С нами 17173 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
25 мая - День филолога в России
Просмотров: 1298, дата: 23.05.2015, автор: Юлия Пасынок
25 мая - День филолога – это праздник тех людей, кто посвятил свою жизнь филологии. Он объединяет все филологические профессии: учителей и преподавателей разных языков, лингвистов, литераторов, литературоведов, переводчиков, библиотекарей и всех тех, чья профессия связанна с языками, а также выпускников и учащихся в вузах на филологических факультетах. Рассмотрим историю этого историю этого праздника и узнаем что же такое филология.

История дня филологии

Филология – это наука, изучающая различные письменные тексты, и на их основе – историю и культуру общества.

Как наука, филология сформировалась в Европе еще в XVII веке. Есть предположение, что эта наука возникла еще в Древней Греции и Индии. Предшествовала ей наука, изучающая язык, философию, историю и культуру.

В России словесные науки стали называться филологическими только в XIX веке. Термин «филология» вошел в широкие массы со специальным журналом для ученых «Филологические записки», который издавался в России под редакцией А.А. Хорванского в 1860 году.

Понимание слова «филология» как науки менялось. В наше время ее понимают, как науку, обобщающую культуру, литературу, историю и язык народа. День филологии посвящен этой замечательной науки и история дня филологии переплетается с появлением и развитием данной науки.
 
В систему знаний филология перерастает в европейской науке в период Ренессанса, когда изучение античного мира, а несколько позднее и толкование библии превращаются в политическое оружие, в орудие борьбы с феодальным мировоззрением. XVI—XVIII вв. — период расцвета классической филологии в европейской науке (крупнейшие деятели — Юлий Цез. Скалигер (Julius Caesar Scaliger, 1484—1558) и сын его Иосиф Юстус Скалигер (Joseph Justus Scaliger, 1540—1609), Робер и Анри Этьен-Стефаннос (Robert Estienne, 1503—1559, Henri Estienne, 1528—1598), Казаубон (Isaak Casaubon, 1559—1614), Меланхтон (Philipp Melanchton, 1497—1560), Юст Липсий и мн. другие гуманисты); он совпадает с началом развития восточной филологии (сперва преимущественно семитологии — крупнейшие деятели Рейхлин (Iohann Reuchlin, 1455—1522), позднее Буксторфы (Iohannes Buxtorf, 1564—1629, Iohanne Buxtorf, 1599—1664), Лудольф (Hiob Ludolf, 1624—1704) и мн. др.). Вместе с тем рост национального самосознания, связанный с формированием европейских наций в период первоначального накопления, вызывает — раньше всего в наиболее передовых экономически странах Европы: Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Англии, значительно позднее в Германии, в славянских странах — с одной стороны, филологическую обработку национальных языков (начало неофилологии — деятельность П. Бембо (Pietro Bembo, 1470—1547), Фр. Фортунио (Gianfrancesco Fortunio, XVI в.), Лод. Дольче (Lodovico Dolce, 1508—1568) — в Италии; Ж. Дюбуа (Jacques Dubois, 1478—1555) или Сильвиуса, Л. Мейгре (Louis Meigret, 1510—1560), Пьера де ла Раме, или Рамуса (Pierre de la Ramee, 1515—1572), Робера и Анри Этьен — во Франции; Ант. де Небриха (Elio Antonio de Nebricha, 1444—1533) — в Испании; Драйдена (J. Dryden, 1631—1700) и Джонсона (Samuel Johnson, 1709—1784) — в Англии; Шоттелиуса (J. G. Schottelius, 1612—1676), Лейбница (G. W. Leibniz, 1646—1716), Готтшеда (J. C. Gottsched, 1700—1766) — в Германии; Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова — в России), с другой — рост интереса к национальным древностям и в связи с этим развитие национальных филология — в частности германской филологии (крупнейшие деятели — Ф. Юний (Franciscus Junius, 1589—1677) — в Нидерландах и Англии; Ламберт тен-Кате (Lambert Hermans ten Kate, 1674—1731) — в Нидерландах; Дж. Хикс (George Hickes, 1642—1715) — в Англии и др.) и славянской филологии (деятельность Вука Караджича, 1787—1864, Добровского, 1753—1829, Востокова, 1781—1864; расцвет последних филологий, впрочем, идет уже под знаком сравнительно-исторического языкознания (начало XIX в. — деятельность Гриммов).

Расширив таким образом почти до бесконечности область своего изучения, филология XVI—XVIII вв. благодаря недиференцированности в этот период большей части общественных наук выступает как комплекс всех исторических дисциплин, включая элементы и истории, и этнографии, и археологии, и языковедения, и истории литературы — как лишенный единства системы и метода «агрегат знаний» (по выражению Гегеля).

