С нами 14072 учителя, 5009 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Каким должен быть идеальный учитель?
Просмотров: 3733, дата: 17.05.2015, автор: Эльвие Алимова

Добренький учитель или злая училка? Каким должен быть идеальный учитель?

Когда мы учились в школе и любили жаловаться на злых училок, которые «задолбали» уже своими двойками, ответ на вопрос: «Каким должен быть учитель, казался нам очевидным. Мы даже, помнится, как-то писали сочинение на тему «Идеальный учитель».  Конечно, он должен быть добрым! Чтобы двойки не ставил и не орал, чтобы к доске поменьше вызывал, и чтобы еще интересно было на уроке. Милый, хороший, всегда улыбается, никогда не ругается и домашнее задание не задает. Пожалуй, вот и весь портрет идеального педагога в глазах детей.

Но все мы выросли и многие из нас столкнулись с педагогикой: кто-то стал школьным учителем, кто-то репетитором, а кто-то и преподавателем в университете. Но, наверное, у каждого из тех, кто все-таки выбрал для себя стезю преподавания возникал вопрос: «Так каким же должен быть хороший учитель? А каким не должен быть учитель? Какой метод преподавания выбрать?»

Каким должен быть учитель?

И многие, думаю, по молодости наступали на одни и те же грабли.

Демократический метод преподавания считается сейчас наиболее популярным. И, конечно, многие молодые преподаватели хотят соответствовать образу того самого доброго учителя из своего детства. С хорошими оценками, без криков… и кажется, что это идеальная модель поведения, пока… пока не сталкиваешься с вопросом дисциплины.

Что же происходит с молодыми «добрыми» учителями в школе? Попав в детскую стаю, они оказываются «съеденными» теми самыми детьми. Не верите? Загляните к такому учителю в класс, где дети стоят на ушах, кричат, занимаются своими делами, а несчастный преподаватель в попытках по-доброму их остановить хватается за голову, готовый уже разрыдаться. И, наоборот. Казалось бы, у злой и мерзкой истеричной училки все дети сидят по стойке смирно: ни один не пикнет, рты закрыты и царит гробовая тишина.

Почему так выходит? Что мы делаем не так? Какими качествами должен обладать учитель?

Прежде всего, стоит разобраться, кто вообще идет в учителя. Среди учителей часто встречаются кожно-зрительные учительницы и учителя с анальным вектором. Первые – создательницы культуры, поэтому идут в школу, чтобы «учить детей прекрасному». Часто это преподаватели начальной школы, а также русского, литературы, иностранного языка, МХК. Такие учительницы чувствуют учеников на тонком уровне, очень внимательны, отзывчивы и зачастую интуитивно верно выбирают необходимый стиль преподавания. Однако, среди таких часто встречаются и обратные примеры: истеричные, зацикленные лишь на себе, страдающие любовью к нерациональному ограничению. «Иванов, сядь прямо! Лисицына, ты куда полезла? Васильев, рот закрой! Баранов, чего копаешься?» И страшно пошевелиться у такой учительницы на уроке: такой крик поднимет, что боже упаси. И школьники ее ненавидят и боятся, однако предмет учат.

Каким должен быть идеальный учитель?

Учителя с анальным вектором выполняют в школе свою природную функцию, ведь им от природы дана тяга к детям и желание передавать знания последующим поколениям. А в преподавании им отлично помогут еще и такие качества, как великолепная память, чувство справедливости и внимательность к деталям. Анально-зрительные педагоги – это зачастую как раз те самые «добрые учителя», а если у них еще нет кожного вектора, или кожные свойства не развиты, они не умеют ограничивать детей и держать дисциплину на уроке.

Наша зрительная ошибка состоит в том, что мы не до конца понимаем значение демократического метода преподавания. Мы часто по-зрительному полагаем, будто «демократия» — это полное попустительство и хаос. Мы же по-зрительному ошибаемся, будто одной добротой можно пронять учеников , забывая о том, что школа – это своеобразная модель первобытной саванны. По-анальному бросаемся в крайности: если не утопичная атмосфера доброты и всепрощения, то жесткая тирания.

Задумываясь о том, каким должен быть настоящий учитель, мы забываем о том, каким бывает настоящий ученик. Даже если он не в стае, а один, и вы приходите заниматься с ним не в школу, а домой.

Главные ошибки, которые совершают молодые учителя и репетиторы:

1. Мы, анально-зрительные учителя, оцениваем детей через себя и формируем какие-то свои ожидания. А ожидания у нас у всех одни и те же. Уж мы-то знаем, как должен вести себя ученик в школе! Дети должны быть послушными, детям должно быть интересно то, что кажется интересным нам. Дети будут себя хорошо вести, если быть с ними «добрым». А самая главная ошибка, которая встречается у молодых учителей и репетиторов… Почему-то мы часто полагаем, будто если стать другом ученику (или ученикам), он (или они) полюбит твой предмет, будет хорошо учиться и идеально себя вести.

Учитель, какой он?

Как бы не так! Учителя-то такого, может, дети и полюбят, но дисциплина от этого не улучшится… и знания в предмете тоже. Да еще и на шею сядут «доброму» педагогу-другу. По Интернету столько видео гуляет, где дети то голыми прибегают в класс к учительнице, то посылают ее матом, то еще что… Как следствие у анального учителя – обида. Учитель разочаровывается в детях вообще, начинает считать их чуть ли не монстрами. И ладно, если бы такой педагог ушел из школы: нет, он часто становится этаким местным деспотом и тираном, кричащим пугалом, которого ученики не столько боятся, сколько презирают. И это иллюстрация к тому, каким не должен быть учитель.

Я помню анально-зрительного учителя рисования, которому дали кличку Карандаш. Не смотря на то, что он ругался, дисциплину держать он просто не умел. Ученики же над ним просто-напросто издевались: плевали ему на стул, кидались в него бумажками, ходил даже слух о том, как какой-то подросток подкараулил Карандаша на улице и набросился на него с кулаками. Значит, и крики не помогают в обучении?

2. Мы теряем из виду тот факт, что все дети – разные. И что кто-то от природы послушен и любознателен (анально-зрительные дети), а кто-то не может спокойно усидеть на месте и пяти минут (кожные и уретральные ребята ). А мы ставим в пример одних и ущемляем других, пытаясь всех равнять под одну гребенку.

3. Мы забываем и о том, что наступает момент, когда милые детки, которые еще вчера с интересом нас слушали и решали задачки, входят в пубертатный возраст, когда их сносит в нижние векторы, и теряют интерес к учебе совсем. Желание ранжироваться среди сверстников полностью затмевает желание учиться. Авторитет учителя теряется, если он не понимает потребностей подростков, а продолжает упорно гнуть свою линию.

Хороший учитель.. какой он? К Не тот, который пытается всем понравиться и строит из себя «добренького» преподавателя. Ведь многие из анально-зрительных учителей, обладающих с детства комплексом «хорошего мальчика» и комплексом «хорошей девочки», и будучи педагогом продолжают гнаться за всеобщей любовью (в частности любовью детей), со страхом в глазах пытаются всем угодить. А тот, кто осознает свои и чужие нехватки. Человек рефлексирующий, анализирующий себя и остальных.

Каким же должен быть идеальный учитель? Прежде всего – трезво оценивающим своих учеников. Не витающим в облаках и мечтах о том, что школьники внезапно станут такими, каким нам их хочется видеть. А видящим, кто перед ним, и понимающим, как вести себя с тем или иным ребенком. 

Каким должен быть настоящий учитель?

