Статья "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах."
Людмила Викторовна Маматова
14.04.2014
6188
0
Метод проектов
МКОУ «Красносельская СОШ»
Проектно - исследовательская деятельность в начальных классах.
Из опыта работы
учителя начальных классов
Л. В. Маматовой
учителя начальных классов
Л. В. Маматовой
2012-2013 уч. год
Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания и умению самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни, во всевозможных реальных ситуациях. «Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Начиная работать по теме: «Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах» мною была поставлена цель: выяснить, насколько проектно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности.
Перед собой я ставила задачи: - изучить теоретические основы новой технологии; - выявить наиболее приемлемые формы введения метода проектов; - разработать и осуществить учебные проекты от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным; - использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности.
Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
-давать определения понятия;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Отсюда следуют этапы организации проектной деятельности:
- думаю сам,
- читаю книги, энциклопедии,
- спрошу у взрослых,
- зайду в интернет,
- понаблюдаю,
- проведу эксперимент,
- сделаю выводы.
Проектирование можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной работе с классом. Следует отметить, что проектная деятельность тесно связана с исследовательской деятельностью. Использование метода проектов можно начинать с первого класса. Предложите ученикам творческое задание «На что похожа буква» и вы увидите, что ваши первоклассники станут настоящими исследователями, ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, смотреть, найти сходство, спросить у родителей и, наконец создать «продукт» - рисунок предмета, похожего на букву.
Учащиеся начальных классов только-только приступают к проектно-исследовательской работе, но еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. И здесь главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей, УМК «школа России» предполагает учебные проекты по всем предметам.
Работа с рубрикой «Наши проекты» во 2 классе.
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов: «Родной город (село)», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира». Легко заметить, что содержание проектов очень разнообразно, от родного края до разных стран мира. Однако выбор их тематики не случаен. Опираясь на такую тематику, можно при реализации проектов формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином России через формирование интереса и уважительного отношения к родному городу (селу), другим городам России; формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления собственной Красной книги; развитие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с профессиями родных и близких; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи через составление родословной; формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий через знакомство со странами мира.
Работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум, одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а также другие условия работы в конкретном классе. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Презентация проектов во 2 классе предусмотрена в конце каждого полугодия. Формы представления выполненного проекта значительно разнообразнее, чем в 1 классе: фоторассказ в виде книги, стенда, стенгазеты; Красная книга; рассказы о профессиях родителей, других родственников, знакомых, собранные в «Большую книгу профессий»; родословное древо. При организации работы над проектом учителю необходимо решить ряд методических задач, отличие которых от аналогичных задач в 1 классе состоит в большей степени в самостоятельности детей на всех этапах выполнения проекта:
- подготовить детей к выполнению проекта (совместная постановка цели, помощь в распределении заданий, совместное определение способов и сроков работы, формы и степени участия в ней взрослых);
- оказывать помощь в выполнении проекта (совместный поиск источников информации, советы по оформлению работы, помощь в подготовке презентации, в том числе мультимедийной);
- провести презентацию проекта (организация выступлений детей, обсуждение выступлений, помощь в оценке работы). Для фиксации результатов работы над проектом и подготовки презентации можно использовать специальные развороты в рабочей тетради. Они не заменяют собой тех форм представления проекта, которые были перечислены выше, а дополняют их, помогая выделить главное. На этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (например, фотографии, справочные сведения), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.
Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов где готова учиться и учить.
Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Начиная работать по теме: «Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах» мною была поставлена цель: выяснить, насколько проектно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности.
Перед собой я ставила задачи: - изучить теоретические основы новой технологии; - выявить наиболее приемлемые формы введения метода проектов; - разработать и осуществить учебные проекты от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным; - использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности.
Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
-давать определения понятия;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Отсюда следуют этапы организации проектной деятельности:
- думаю сам,
- читаю книги, энциклопедии,
- спрошу у взрослых,
- зайду в интернет,
- понаблюдаю,
- проведу эксперимент,
- сделаю выводы.
Проектирование можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной работе с классом. Следует отметить, что проектная деятельность тесно связана с исследовательской деятельностью. Использование метода проектов можно начинать с первого класса. Предложите ученикам творческое задание «На что похожа буква» и вы увидите, что ваши первоклассники станут настоящими исследователями, ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, смотреть, найти сходство, спросить у родителей и, наконец создать «продукт» - рисунок предмета, похожего на букву.
Учащиеся начальных классов только-только приступают к проектно-исследовательской работе, но еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. И здесь главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей, УМК «школа России» предполагает учебные проекты по всем предметам.
Работа с рубрикой «Наши проекты» во 2 классе.
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов: «Родной город (село)», «Красная книга», или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира». Легко заметить, что содержание проектов очень разнообразно, от родного края до разных стран мира. Однако выбор их тематики не случаен. Опираясь на такую тематику, можно при реализации проектов формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином России через формирование интереса и уважительного отношения к родному городу (селу), другим городам России; формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления собственной Красной книги; развитие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с профессиями родных и близких; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи через составление родословной; формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий через знакомство со странами мира.
Работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум, одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а также другие условия работы в конкретном классе. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Презентация проектов во 2 классе предусмотрена в конце каждого полугодия. Формы представления выполненного проекта значительно разнообразнее, чем в 1 классе: фоторассказ в виде книги, стенда, стенгазеты; Красная книга; рассказы о профессиях родителей, других родственников, знакомых, собранные в «Большую книгу профессий»; родословное древо. При организации работы над проектом учителю необходимо решить ряд методических задач, отличие которых от аналогичных задач в 1 классе состоит в большей степени в самостоятельности детей на всех этапах выполнения проекта:
- подготовить детей к выполнению проекта (совместная постановка цели, помощь в распределении заданий, совместное определение способов и сроков работы, формы и степени участия в ней взрослых);
- оказывать помощь в выполнении проекта (совместный поиск источников информации, советы по оформлению работы, помощь в подготовке презентации, в том числе мультимедийной);
- провести презентацию проекта (организация выступлений детей, обсуждение выступлений, помощь в оценке работы). Для фиксации результатов работы над проектом и подготовки презентации можно использовать специальные развороты в рабочей тетради. Они не заменяют собой тех форм представления проекта, которые были перечислены выше, а дополняют их, помогая выделить главное. На этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (например, фотографии, справочные сведения), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.
Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов где готова учиться и учить.
Другие статьи
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Использование ИКТ на уроках физики
- Инновации в преподавании физики.
- Сила чтения вслух на иностранном
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Веб-квест
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.