Статья "ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС"
Людмила Лозяная
16.03.2014
9623
0
ФГОС
В статье раскрываются возможности использования потенциала школьного музея для реализации требований ФГОС
Ключевые слова: деятельностный подход в музейной педагогике, развитие метапредметных компетенций, проектная деятельность.
В начале 70-х годов ХХ века в средней школе №18 г. Мурома началась работа по созданию военно-патриотического музея. Зачем школе музей? Нина Григорьевна Финогенова, учитель истории, часто повторяла: «История – времен связующая нить, а музей – это хранилище истории. Ученики, воспитанные на историях о малой родине, будут и к России относиться с любовью». Не было в школе человека, который не внес бы посильный вклад в создание и развитие музея. С 70-х годов ученики и учителя, жители поселка собирали информацию по истории поселка Вербовский, материалы о вербовчанах - участниках войны и рабочих завода «Краснознаменец», эвакуированного сюда в годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда.
В музее «Память» представлены 3 постоянные экспозиции:
В начале 70-х годов ХХ века в средней школе №18 г. Мурома началась работа по созданию военно-патриотического музея. Зачем школе музей? Нина Григорьевна Финогенова, учитель истории, часто повторяла: «История – времен связующая нить, а музей – это хранилище истории. Ученики, воспитанные на историях о малой родине, будут и к России относиться с любовью». Не было в школе человека, который не внес бы посильный вклад в создание и развитие музея. С 70-х годов ученики и учителя, жители поселка собирали информацию по истории поселка Вербовский, материалы о вербовчанах - участниках войны и рабочих завода «Краснознаменец», эвакуированного сюда в годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда.
В музее «Память» представлены 3 постоянные экспозиции:
- «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют»
- «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
- «Гордость школы – наши выпускники»
С момента открытия музея прошло 40 лет. Изменилась социальная среда (поселок Вербовский стал микрорайоном г. Мурома.), информационная среда (доступны телевидение, Интернет), изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории. А музей остался. Может ли он вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые ФГОС?
Уверены, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. [1]
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести информацию музея в классы к ученикам.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет помогает понять жизнь, её смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. [2]
Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, провести экскурсию, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Ежегодно учащиеся школы № 18 выступают с исследовательскими работами на окружной краеведческой конференции «Отечество» и получают грамоты:
2011 год – Учащийся 10 класса Стекольников Максим – 3 место. Тема исследования «Лосев Виктор Васильевич – путь к Олимпу».
2012 год – Учащийся 10 класса Золин Станислав - 3 место. Тема исследования «Разин Николай Сергеевич – солдат ставший ангелом».
2013 год – Учащийся 11 класса Золин Станислав - 2 место. Тема исследования «На передовой линии тыла. Люди и судьбы».
Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
Развитие метапредметных компетенций.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. На материалах музея были созданы проекты «Наказ ветерана», «Наказ ветерана 2», «Говорят ветераны». К работе над ними побудили следующие причины:
Накоплен богатый краеведческий материал, но он не систематизирован, либо находится на бумажных носителях.
В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютер и Интернет появилась возможность чаще использовать информацию музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу.
Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. России требуются люди, готовые к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача приобщения подрастающего поколения к деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю, гордости за свое Отечество. Непосредственное общение с ветеранами, соприкосновение поколений позволит сохранить духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях, которые отстояли мир на земле.
Выполнение данного проекта способствовало формированию коллектива творчески работающих единомышленников, милосердию, памяти прошлого, заботливого отношения к ветеранам.
Оцифрованы и систематизированы материалы музея. Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам. Обеспечен широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея размещена на стендах, часть в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников.
Разрабатывается единая система хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упрощается составление поясняющих текстов для экспозиций. Расширена возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы.
Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, музейных занятий, лекций, презентаций на краеведческие темы.
Если на уроке заходит речь о каком-либо человеке или предмете, фотография которого размещена на музейном стенде, учитель вряд ли потратит 10-15 минут драгоценного учебного времени на поход в музей во время урока, а при наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ.
Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. При использовании программ Power Point, Publisher, Windows Movie Market выступления учащихся с докладами, сообщениями становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами помогает школьнику повысить самооценку. Именно на этом этапе нужна поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, или ролик, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.
Подготовлены презентации и виртуальные экскурсии по военной экспозиции музея «Память». Среди них можно выделить: «Сталинградская битва и участие в ней ветеранов-вербовчан», «Вербовчане – защитники Москвы», «Женщины – участницы Великой Отечественной войны». Виртуальные экскурсии могут использоваться в образовательном процессе на уроках истории и литературы, обществознания и физкультуры.
Электронный архив позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Активизируется поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.
Во-первых, пополнился фотоархив. Многие старожилы поселка поделились фотографиями, которые они не согласны отдать нам совсем, а вот отсканировать – пожалуйста.
Во-вторых, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково-исследовательской работы. Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их можно найти на сайтах в Интернете. А при составлении видео экскурсии хорошо использовать видеофрагменты документальных фильмов о войне, в которых показаны исторические события в действии.
В-третьих, формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.
Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Многие ученики нашей школы прошли через участие в краеведческих конференциях, слетах, олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».
Популяризируется музей. Его посещают не только ученики и учителя школы №18, но и другие образовательные учреждения и жители микрорайона и города. Информация, представленная в школьном музее, полезна и подходит для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей. Школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся). [3] особенно это характерно для поселка, где все знакомы, в школе учились 3-5 поколений одной семьи.
В перспективе планируется привлечь и увеличить музейную аудиторию, посредством размещения информации в сети Интернет. ( На школьном сайте http://school18-murom.ucoz.ru/ информация уже представлена.)
В заключении, отметим, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс. [3]
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Литература
1. Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. [Текст] //Народное образование, 1982. – № 5.
2. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. [Текст] //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29
3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся [Текст] / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
Уверены, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. [1]
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести информацию музея в классы к ученикам.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет помогает понять жизнь, её смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. [2]
Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, провести экскурсию, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Ежегодно учащиеся школы № 18 выступают с исследовательскими работами на окружной краеведческой конференции «Отечество» и получают грамоты:
2011 год – Учащийся 10 класса Стекольников Максим – 3 место. Тема исследования «Лосев Виктор Васильевич – путь к Олимпу».
2012 год – Учащийся 10 класса Золин Станислав - 3 место. Тема исследования «Разин Николай Сергеевич – солдат ставший ангелом».
2013 год – Учащийся 11 класса Золин Станислав - 2 место. Тема исследования «На передовой линии тыла. Люди и судьбы».
Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
Развитие метапредметных компетенций.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. На материалах музея были созданы проекты «Наказ ветерана», «Наказ ветерана 2», «Говорят ветераны». К работе над ними побудили следующие причины:
Накоплен богатый краеведческий материал, но он не систематизирован, либо находится на бумажных носителях.
В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения: компьютер и Интернет появилась возможность чаще использовать информацию музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу.
Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе становится наиболее актуальным в наши дни. России требуются люди, готовые к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На передний план выходит задача приобщения подрастающего поколения к деятельности, направленной на формирование активной жизненной позиции, чувства любви к Родине и уважения к историческому прошлому, к родному краю, гордости за свое Отечество. Непосредственное общение с ветеранами, соприкосновение поколений позволит сохранить духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях, которые отстояли мир на земле.
Выполнение данного проекта способствовало формированию коллектива творчески работающих единомышленников, милосердию, памяти прошлого, заботливого отношения к ветеранам.
Оцифрованы и систематизированы материалы музея. Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам. Обеспечен широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея размещена на стендах, часть в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников.
Разрабатывается единая система хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упрощается составление поясняющих текстов для экспозиций. Расширена возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы.
Учителя и ученики школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, музейных занятий, лекций, презентаций на краеведческие темы.
Если на уроке заходит речь о каком-либо человеке или предмете, фотография которого размещена на музейном стенде, учитель вряд ли потратит 10-15 минут драгоценного учебного времени на поход в музей во время урока, а при наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ.
Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. При использовании программ Power Point, Publisher, Windows Movie Market выступления учащихся с докладами, сообщениями становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами помогает школьнику повысить самооценку. Именно на этом этапе нужна поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, или ролик, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.
Подготовлены презентации и виртуальные экскурсии по военной экспозиции музея «Память». Среди них можно выделить: «Сталинградская битва и участие в ней ветеранов-вербовчан», «Вербовчане – защитники Москвы», «Женщины – участницы Великой Отечественной войны». Виртуальные экскурсии могут использоваться в образовательном процессе на уроках истории и литературы, обществознания и физкультуры.
Электронный архив позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Активизируется поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.
Во-первых, пополнился фотоархив. Многие старожилы поселка поделились фотографиями, которые они не согласны отдать нам совсем, а вот отсканировать – пожалуйста.
Во-вторых, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково-исследовательской работы. Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их можно найти на сайтах в Интернете. А при составлении видео экскурсии хорошо использовать видеофрагменты документальных фильмов о войне, в которых показаны исторические события в действии.
В-третьих, формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.
Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Многие ученики нашей школы прошли через участие в краеведческих конференциях, слетах, олимпиадах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».
Популяризируется музей. Его посещают не только ученики и учителя школы №18, но и другие образовательные учреждения и жители микрорайона и города. Информация, представленная в школьном музее, полезна и подходит для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей. Школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся). [3] особенно это характерно для поселка, где все знакомы, в школе учились 3-5 поколений одной семьи.
В перспективе планируется привлечь и увеличить музейную аудиторию, посредством размещения информации в сети Интернет. ( На школьном сайте http://school18-murom.ucoz.ru/ информация уже представлена.)
В заключении, отметим, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс. [3]
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это «включение» происходит 1 сентября в 1 классе, когда поступившие в школу дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Литература
1. Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. [Текст] //Народное образование, 1982. – № 5.
2. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. [Текст] //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29
3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся [Текст] / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
Другие статьи
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- контрольная для взрослых
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Как легко поступить в лучшие вузы страны
- Кукольный театр
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.