На кого не следует ругаться, а кого не мешало бы приструнить? Кому стоит дать побольше времени на размышление, а кого подгонять? Кому дать возможность выговориться, а от кого не требовать многословности? На кого подействует наказание, кому оно принесет травму, а кого спровоцирует? На кого нужно пожаловаться родителям, а на кого не стоит? Ситуаций множество… тысячи! Попробуй их разбери в раз!



zvukofrenia.ru/professionaljnyj-vzgljad/dobrenkij-uchitel-ili-zlaya-uchilka-kakim-dolzhen-byt-idealnyj-uchitel/

Как Вы думаете, каким должен быть идеальный учитель?
Какими качествами он должен обладать?

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Профессионализм, доброта, любовь к детям и искреннее желание быть учителем всегда!Спасибо, мне понравился Ваш блог.
Валентина Титова, дата: 17.05.2015 в 21:55  
#2 Идеальный учитель тот, кто любит школу и учеников!
Ирина Щербакова, дата: 17.05.2015 в 21:58  
#3 Доброта, понимание, любовь к детям, профессионализм, треугольник: учитель, ученик, родитель - это и есть идеальный учитель! Замечательный блог!
Эльвира Литвинова, дата: 17.05.2015 в 22:09  
#4 Профессионализм, любовь к детям и своей профессии, доброта, понимание, скромность, культура - качества присущие идеальному учителю. Замечательный блог! Спасибо!
Галина Владимировна Комарова, дата: 17.05.2015 в 22:32  
#5 Думаю, что идеальный учитель должен понимать детей, иметь индивидуальный подход к каждому учащемуся и их родителям. Спасибо за очень интересный блог, который заставляет задуматься о взаимоотношениях: учитель-ученик-родитель.
Гульнара Айтуганова, дата: 17.05.2015 в 22:34  
#6 У вас прекрасное понимание о настоящем учителе. Согласна с вашими доводами, полностью поддерживаю мнение коллег, нет слов, прекрасный блог. Спасибо.
Наталья Чубаева, дата: 17.05.2015 в 22:43  
#7 Как Нестор Петрович Северцев, знающий и любящий сой предмет, нашедший подход к каждому ученику.
Татьяна Образцова, дата: 17.05.2015 в 23:42  
#8 Мне нравится замечательное высказывание Л.Толстого: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец , мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, - он совершенный учитель". Я считаю, что учитель - центральная фигура в школе. От учителя зависит образование народа. Хороший учитель должен располагать к себе людей. Считаю, что всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных. Учитель - наставник, учитель - пример для своих учеников. Нужно выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются учениками. Спасибо Вам за интересную тему для размышления.
Ксения Счастливая, дата: 18.05.2015 в 8:49  
#9 Тема очень актуальна. Разные учителя - разные ученики.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 18.05.2015 в 12:01  
#10 Сегодня был проведен коучинг для учителей предметников, преподающих в пятых классах. Учителя в ходе групповой работы создали свой портрет идеального ученика. Презентация прошла с хорошим настроем, без особого напряжения. Учителя сокрушались, что не все ученики такие идеальные... Портрет учителя тоже порадовал: эрудированный, ответственный, понимающий, справедливый... После конструктивного диалога пришли к единому мнению, что ученики всегда похожи на своих учителей, если учитель идеален, то ученик будет стремиться подражать ему. Рефлексия показала, что коучинг понравился, люди получили полезную информацию по групповой работе.Понимать, что подходы в обучении и преподавании надо менять в соответствии с мировыми тенденциями, вносить изменения в методическую работу школы. Учителя должны знать основные барьеры в преподавании и формы их преодоления.
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 19:45  
#11 Хороший совет. Спасибо. Постараюсь в своей работе побольше применять групповых методов.
Эльвие Алимова, дата: 19.05.2015 в 22:36  
#12 Идеальный учитель - образ, к которому стремишься, но нельзя достичь. Если уже стал идеалом, то к чему стремиться?
Евгения Брашко, дата: 20.05.2015 в 19:58  
#13 Спасибо за интересную информацию. Есть, над чем подумать!Считаю, что учитель(как и любой профессионал)не может быть идеальным. А вот быть хорошим(возможно, отличным)непременно должен стремиться!
Людмила Запольских, дата: 23.06.2015 в 17:15  
