С нами 15420 учителей, 5268 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»"
Татьяна Веденеева   01.07.2014   1769   0   Другое

Веденеева Татьяна Анатольевна
учитель физики МБОУ "СОШ № 7" (г.Владимир)

Из опыта интеграции вопросов

здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»

    Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Поэтому ценностное отношение к здоровью у ребенка не может формироваться без участия педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.


 Конечно, здоровье учащихся определяется исходным его состоянием на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Следует заметить, что физика в школе начинает изучаться с 7- класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. При изучении предмета «ФИЗИКА» школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.

  Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без правильной организации урока, уровня его рациональности, которые определяют функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Критериями здоровьесбережения на уроке являются:

  1. Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (температура и свежесть воздуха, освещенность класса и доски, монотонные и неприятные звуковые раздражители, чистота). Уровни гигиенической рациональности урока по данному критерию можно найти в САНПИНах.

  2. Оптимальная организация учебного процесса и физической активности школьников.

  3. Разнообразие психолого-педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной деятельности педагогами:

  • Снятие эмоционального напряжения;

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке;

  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

  • Комплексное использование личностно ориентированных технологий;

  • Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
     


С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока физики.

Урок! Как его можно начать? … А если так…

Слова учителя:

Острой профессиональной наблюдательностью отличаются художники, поэтому мир, отраженный в их пейзажах, особенно ярок и многокрасочен, а отдельные явления природы проступают более явственнее. Изучить окружающий мир по картинам хорошего художника можно даже лучше, чем в натуре, ибо в пейзаже автор как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и опуская лишнее, случайное.

Всмотритесь в картину Константина Федоровича Богаевского «Корабли».

Облака, легко парят, купаясь в голубой лазури. И также плавно, как белая птица, по спокойно колышущимся синим волнам океана, скользит покрытый парусами корабль. Любуясь в Третьяковской галерее этим замечательным полотном, ощущаешь себя участником этого праздника природы.
А теперь отвлечемся от живописи и посмотрим на картину глазами физика – исследователя.

Ветер раздувает паруса корабля, скользящего вдали к берегу. Давайте попытаемся оценить скорость ветра, который раздувает паруса корабля. Мы не первые задаемся вопросом оценки скорости ветра. Еще в 1806г. английский адмирал Френсис Бофорт разработал 12 - бальную шкалу для приближенной оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению в открытом море.

Итак, взгляните на картину, опишите волнение на море и оцените скорость ветра по характеру этого волнения. А в помощь вам шкала Бофорта.

Итак, каково волнение на море в картине Константина Федоровича Богаевского?

Ответ учащихся:

волнение на море легкое, изредка на гребнях волн образуются маленькие белые барашки. Это, согласно шкале Бофорта, соответствует умеренному бризу, скорость которого 5,5 – 7,9 м/с.

Слова учителя:

Совершенно верно! Дневной бриз дует с моря на берег. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море. Ночью картина меняется на противоположную: ветер дует с берега в сторону моря и помогает парусным судам отправляться в плавание.

« Удивительный каприз: в море балом правит бриз!»

Вот так нестандартно можно подойти к формулировке темы урока. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
 


Каждый ребенок – носитель неповторимого жизненного опыта; он стремится к раскрытию собственного потенциала, к самоопределению и к самоизменению.
  • Созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулированию учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • созданию педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • созданию обстановки для естественного самовыражения ученика.

способствует поиск ответа на проблемный вопрос

Тема урока

Проблемный вопрос

Без угольного ушка и единого стежка!

Как же стало возможным получение шляп без угольного ушка и единого стежка?

Удивительный каприз: в море балом правит бриз!

Каков механизм возникновения берегового бриза, как дневного, таки ночного?

Дерзновению подобно!

Как в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов люди могли транспортировать Гром камень – массой более 1000 т на расстояние большое расстояние?

Землю – матушку не сдвинул.

И в сырой землице сгинул…

Почему же Святогор – богатырь, прикладывая к Земле огромную силу, угряз в ней?

Спутники розы: восхищение и слезы!

Чем вызваны болевые ощущения от укола шипом розы?

Данные проблемные вопросы уроков

вытекают непосредственно из темы урока

    Но проблемный вопрос может быть результатом самостоятельной мыслительной деятельности:

  1. Звонко тетива звенит,

И стрела вперед лети

  1. Пас, удар, игрок стоит,

Ну, а мяч вперед летит

  1. Старичок домой идет

И колясочку везет

Проанализируйте примеры, что между ними общего?

