Статья "Накопительная система оценивания как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся"
Шустова Марина Александровна
18.07.2014
3693
3
В помощь учителю
Шустова Марина Александровна, МБОУ "Стеклозаводская ООШ" , МБОУ "Татаробашмаковская СОШ" Астраханская область Приволжский район
Накопительная система оценивания (портфолио) как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
В любом классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников.
Я расскажу о том, как я со своим первым классом работала по портфолио, в чём «плюсы» этой работы, «минус» только один, что на эту работу надо время, которого не хватает у учителя и родителей.
Мы с родителями договорились приобрести покупные портфолио, автор – А. В. Иванов, г. Москва, из-во «Просвещение». К сожалению, проработала я по нему только год. Но работать по нему, честно говоря, понравилось и мне, и родителям. Видимо потому, что раньше такой работы не было, и родители могли видеть успехи своих детей только по учёбе и только в дневниках, а здесь они увидели достижения своих чад в интересной стимулирующей форме.
Дети старались хорошо работать на уроке, чтобы в «Спидометре успехов» поставить себе побольше очков, чтобы похвалиться, самоутвердиться в коллективе или порадовать родителей. Свои критерии оценок есть и во внеурочной деятельности, таких как: участие в утренниках, кружках, конкурсах, соревнованиях.
Выполнил презентацию, сделал хорошую поделку в кружке, написал сообщение о чем-либо, выполнил классное поручение, участвовал в празднике – имеешь право закрасить жемчужину в кувшине.
Родители могли прочитать похвальные отзывы учителя о совместных делах ребёнка с его участием, о выполнении поручений и т. д. Чем больше отзывов учителя, руководителя кружка, тем больше алмазов мог ребёнок закрасить в сундучке. Всё это очень стимулирует учебную и внеурочную деятельность ребёнка!
Кратко расскажу и покажу по слайдам, как мы работали в портфолио, что писали. А писать нам помогали, прежде всего,конечно же, родители и воспитатель ГПД.
Начинался наш портфолио с представления себя по обведённой руке и фотографии (слайд). Дети познакомились с двумя героями, которые сопровождали их весь год по портфолио – это девочка Фоля и мальчик Фолик.
Далее идут краткие объяснения – что такое портфолио, как работать с ним и советы: для чего нужно портфолио и что собирать в папку . Далее ребёнок через коллаж рисунков и фотографий рассказывает о своих увлечениях, близких людях, о запомнивших событиях своей жизни (слайд), а так же о том, какими навыками уже владеет ребёнок, какой у него «плюс» и чему он хочет научиться, когда закончит первый класс, т.е. ставит перед собой цель. Есть лист самооценки «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи» (слайд), где даётся информация о том, как оценивать себя.
И со с. 26 начинается оценивание по предметам - «Спидометр успехов» Самая высшая оценка – 10 баллов. Оценивание идёт по таким параметрам: «Выполняю д/з», «Понимаю», «Узнаю новое», «Работаю на уроке». Дети ставят стрелочку спидометра там, где он считает нужным, предварительно обсудив дома с мамой или папой.
В конце четверти детям давалась возможность сделать самооценку за каждую четверть - итог. И в конце каждой четверти учитель пишет отзыв об успехах в работе на уроке, в выполнении д/з и об успехах в сотрудничестве с одноклассниками . И так каждую четверть.
Кроме этого по предметам в папке «Диагностика» копила диагностические карты, диагностические обследования, анализы этих работ. На основании этих анализов определяла уровень знаний каждого ребёнка. Так оценивала достижения детей в учебной деятельности. И это тоже отражала в портфолио.
Данное портфолио предусматривает и оценивание достижений во внеурочной деятельности. На с. 30, 37,38, 45, 53,54, 58,59 есть разделы: «Кружки и секции, в которых я занимаюсь», «Совместные дела с моим участием», «Мои олимпиады, конкурсы, соревнования», «Мои полезные дела». Дети с помощью родителей описывали в каком кружке или секции занимается и его результат; в каком конкурсе участвовали, вкладывали свои грамоты, дипломы и т. д. .
В конце учебного года в разделе «Мои учебные достижения» дети оценивали свои достижения под рубриками «Мои победы», «Приняв участие в конкурсах и олимпиадах, мне удалось научиться», «А ещё я теперь умею», а также оценивали достижения по предметам.
Отметки в первом классе не ставятся, это знают все, но каждый ребёнок в школе, особенно в первом классе, хочет показать себя значимым, заслуживающим внимания и похвалы. Оценивать все достижения ребёнка помогает портфолио. Достижения – это успех!!! Когда есть успех – есть радость в глазах ребёнка! А что может быть важнее?
Спасибо за внимание!
Накопительная система оценивания (портфолио) как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
В любом классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников.
Я расскажу о том, как я со своим первым классом работала по портфолио, в чём «плюсы» этой работы, «минус» только один, что на эту работу надо время, которого не хватает у учителя и родителей.