#14 Сегодня в Минобрнауки России прошло очередное заседание Комиссии по разработке и реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников. Обсуждали практики внедрения механизмов эффективного контракта с учителями и директорами школ в регионах, а также разработку и реализацию мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога.
Елена Ваторопина, дата: 01.07.2015 в 4:43  
#15 Мероприятие прошло под руководством первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк. С докладами выступили представители Минобрнауки РФ: директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Андрущак и начальник отдела Департамента информационной политики Мария Муркова. "В рамках заседания обсудили наиболее успешные практики внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями общеобразовательных организаций в регионах России, а также разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога", - сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Елена Ваторопина, дата: 01.07.2015 в 4:43  
#16 Как уточняют в министерстве, переход к эффективному контракту – одна из целей общей подпрограммы. Благодаря ее реализации "в школах должна быть организована эффективная кадровая политика, которая обеспечит сбалансированные расходы в сфере общего образования в среднем и долгосрочном периоде". По словам Григория Андрущака, на данный момент можно выявить позитивные тенденции в связи с его внедрением. Так, в 59 регионах России увеличилась численность молодых педагогов в возрасте от 25 до 35 лет.
Елена Ваторопина, дата: 01.07.2015 в 4:44  
#17 - Социологические опросы демонстрируют минимальную долю педагогов, которые хотят сменить работу, – отметил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза. – Это около 14%, и в 2 раза ниже, чем в целом по российской экономике. Вторым вопросом обсуждения стала реализация подпрограммы "Повышение престижа профессии". Мария Муркова рассказала о планах работы на текущий год. По ее словам, в 2015 году будут разработаны тематические ролики социальной рекламы, которые будут распространены в социальных сетях, на официальном портале Минобрнауки России и предложены для демонстрации в эфире региональных телеканалов. - Наша задача создать качественное видео, чтобы его смотрели, копировали, чтобы им делились в сети, тем более нам действительно есть, что показать о социальной значимости учителей, – отметила начальник отдела Департамента информационной политики Минобрнауки РФ.
Елена Ваторопина, дата: 01.07.2015 в 4:44  
#18 Также, в рамках реализации программы «Повышение престижа профессии» пройдут акции в социальных сетях, особое внимание будет уделяться проведению профессиональных конкурсов. Среди предложений – привести все существующие соревнования педагогов к единому графику, а также организовать конкурс международного уровня. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций была утверждена Ольгой Голодец 28 мая 2014 года. В состав комиссии входят четыре подкомиссии, каждая из которых вырабатывает предложения в различных областях: Профессиональный стандарт "Педагог" – педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования, "Модернизация педагогического образования", "Эффективный контракт" и "Повышение престижа профессии".
Елена Ваторопина, дата: 01.07.2015 в 4:45  
#19 Спасибо за актуальную, интересную тему, которую Вы затрагиваете в своем блоге! Идеальный учитель стремится быть ответственным, трудолюбивым, добрым, понимающим и любящим детей, свою работу, настойчивым, все время движущимся вперед!
Ирина Матюшина, дата: 08.08.2015 в 10:27  
#20 Так каким должен быть настоящий учитель? В первую очередь он, несомненно, должен любить и уважать своих подопечных, обладая при этом недюжей выдержкой и терпением. В своей работе учитель должен руководствоваться двумя принципами – не навреди и не делай за ученика его работу. Учитель должен лишь мягко направлять наставлять, подсказывать и вдохновлять своих учеников, но ни в коем случае не делать за них какую-либо работу. В противном случае ученик не сможет ничему научиться, а время и труды учителя пойдут прахом.
Елена Шевцова, дата: 14.01.2016 в 23:58  
#21 Коллеги, приглашаю вас почитать педагогические притчи и поразмышлять над нашей миссией Учителя: uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2687
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.