С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "ПОС и ФГОС"
Ольга Степанова   17.04.2014   2006   2   ФГОС
ПОС и ФГОС
 
С каждым днем мы всё больше и больше становимся очевидцами такого факта, как  перенос индивидуальной активности в Интернет. Об этом говорит  профессиональная деятельность, опосредованная дистанционными технологиями.  Этот факт также и подтверждает широкое  развитие социальных сетей-сообществ, персональных  сайтов, блогов. Просмотр новостей, кинофильмов, концертов, собраний, публикаций научных, просветительских, художественных изданий в интернет-режиме тоже  очень близки стали  каждому из нас. Это явление нашло  свое отражение и в нормативных документах системы образования России. В  ФГОС второго поколения одним из условий реализации образовательных программ общего среднего образования является создание информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. Под ИОС понимают «… комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» . При этом формула  «обучать и самому учиться в потоке жизни»  подтверждают следующие выдержки из документа: «… педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях» . Значит, и соответствии с ФГОС, в корне меняются представления о качестве педагогического труда, ведется поиск новых форм оценки образовательной деятельности учителя.  В связи с этим сейчас всё больше и больше внимания стали уделять такому понятию как персональная образовательная сфера педагога - ПОС. В первую очередь, это значит, что педагог обязан вести свою образовательную деятельность в информационно насыщенной окружающей среде. При этом ПОС не должна  ограничиваться набором технических и программных средств для реализации учебного процесса, но включать также взаимодействия в рамках сетевых сообществ различного культурного и профессионального уровня. В качестве своих компонентов ПОС включает в себя:
  • средства связи с Интернет-ресурсами как мобильный телефон или нетбук, персональный компьютер, средства беспроводного доступа по месту жительства и работы ;
  • программные средства создания контента с образовательными свойствами, а также средства идентификации пользователей и администрирования создаваемым персональным сайтом, блогом, сообществом;
  • локальную (на персональном компьютере или сервере) и распределенную (на сервисах Интернета) базы хранения информационных и образовательных материалов.
Где начинается ПОС?  Очень просто -  с момента использования  учителем  ресурсов Интернета, освоения работы с поисковыми сервисами Google, Rambler, Bing и другие, обращение к открытым цифровым образовательным ресурсам, электронным библиотекам, учебным материалам, имеющимся на сайтах образовательных учреждений или на страницах блогов. Затем могут быть созданы персональные страницы педагогов и администраторов на сайтах образовательных учреждений . Как только педагог поднимется на уровень информационной компетенции, он создает блог или персональный сайт для совместной учебной деятельности . Затем учитель уже может смело использовать аудиовизуальные средства коммуникации. Высшим уровнем владения педагогом ИКТ является неформальная деятельность в различных сетевых сообществах, что позволяет педагогу взаимодействовать с географически отдаленными коллегами. На этом этапе он уже может при необходимости создать  свое сетевое сообщество. Учитель умеет создавать и размещать учебно-методические материалы могут быть размещены на специализированных сервисах – сетевых депозитариях, позволяющих их совместное использование. Так формируется  и развивается структура ПОС, которая имеет структуру , одинаковую для всех, но разнообразную по содержанию для каждого из нас. Как профессиональная среда деятельности ПОС стимулирует развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения, выступает инструментом реализации электронного портфолио педагога и средой развития профессиональных компетенций педагога и эффективной средой  для предоставления качественного образования  участникам образовательного процесса.
Что касается своей ПОС, могу с уверенностью подтвердить, что моя ПОС состоялась. Благо, работая в Интернете, многому научилась, пополнила багаж знаний, улучшила методику преподавания. К сожалению, есть доля коллег-учителей, которые даже не умеют работать электронной почтой или же создавать медиа материалы, не говоря уже о строении собственного сайта. Об электронном портфолио  не имеют даже представления. Всё это говорит о том, что всё ещё трудности по внедрению и реализации ФГОС будут существовать. Говорят, время – лучший лекарь. Будем надеяться, что общество справится с трудностями. Непреодолимых барьеров не бывает. 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ольга, с большим удовольствием прочитала Вашу статью. Согласна, что современный учитель должен общаться с коллегами в Интернет - сообществах. Создав свой сайт, я смогла обмениваться опытом с коллегами. На любом уроке мы получили возможность выходить в Интернет для нахождения ответа на интересующий ребят вопрос. Мои четвероклассники участвовали в онлайн олимпиадах. Сравнивая возможности обучения за 32 года, я понимаю, что с приходом ИКТ, они значительно выросли. Сама участвую в форумах на многих интернет - порталах, получаю удовольствие от общения с коллегами. Являясь руководителем МО,стараюсь своих коллег приобщить к созданию ПОС, к сожалению, не всех ещё вовлекла, но всё впереди. Удачи Вам!
Наталья Билявская, дата: 28.07.2016 в 12:13  
#2 Ольга Михайловна, интересные размышления о персональной образовательной сфере педагога! Согласна с Вами в том, что уровень владения информационными компетенциями не у всех коллег одинаков. Но не думаю, что здесь прослеживается прямая взаимосвязь с трудностями реализации ФГОС.
Ольга Володина, дата: 28.07.2016 в 12:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