к выполненным работам.  Так, например, при обсуждении конкурсных работ «Космос нам покоряется» среди детей разгорелся спор о планетах Солнечной системы. 

На главной странице электронного Дневника во вкладке «Файлы» в папке «Учебные проекты» размещён архив с презентацией, в которой описаны этапы работы над учебными проектами. Презентация имеет голосовое сопровождение для каждого слайда и работает только в программе PowerPoint. Данный методический материал можно  использовать во проведения семинаров для педагогов предметников, родителей, учащихся или рекомендовать ученикам с ОВЗ  для самостоятельного просмотра  и изучения. 

  В ноябре 2011 года ученикам с ограниченными возможностями здоровья Школы дистанционного обучения было предложено приступить к выполнению  регионального проекта «Всё о Леонардо да Винчи». Важным этапом работы над проектом является сбор информации. Источниками информации могут быть библиотеки, беседы с учителями, СМИ, среда Интернет, музеи и выставки. 28 ноября 2011 года в Петербурге,  в Военно-историческом музее  артиллерии, инженерных войск и войск связи был открыт  бесплатный вход для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на передвижную выставку «Гений Да Винчи». Координатором  проекта «Развитие дистанционного обучения детей – инвалидов» Гатчинского района было организовано    посещение данной  выставки. 9 учеников с родителями   провели более полутора часов  среди уникальных экспонатов.  Экскурсовод  очень интересно рассказала о многогранном таланте Леонардо да Винчи и научила читать рукописные полотна. Ребята смогли побывать в зеркальной комнате, увидеть модель велосипеда и макет танка. В результате ученики получили массу дополнительного материала для выполнения  регионального проекта "Всё о Леонардо да Винчи". Балясников Дмитрий, ученик 7 класса заинтересовался макетом Идеального  города Леонардо да Винчи, и впоследствии выбрал его в качестве темы для учебного проекта. Вместе с руководителем проекта Дима сформулировал цель проекта и разработал план работы над проектом.
 
Цель проекта
- научиться применять принципы идеального города Леонардо да Винчи в современности.
План работы над проектом
  1. Изучить принципы построения идеального города.
  2. Найти примеры воплощений принципов идеального города в современности:
  • какие из элементов этого проекта широко применяются сегодня?
  • какие городские проблемы должен быть решить проект Идеального города?
  1. Провести эксперимент по внедрению одного из принципов в родном поселке.
  2. Представить результат в виде эскиза.

В течение декабря – января проходил сбор информации по теме учебного проекта.  В феврале 2012 года Дима приступил к выполнению эксперимента: Диме предстояло смоделировать следующую ситуацию: выделить один из принципов идеального города и применить его в современности. Во время  работы над экспериментом  Дима отправлял варианты моделей руководителю проекта по электронной почте, во время дистанционных занятий по Скайпу руководитель проекта вместе с учеником разрабатывали эскиз результата проекта. Диму заинтересовал такой принцип Идеального города как поддержание гигиены. Леонардо разработал проект сети каналов, которые должны были служить транспортными магистралями для поддержания торговли, а также водными резервуарами, необходимыми в гигиенических целях для вывоза мусора, например, чтобы избегать возникновения заболеваний и эпидемий. Дима предложил в современности использовать этот принцип: в качестве каналов для сборки мусора использовать канаты, натянутые на столбы, по которым можно  перемещать контейнеры c различным мусором. Далее он разработал эскиз построения таких каналов для своего родного поселка Вырица.
 

Важным этапом в работе над учебным проектом является выработка  плана представления проекта аудитории. Ученику с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказать помощь в составлении текста  и научить основным правилам публичного выступления. От этого в большой степени зависит общий эффект восприятия проекта, а ученик получит опыт публичного выступления 



 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень интересно! И важно, что Дима старается решить реальную практическую задачу. Вот бы еще специалисты поселка, которые этими проблемами занимаются, высказали свое мнение - возможно ли применить в реальной жизни это решение.
Вера Зырянова, дата: 12.07.2014 в 9:41  
#2 Спасибо, Вера Викторовна за живой отклик на мою статью. Да, этот проект показывает, что мечты могут стать былью, а учеников учит мечтать в реальности. А специалистам Дима проект демонстрировал, но...
Ольга Мажарцева, дата: 12.07.2014 в 22:37  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.