Статья "Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»"
учитель физики МБОУ "СОШ № 7" (г.Владимир)
Из опыта интеграции вопросов
здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Поэтому ценностное отношение к здоровью у ребенка не может формироваться без участия педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
-
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
-
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
-
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
-
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
-
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным его состоянием на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Следует заметить, что физика в школе начинает изучаться с 7- класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. При изучении предмета «ФИЗИКА» школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.
Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без правильной организации урока, уровня его рациональности, которые определяют функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Критериями здоровьесбережения на уроке являются:
-
Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (температура и свежесть воздуха, освещенность класса и доски, монотонные и неприятные звуковые раздражители, чистота). Уровни гигиенической рациональности урока по данному критерию можно найти в САНПИНах.
-
Оптимальная организация учебного процесса и физической активности школьников.
-
Разнообразие психолого-педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной деятельности педагогами:
Снятие эмоционального напряжения;
Создание благоприятного психологического климата на уроке;
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
Комплексное использование личностно ориентированных технологий;
Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
С первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока физики.
Урок! Как его можно начать? … А если так…
Слова учителя:
Острой профессиональной наблюдательностью отличаются художники, поэтому мир, отраженный в их пейзажах, особенно ярок и многокрасочен, а отдельные явления природы проступают более явственнее. Изучить окружающий мир по картинам хорошего художника можно даже лучше, чем в натуре, ибо в пейзаже автор как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и опуская лишнее, случайное.
Всмотритесь в картину Константина Федоровича Богаевского «Корабли».
Облака, легко парят, купаясь в голубой лазури. И также плавно, как белая птица, по спокойно колышущимся синим волнам океана, скользит покрытый парусами корабль. Любуясь в Третьяковской галерее этим замечательным полотном, ощущаешь себя участником этого праздника природы.
А теперь отвлечемся от живописи и посмотрим на картину глазами физика – исследователя.
Ветер раздувает паруса корабля, скользящего вдали к берегу. Давайте попытаемся оценить скорость ветра, который раздувает паруса корабля. Мы не первые задаемся вопросом оценки скорости ветра. Еще в 1806г. английский адмирал Френсис Бофорт разработал 12 - бальную шкалу для приближенной оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению в открытом море.
Итак, взгляните на картину, опишите волнение на море и оцените скорость ветра по характеру этого волнения. А в помощь вам шкала Бофорта.
Итак, каково волнение на море в картине Константина Федоровича Богаевского?
Ответ учащихся:
волнение на море легкое, изредка на гребнях волн образуются маленькие белые барашки. Это, согласно шкале Бофорта, соответствует умеренному бризу, скорость которого 5,5 – 7,9 м/с.
Слова учителя:
Совершенно верно! Дневной бриз дует с моря на берег. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море. Ночью картина меняется на противоположную: ветер дует с берега в сторону моря и помогает парусным судам отправляться в плавание.
« Удивительный каприз: в море балом правит бриз!»
Вот так нестандартно можно подойти к формулировке темы урока. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
-
Созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-
стимулированию учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
-
созданию педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
-
созданию обстановки для естественного самовыражения ученика.
способствует поиск ответа на проблемный вопрос
Тема урока |
Проблемный вопрос |
Без угольного ушка и единого стежка! |
Как же стало возможным получение шляп без угольного ушка и единого стежка? |
Удивительный каприз: в море балом правит бриз! |
Каков механизм возникновения берегового бриза, как дневного, таки ночного? |
Дерзновению подобно! |
Как в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов люди могли транспортировать Гром камень – массой более 1000 т на расстояние большое расстояние? |
Землю – матушку не сдвинул. И в сырой землице сгинул… |
Почему же Святогор – богатырь, прикладывая к Земле огромную силу, угряз в ней? |
Спутники розы: восхищение и слезы! |
Чем вызваны болевые ощущения от укола шипом розы? |
Данные проблемные вопросы уроков вытекают непосредственно из темы урока |
Но проблемный вопрос может быть результатом самостоятельной мыслительной деятельности:
И стрела вперед лети |
Ну, а мяч вперед летит |
И колясочку везет |
Проанализируйте примеры, что между ними общего? |
Поиск ответа на проблемные вопросы осуществляется путем чередования различных методов обучения, также способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда учащиеся превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: свободная беседа, выбор способа действия, способа творчества, обсуждение в группах, дискуссия, ученик – как исследователь, методы направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
Однообразность урока способствует утомлению учащихся. И наоборот частые смены одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. При организации урока обращаю внимание на чередование видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, решение задач и др. и чередование видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
Очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. В содержание учебного материала предмета «ФИЗИКА» включаются вопросы ЗОЖ, изучение которых способствует сохранению здоровья ученика, формированию убеждения о ценности своего здоровья. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Например, говоря о явлении инерции, целесообразно коснуться вопроса о выполнении правил дорожного движения. При изучении резонанса очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Предпочтение отдается упражнениям для утомляемых групп мышц.
