Статья "Вести из «Прекрасного далека»"
Ольга Мажарцева
03.05.2014
2191
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Вести из «Прекрасного далека»
1 июня 2011 года, в День защиты детей, состоялось заседание Круглого стола, посвященного использованию дистанционных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Гостеприимным хозяином мероприятия стал МОУ ДОД «Центр информационных технологий» в поселке Новый Свет.
Меньше всего мне бы хотелось, чтобы этот материал походил на сухой официальный отчет. Это будет противоречить той теплой и товарищеской атмосфере, в которой прошло заседание Круглого стола, ведь участие в нем приняли люди неравнодушные, люди весьма компетентные и доброжелательные, люди, искренне болеющие за важное и ответственное дело, за которым, по мнению специалистов, большое будущее. В первую очередь среди них хотелось бы отметить директора МОУ ДОД «Центр информационных технологий» И.В. Евдокимова, главного специалиста Комитета образования ГМР С.М. Мельник, руководителя Ресурсного центра дистанционного образования Т.В. Семенову, и особо – вдохновителя и организатора мероприятия, методиста МОУ ДОД «Центр информационных технологий» О.Ф. Мажарцеву.
Детская аудитория особенная, она не терпит фальши и официоза. А уж дети с особыми образовательными потребностями – так и еще взыскательнее. За этим политкорректным эвфемизмом, положа руку на сердце, скрываются человеческие драмы. Одна из самых главных – недостаток полноценного общения. Не секрет, что и многим обычным детям его тоже катастрофически не хватает, и в этом кроется проблема глобального масштаба: люди перестают быть социализированными. Это значит, что в недалеком будущем уровень взаимопонимания и доверия будет падать, и о социально сбалансированном обществе говорить будет бессмысленно.
В 2010 – 2011 учебном году в Гатчинском районе 8 семей, в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями, получили возможность стать участниками проекта «Развитие дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями». В рамках этого проекта им был выдан на время обучения ребенка в школе комплект компьютерной техники, подключен Интернет. В течение учебного года ребятам помогали дополнительно дистанционно учиться учителя надомного обучения и тьюторы Ресурсного центра. Кроме того, для детей с особыми образовательными потребностями на сайте электронного дневника http://dnevnik.ru были организованы различные проекты и конкурсы. Ученики нашего района стали активными участниками всех конкурсов и проектов, информацию об этом можно найти на сайте Ресурсного центра http://rcdo47.ru.
Дистанционные технологии обучения дают возможность детям с ограниченными возможностями (как физического, так и социально-психологического характера) получить доступ к самой широкой базе знаний. Теперь не может быть и речи о «сидении в четырех стенах» только потому, что ребенок не может самостоятельно добраться до библиотеки или учебного заведения. Весь огромный объем информации теперь круглосуточно доступен из любой точки, даже если в ней отсутствует развитая коммуникационная инфраструктура. Интернет также дает возможность детям с ограниченными возможностями общаться со сверстниками и друзьями в самых разных уголках страны и планеты. А такая возможность социализации стоит многого – ведь теперь дети активно включены в социальную жизнь, они теперь могут принять участие в разнообразных мероприятиях, отражающих многие аспекты взрослой реальной жизни.
В средствах массовой информации усиленно муссируется тема о «вреде» Интернета, «электронном избегании реальности». Но мало кто обращает внимание на то, что информационные технологии как явление значимое, сложное и многогранное, кардинально расширяют область выбора на любом поприще. А уж кто и каким образом реализует свой выбор, это дело каждого человека лично, как и дело близких ему людей. Одинокий и нелюдимый человек уходит в виртуальный мир не потому, что есть такая возможность, а потому, что это самый простой путь ощутить полнокровную жизнь, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать дружеское расположение и привязанность, то есть то, чего человек в силу тех или иных причин лишен в настоящей жизни.
Роль родителей здесь, конечно, не стоит преувеличивать. С одной стороны, дети порой гораздо быстрее и глубже осваивают новые технологии, чем их родители с «красными» университетскими дипломами. А с другой стороны, чрезмерный родительский контроль лишает детей той самой свободы выбора, заставляющей мыслить и принимать решения самостоятельно. Как всегда, лучшее – разумный баланс между «мягким» ненавязчивым контролем и предоставлением ребенку определенной свободы (в разумных пределах, конечно). Мне кажется, что для многих родителей технологии дистанционного обучения могут дать шанс перевести отношения с ребенком на качественно иной уровень. Вместо тотальной опеки и ежеминутного контроля родитель становится равным (а иногда и ведомым) партнером процесса обучения, процесса поиска знаний, процесса творчества. Отсюда уже недалеко до настоящей дружбы между родителями и детьми, которая сделает невозможным возникновение конфликтов «отцов и детей». А это результат, которого стоит добиваться.