 

Поиск ответа на проблемные вопросы осуществляется путем чередования различных методов обучения, также способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда учащиеся превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: свободная беседа, выбор способа действия, способа творчества, обсуждение в группах, дискуссия, ученик – как исследователь, методы направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

 

 

 


Однообразность урока способствует утомлению учащихся. И наоборот частые смены одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. При организации урока обращаю внимание на чередование видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, решение задач и др. и чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
 


Очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. В содержание учебного материала предмета «ФИЗИКА» включаются вопросы ЗОЖ, изучение которых способствует сохранению здоровья ученика, формированию убеждения о ценности своего здоровья. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
    Например, говоря о явлении инерции, целесообразно коснуться вопроса о выполнении правил дорожного движения. При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов.

 


Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Предпочтение отдается упражнениям для утомляемых групп мышц.

Преобладающий вид деятельности

Упражнения для …

ПИСЬМО

  • Снятия общего или локального утомления

  • Кистей рук

ЧТЕНИЕ

  • Глаз

СЛУШАНИЕ И ГОВОРЕНИЕ

  • Слуха

      Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например,

Представьте, что вы – заряженные частицы, которые пока нет электрического тока, колеблются около своих мест (ученики колеблются). Возникает электрический ток и заряженные частицы придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Пусть доска заряжена отрицательно, противоположная стена ей – положительно (ученики начинают двигаться от стены к доске медленно с вытянутыми руками). Направление тока меняется от доски к стене (дети поворачиваются и движутся к своему месту).


В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу сохранения здоровья школьников в условиях использования ИКТ.

Психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход.

  • Мультимедийная презентация как интеграция текстовой информации и мультимедиа делает процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно – образное мышление учащихся. Включение в мультимедийный конспект необходимых иллюстраций, анимаций, виртуального эксперимента способствует созданию у учащихся «образа физических явлений», способствует более интенсивной организации учебного процесса, делает урок ярким, запоминающимся, понятным для учащихся. 
  • Компьютерные имитационные модели позволяют обеспечит организацию учебной деятельности с разной степенью самостоятельности. Для проведения классных компьютерных лабораторных работ и самостоятельных практических работ, прежде всего, разрабатываются соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ, в которых задания располагаются по мере возрастания их сложности: вначале простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера.
  • А если ребятам приходится работать с большими объемами информации, то именно в коллективном творчестве они обсуждают варианты поиска информации, последовательность ее размещения в пределах выполнения творческого проекта.Такой вариант работы для этих учащихся комфортен, они избавляются от ненужных волнений.

    Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
  При разработке плана урока необходимо учитывать, что непрерывная длительность работы учащихся за компьютером не должна превышать:

30 минут – для учащихся 10 – 11 классов

25 минут – для учащихся 8- 9 классов

20 минут – для учащихся 7 классов


Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Ребенку должно быть интересно и на уроке, и дома при выполнении домашнего задания. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы превращаются в прах … если нет детского желания учиться». Домашнее задание должно быть таким, чтобы оно постоянно поддерживало желание детей хорошо учиться. Домашнее задание не сводится к заучиванию параграфов учебника и решению задач. Оно дифференцированно, учитывает индивидуальные возможности учащихся.Например,задание на дом может иметь следующий вид:

ДЛЯ ВСЕХ:

I. Страница 16 -17 учебника в помощь опорный конспект урока

II. Экспериментальное задание: Наэлектризуйте пласстмасовую расческу или линейку путем трения о волосы или сукно. Поднесите, наэлектризованное тело к надутому воздушному шарику, подвешенному на длинной шелковой нити уменьшая постепенно расстояние между ними. Результаты оформить в виде следующего отчета

НА ВЫБОР

  • Пополните список области применения электрического поля:
                             1. ЭЛЕКТРОВОРСОВАНИЕ

                             2. …

и подготовьте небольшое сообщение об одной из «профессий» электрического

поля (кроме электроворсования)

или

  • Задача маляра, предложенная для решения Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону

На заводе нужно было покрасить трубы, применив распылитель.

- Как я ни старался,- говорил маляр,- но окрашенной оказывалась только часть трубы, в лучшем случае, чуть побольше половины. Чтобы покрасить вторую половину надо трубу повернуть. А это сделать нельзя.

- По – моему, задача невозможная, уважаемый Холмс, - сказал доктор Ватсон. Ведь каждому понятно, если мы красим одну грань куба, то все остальные не будут окрашены.

- И все же способ есть,- парировал Холмс.

Как окрасить трубу, не поворачивая ее?
 


На уроке ребенок испытывает массу эмоций, переживаний, ощущений. Не менее важно предоставить ему возможность их оценить. Например: предлагаю оценить по 6 - ти бальной шкале насколько ребятам во время совместной работы со мной на уроке было

  • Трудно?

  • Интересно?

  • Комфортно?


     Уроки должны быть разнообразными. Для меня урок единое законченное произведение, которое должно быть интересно каждому ученику и здоровьесберегающим для каждого из них. Главным критерием здоровьесберегающим урока, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.