Мы с родителями договорились приобрести покупные портфолио, автор – А. В. Иванов, г. Москва, из-во «Просвещение». К сожалению, проработала я по нему только год. Но работать по нему, честно говоря, понравилось и мне, и родителям. Видимо потому, что раньше такой работы не было, и родители могли видеть успехи своих детей только по учёбе и только в дневниках, а здесь они увидели достижения своих чад в интересной стимулирующей форме.
Дети старались хорошо работать на уроке, чтобы в «Спидометре успехов» поставить себе побольше очков, чтобы похвалиться, самоутвердиться в коллективе или порадовать родителей. Свои критерии оценок есть и во внеурочной деятельности, таких как: участие в утренниках, кружках, конкурсах, соревнованиях.
Выполнил презентацию, сделал хорошую поделку в кружке, написал сообщение о чем-либо, выполнил классное поручение, участвовал в празднике – имеешь право закрасить жемчужину в кувшине.
Родители могли прочитать похвальные отзывы учителя о совместных делах ребёнка с его участием, о выполнении поручений и т. д. Чем больше отзывов учителя, руководителя кружка, тем больше алмазов мог ребёнок закрасить в сундучке. Всё это очень стимулирует учебную и внеурочную деятельность ребёнка!
Кратко расскажу и покажу по слайдам, как мы работали в портфолио, что писали. А писать нам помогали, прежде всего,конечно же, родители и воспитатель ГПД.
Начинался наш портфолио с представления себя по обведённой руке и фотографии (слайд). Дети познакомились с двумя героями, которые сопровождали их весь год по портфолио – это девочка Фоля и мальчик Фолик.
Далее идут краткие объяснения – что такое портфолио, как работать с ним и советы: для чего нужно портфолио и что собирать в папку . Далее ребёнок через коллаж рисунков и фотографий рассказывает о своих увлечениях, близких людях, о запомнивших событиях своей жизни (слайд), а так же о том, какими навыками уже владеет ребёнок, какой у него «плюс» и чему он хочет научиться, когда закончит первый класс, т.е. ставит перед собой цель. Есть лист самооценки «Учусь самостоятельно оценивать свои успехи» (слайд), где даётся информация о том, как оценивать себя.
И со с. 26 начинается оценивание по предметам - «Спидометр успехов» Самая высшая оценка – 10 баллов. Оценивание идёт по таким параметрам: «Выполняю д/з», «Понимаю», «Узнаю новое», «Работаю на уроке». Дети ставят стрелочку спидометра там, где он считает нужным, предварительно обсудив дома с мамой или папой.
В конце четверти детям давалась возможность сделать самооценку за каждую четверть - итог. И в конце каждой четверти учитель пишет отзыв об успехах в работе на уроке, в выполнении д/з и об успехах в сотрудничестве с одноклассниками . И так каждую четверть.
Кроме этого по предметам в папке «Диагностика» копила диагностические карты, диагностические обследования, анализы этих работ. На основании этих анализов определяла уровень знаний каждого ребёнка. Так оценивала достижения детей в учебной деятельности. И это тоже отражала в портфолио.
Данное портфолио предусматривает и оценивание достижений во внеурочной деятельности. На с. 30, 37,38, 45, 53,54, 58,59 есть разделы: «Кружки и секции, в которых я занимаюсь», «Совместные дела с моим участием», «Мои олимпиады, конкурсы, соревнования», «Мои полезные дела». Дети с помощью родителей описывали в каком кружке или секции занимается и его результат; в каком конкурсе участвовали, вкладывали свои грамоты, дипломы и т. д. .
В конце учебного года в разделе «Мои учебные достижения» дети оценивали свои достижения под рубриками «Мои победы», «Приняв участие в конкурсах и олимпиадах, мне удалось научиться», «А ещё я теперь умею», а также оценивали достижения по предметам.
Отметки в первом классе не ставятся, это знают все, но каждый ребёнок в школе, особенно в первом классе, хочет показать себя значимым, заслуживающим внимания и похвалы. Оценивать все достижения ребёнка помогает портфолио. Достижения – это успех!!! Когда есть успех – есть радость в глазах ребёнка! А что может быть важнее?
Спасибо за внимание!
Другие статьи
- Сценарий концерта, посвященный окончанию 5 класса
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Postcrossing – находка как для учителей английского языка, так и для их учеников
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- "Моя педагогическая философия"
- Метод проектирования
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- Программа "Школа-территория здоровья"
- Письмо моей любимой бабушке
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Марина Александровна! Большое спасибо за интересный материал о накопительной системе оценивания.
Сажида Хлямина, дата: 18.07.2014 в 11:38
#2 В этом году набираю первоклассников. Обязательно буду применять эту методику!Спасибо за интересную статью, Марина Александровна!
Гульнара Булатовна Ибляминова, дата: 18.07.2014 в 12:43
#3 В этом году у меня будут пятиклассники , первые по ФГОС!Спасибо за интересную статью о накопительной системе оценивания.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 10.07.2015 в 23:02
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.