Об этом и многом другом и говорили участники Круглого стола: учителя надомного обучения, тьюторы, руководители кружков, родители, и практически каждое выступление находило заинтересованный отклик. Этот круглый стол ещё отличался и тем, что в гости к ребятам из Гатчинского района приехала делегация детей с особыми образовательными потребностями из Кингисеппского района, которые также обучаются дополнительно дистанционно в Ресурсном центре. Делегацию возглавляла специалист Комитета образования Белая Е.В. Гости привезли замечательные подарки: мультфильмы «Сударушки», «Друзья», коллекцию роботов и вкусный пирог. В ходе работы круглого стола для детей было организовано интерактивное общение, игра «Космос», беседа о достижениях в этом учебном году. Беседу с ребятами проводила заместитель директора МОУ ДОД «Центр информационных технологий» Павлова Наталья Николаевна. Томаль Виктория рассказала об опыте участия в фестивале «Шаг на встречу». В этот году она пела песню на финальном концерте в БКЗ «Октябрьский» вместе с певицей Валерией. Балясников Дима и Хомутов Максим рассказали об участии в Международной научно-практической конференции «Информатика и проблемы устойчивого развития», на которой он заняли призовые места.
Кульминация наступила, когда участники круглого стола собрались все вместе для подведения итогов. Выступления Виктории Томаль, ученицы 9 класса МОУ «Кингисеппская СОШ» с песнями «39 трамвай», «Мир, который нужен мне», Максима Степуренко, ученика 3 класса МОУ «Гатчинская СОШ№7» с песней «Прекрасное далёко» встретили горячее одобрение, юные артисты услышали много добрых слов и пожеланий. Очень тепло прошла церемония награждения ребят, завоевавших призовые места в конкурсах и проектах РЦДО.
Вот наши достижения: Хомутов Максим, ученик 9 класса МОУ «Гатчинская СОШ№2»: 2 место в проекте «Слова - отрезалки», 1 место в конкурсе «Космос нам покоряется» в номинации «Лучший художник», 3 место в проекте «Валентинка в подарок», 2 место в областном конкурсе «Наше отечество», активный участник Интернет – фестиваля «Умник»; Степуренко Максим, ученик 3 класса МОУ «Гатчинская СОШ№7»: 1 место в проекте «Слова – отрезалки», 2 место в проектах «Зимняя сказка», «Наши любимцы», 1 место в региональном конкурсе «Космос нам покоряется», 1 место в региональном конкурсе «Праздник со слезами на глазах» в номинации «Лучший краевед», активный участник Интернет – фестиваля «Умник»; Костантинов Андрей, ученик 9 класса МОУ «Гатчинская СОШ№2»: 2 место в проекте «Валентинка в подарок», 1 место конкурс «Космос нам покоряется», номинация «Лучший художник», активный участник Интернет – фестиваля «Умник»; Гаранская Алена, ученица 5 класса МОУ «Коммунарская СОШ №3»: 1 место в проекте «Подушки», 3 место в проекте «Валентинка в подарок», 1 место в конкурсе «Космос нам покоряется», номинация «Лучший художник», 1 место в конкурсе «Праздник со слезами на глазах» номинация «Лучшая открытка — поздравление для ветерана», активный участник Интернет – фестиваля «Умник»; Балясников Дима, ученик 6 класса МОУ «Вырицкая СОШ №1»: 1 место в проекте «Зимняя сказка», 2 место в проекте «Подушки», 3 место в проекте «Наши любимцы», 2 место в конкурсе «Праздник со слезами на глазах» в номинации «Лучший краевед», активный участник Интернет – фестиваля «Умник»; Мельникова Стефания, ученица 8 класса МОУ «Вырицкая СОШ №1»: 2 место в проекте «Зимняя сказка», 3 место в проекте «Наши любимцы», 3 место в региональном конкурсе «Праздник со слезами на глазах» в номинации «Лучший краевед»; Миндыбаева Анна, ученица 9 класса МОУ «Большеколпанская СОШ»: 2 место в проекте «Наши любимцы», 3 место в проектах «Подушки», «Зимняя сказка», 3 место в конкурсе «Праздник со слезами на глазах» в номинации «Мы – правнуки Победы», 3 место в конкурсе «Космос нам покоряется» в номинации «Лучший знаток покорителей космоса»; Привалова Ульяна, ученица 8 класса МОУ «Кингисеппская СОШ»: 2 место в проекте «Наши любимцы»; Артём Бернацкий, ученик 2 класса МОУ «Кингисеппская СОШ»: 1 место в проекте «Наши любимцы»; Нефедов Владислав, ученик 2 класса МОУ «Кингисеппская СОШ»: активный участник проекта «Наши любимцы».
В заключение участники Круглого стола еще раз подчеркнули исключительную важность и перспективность технологий дистанционного обучения. Главное, чтобы фактор «железа» не возобладал над человеческой составляющей проекта, чтобы техника не подменяла живое и заинтересованное общение ребят, родителей и педагогов, необходимое для всестороннего и гармоничного развития наших детей, нашего «Прекрасного далека».
Степуренко Ольга Михайловна, мама участника
проекта «Развития дистанционного образования для детей
с особыми образовательными потребностями»
Степуренко Максима
Другие статьи
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Электронное портфолио учителя
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Я работаю с детством
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.