Преобладающий вид деятельности |
Упражнения для … |
ПИСЬМО |
|
ЧТЕНИЕ |
|
СЛУШАНИЕ И ГОВОРЕНИЕ |
|
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например,
Представьте, что вы – заряженные частицы, которые пока нет электрического тока, колеблются около своих мест (ученики колеблются). Возникает электрический ток и заряженные частицы придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Пусть доска заряжена отрицательно, противоположная стена ей – положительно (ученики начинают двигаться от стены к доске медленно с вытянутыми руками). Направление тока меняется от доски к стене (дети поворачиваются и движутся к своему месту).
В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором. Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу сохранения здоровья школьников в условиях использования ИКТ.
Психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход.
- Мультимедийная презентация как интеграция текстовой информации и мультимедиа делает процесс познания более привлекательным из-за красочности компьютерной графики, позволяет лучше развивать наглядно – образное мышление учащихся. Включение в мультимедийный конспект необходимых иллюстраций, анимаций, виртуального эксперимента способствует созданию у учащихся «образа физических явлений», способствует более интенсивной организации учебного процесса, делает урок ярким, запоминающимся, понятным для учащихся.
- Компьютерные имитационные модели позволяют обеспечит организацию учебной деятельности с разной степенью самостоятельности. Для проведения классных компьютерных лабораторных работ и самостоятельных практических работ, прежде всего, разрабатываются соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ, в которых задания располагаются по мере возрастания их сложности: вначале простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера.
- А если ребятам приходится работать с большими объемами информации, то именно в коллективном творчестве они обсуждают варианты поиска информации, последовательность ее размещения в пределах выполнения творческого проекта.Такой вариант работы для этих учащихся комфортен, они избавляются от ненужных волнений.
Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
При разработке плана урока необходимо учитывать, что непрерывная длительность работы учащихся за компьютером не должна превышать:
30 минут – для учащихся 10 – 11 классов
25 минут – для учащихся 8- 9 классов
20 минут – для учащихся 7 классов
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Ребенку должно быть интересно и на уроке, и дома при выполнении домашнего задания. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы превращаются в прах … если нет детского желания учиться». Домашнее задание должно быть таким, чтобы оно постоянно поддерживало желание детей хорошо учиться. Домашнее задание не сводится к заучиванию параграфов учебника и решению задач. Оно дифференцированно, учитывает индивидуальные возможности учащихся.Например,задание на дом может иметь следующий вид:
ДЛЯ ВСЕХ:
I. Страница 16 -17 учебника в помощь опорный конспект урока
II. Экспериментальное задание: Наэлектризуйте пласстмасовую расческу или линейку путем трения о волосы или сукно. Поднесите, наэлектризованное тело к надутому воздушному шарику, подвешенному на длинной шелковой нити уменьшая постепенно расстояние между ними. Результаты оформить в виде следующего отчета
НА ВЫБОР
-
Пополните список области применения электрического поля:
1. ЭЛЕКТРОВОРСОВАНИЕ
2. …
и подготовьте небольшое сообщение об одной из «профессий» электрического
поля (кроме электроворсования)
или
-
Задача маляра, предложенная для решения Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону
На заводе нужно было покрасить трубы, применив распылитель.
- Как я ни старался,- говорил маляр,- но окрашенной оказывалась только часть трубы, в лучшем случае, чуть побольше половины. Чтобы покрасить вторую половину надо трубу повернуть. А это сделать нельзя.
- По – моему, задача невозможная, уважаемый Холмс, - сказал доктор Ватсон. Ведь каждому понятно, если мы красим одну грань куба, то все остальные не будут окрашены.
- И все же способ есть,- парировал Холмс.
Как окрасить трубу, не поворачивая ее?
На уроке ребенок испытывает массу эмоций, переживаний, ощущений. Не менее важно предоставить ему возможность их оценить. Например: предлагаю оценить по 6 - ти бальной шкале насколько ребятам во время совместной работы со мной на уроке было
Трудно?
Интересно?
Комфортно?
Уроки должны быть разнообразными. Для меня урок единое законченное произведение, которое должно быть интересно каждому ученику и здоровьесберегающим для каждого из них. Главным критерием здоровьесберегающим урока, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
- В предверии юбилея школы
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Инновации в преподавании физики.
- Ах, лето!
- Юбилей школы
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
- Программа "Школа-территория здоровья"
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Как стать хорошим педагогом?
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки