С нами 14863 учителя, 5169 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Накопительная система оценивания как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся"

Шустова Марина Александровна, МБОУ "Стеклозаводская ООШ" МБОУ "Татаробашмаковская СОШ" Астраханская область Приволжский район
Накопительная система оценивания (портфолио) как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

  
Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.

Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.

         В любом классном коллективе  портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных  достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.

         Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру  школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников.
         Я расскажу о том, как я со своим первым классом работала по портфолио, в чём «плюсы» этой работы, «минус» только один, что на эту работу надо время, которого не хватает у учителя и родителей.
Мы с родителями договорились приобрести покупные портфолио, автор – А. В. Иванов, г. Москва, из-во «Просвещение». К сожалению,  проработала я по нему только год. Но работать по нему, честно говоря, понравилось и мне, и родителям. Видимо потому, что раньше такой работы не было, и   родители могли видеть успехи своих детей только по учёбе и только в дневниках,  а здесь они увидели достижения своих чад в интересной стимулирующей форме.

Дети старались  хорошо работать на уроке, чтобы в «Спидометре успехов» поставить себе побольше очков, чтобы похвалиться, самоутвердиться в коллективе  или порадовать родителей. Свои критерии оценок есть  и во внеурочной деятельности, таких как: участие в утренниках,  кружках, конкурсах, соревнованиях. 
Выполнил презентацию, сделал хорошую поделку в кружке, написал сообщение о чем-либо, выполнил  классное поручение, участвовал в празднике  – имеешь право закрасить жемчужину в кувшине.
Родители могли прочитать похвальные отзывы учителя о совместных делах ребёнка с его участием, о выполнении поручений и т. д. Чем больше отзывов учителя, руководителя кружка, тем больше алмазов мог ребёнок закрасить в сундучке. Всё это очень стимулирует учебную и внеурочную деятельность ребёнка!

         Кратко расскажу и покажу по слайдам, как мы работали в портфолио, что писали. А писать нам помогали, прежде всего,конечно же, родители и воспитатель ГПД.
         Начинался наш портфолио с представления себя по обведённой руке и фотографии (слайд). Дети познакомились с двумя героями, которые сопровождали их весь год по портфолио – это девочка Фоля и мальчик Фолик.
Далее идут краткие объяснения – что такое портфолио, как работать с ним  и советы: для чего нужно портфолио и что собирать в папку  . Далее ребёнок  через коллаж рисунков и фотографий рассказывает о своих увлечениях, близких людях, о запомнивших событиях своей жизни (слайд), а так же о том, какими навыками уже владеет ребёнок, какой у него «плюс» и чему он хочет научиться, когда закончит первый класс, т.е. ставит перед собой цель. Есть лист самооценки «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи» (слайд), где даётся информация о том, как оценивать себя.
          И со с. 26 начинается   оценивание по предметам -  «Спидометр успехов» Самая высшая оценка – 10 баллов. Оценивание идёт по таким параметрам: «Выполняю д/з», «Понимаю», «Узнаю новое», «Работаю на уроке». Дети ставят стрелочку спидометра там, где он считает нужным, предварительно обсудив дома с мамой или папой.
В конце четверти детям давалась  возможность сделать самооценку за каждую четверть  - итог.  И в конце каждой четверти учитель пишет отзыв об успехах в работе на уроке, в выполнении д/з и об успехах в сотрудничестве с одноклассниками . И так каждую четверть.
Кроме этого по предметам в папке «Диагностика»  копила диагностические карты, диагностические обследования, анализы этих работ. На основании этих анализов определяла уровень знаний каждого ребёнка. Так оценивала достижения детей в учебной деятельности. И это тоже отражала в портфолио.
         Данное портфолио предусматривает и оценивание достижений во внеурочной деятельности. На с. 30, 37,38, 45, 53,54, 58,59 есть разделы:  «Кружки и секции, в которых я  занимаюсь», «Совместные дела с моим участием», «Мои олимпиады, конкурсы, соревнования»,  «Мои полезные дела».      Дети с помощью родителей описывали в каком кружке или секции занимается и его результат;  в каком конкурсе участвовали, вкладывали свои грамоты, дипломы и т. д. .
         В конце учебного года в разделе «Мои учебные достижения» дети оценивали свои достижения под рубриками «Мои победы», «Приняв участие в конкурсах и олимпиадах, мне удалось научиться»,  «А ещё я теперь умею», а также оценивали достижения по предметам.
         Отметки в первом классе не ставятся, это знают все, но каждый ребёнок в школе, особенно в первом классе, хочет показать себя значимым, заслуживающим внимания и похвалы. Оценивать все достижения ребёнка помогает портфолио. Достижения – это успех!!! Когда есть успех – есть радость в глазах ребёнка! А что может быть важнее?
Спасибо за внимание!
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Марина Александровна! Большое спасибо за интересный материал о накопительной системе оценивания.
Сажида Хлямина, дата: 18.07.2014 в 11:38  
#2 В этом году набираю первоклассников. Обязательно буду применять эту методику!Спасибо за интересную статью, Марина Александровна!
#3 В этом году у меня будут пятиклассники , первые по ФГОС!Спасибо за интересную статью о накопительной системе оценивания.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 10.07.2015 в 23:02  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.