Развитие перечисленных исторических дисциплин в самостоятельные науки, в особенности возникновение в начале XIX в. сравнительно-исторического языковедения, естественно должно было привести к сужению и четкому ограничению области филологических разысканий; правда, на протяжении XVIII и XIX вв. идет спор об объеме и методах самой филологии (в XVIII в. — между школой Германна (Gottfried Hermann, 1772—1848), сводившего филологию к критике текста, и «реальным направлением», претендовавшим на энциклопедизм и представленным трудами Вольфа, а позднее — Бёка (August Bockh, 1785—1867)); но все же филология постепенно уступает место собственно лингвистическим изысканиям — сперва в области новых европейских языков, а позднее и в области языков восточных и классических.

В середине и конце XIX в. термин филологии применяется к тем областям знания, где необходим комплексный метод работы в силу специфического характера самих памятников (исследование древних и средневековых реалий, мифов, литератур и языков). Так применяется этот термин и в советской науке; отметая как ненаучные все притязания филологии стать основополагающей для исторических наук дисциплиной, вскрывая сугубо субъективный и идеалистический характер, якобы, «специфического» метода филологии — герменевтики, советская наука продолжает критически использовать подлинные достижения филологической техники — текстологию, анализируя и интерпретируя огромный материал собранных филологией фактов на базе специальных дисциплин, работающих диалектико-материалистическим методом.

Напротив, на Западе в XX в. и особенно сильно в послевоенный период распад буржуазного научного миросозерцания знаменуется рядом попыток возродить энциклопедизм филологии, утвердить филологию как основополагающую для исторических наук дисциплину, отстоять и расширить область применения идеалистической герменевтики (ср. возрождение идей Шлейермахера у Дильтея (Wilhelm Dilthey, 1833—1911) и его школы, построения Зиммеля (Georg Simmel, 1858—1918) и др.).

Сценарий дня филологии

День филологии появился в России и в наше время отмечают его ежегодно 25 мая. Как же отмечают этот праздник? Залогом успешного проведения будет сценарии дня филолога. В основном, всегда устраивают концерты, на которых всегда много стихов, песен, танцев и красивых речей. Очень важно, чтобы все сказанное в этот праздник со сцены было грамотным и лаконичным, так, как почитатели слова не потерпят языковых ошибок. Все это может обеспечить хороший сценарий дня филолога. Кроме того, он может предусматривать интересные тематические конкурсы. Например, предложить присутствующим, разделив их на две команды, исправить ошибки в словах, предварительно написав эти слова на ватманах. Какая команда быстрее справится с заданием, та и выиграла. А вот еще един интересный и известный конкурс: из зала выбираются два человека, которым предлагается длинное слово. Цель игры: написать как можно больше маленьких слов, используя только буквы большого. У кого в итоге будет больше слов, тот и выиграл! В день филолога сценарий может оказать неоценимую услугу организаторам праздника. Например, провести интересные конкурсы в игру слов, которые понравятся и участникам, и зрителям. Как призы, можно вручать победившим маленькие памятные сувениры, сделать картонные медали, или же использовать для этого просто сладкие призы.

Если это мероприятие по случаю Дня филолога проводится в школе, также в ходе концерта можно устроить соревнование среди юных филологов, предварительно сформировав четыре команды из семи человек.

В первом конкурсе каждая из команд должна расшифровать по семь фамилий известных писателей. Предоставляются только гласные буквы, а согласные должны дописать учащиеся.

Второе задание конкурса заключается в том, чтобы разъяснить присутствующим, что означают устоявшиеся выражения типа «как белка в колесе», «агиевы конюшни», «за царя Панька» и другие.

В третьем задании учащимся предлагается найти в предложенном тексте слова с переносными значениями и объяснить их.

Четвертый конкурс – на смекалку. Нужно как можно быстрее ответить на вопрос из области языка и литературы. Кто первый – тот и выиграл.

Пятый конкурс – на быстроту чтения скороговорок, шестой – на продолжение строк известных литературных произведений. Также можно предложить отгадать тематические загадки. В общем, количество интересных конкурсов разнообразное. Самые разнообразные конкурсы на День филолога, оформленные в сценарий праздника – будут отличным подспорьем организатору праздника.

С Днем филолога всех вас
Мы душевно поздравляем
И от сердца от всего
Счастья, радости желаем.
 
Вам любви и уваженья,
Почитания коллег
Дарим вам свое почтенье
Ждет вас в будущем успех!
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Язык - понятье это на века! И изучение его - вопрос серьезный. Следит за чистотою языка ученый наш филолог скрупулезный. Он может изучать родной язык и говорить на иностранных, он много прочел умнейших книг, сегодня день его - сегодня праздник! С праздником!
Гульнара Айтуганова, дата: 23.05.2015 в 19:33  
#2 День филолога - профессиональный день для тех, кто связан с языками и поэтому я была вдвойне рада побывать здесь. Хоть и я изучила вдоль и поперек весь календарь - это моя стихия - всё равно интересно читать. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 23.05.2015 в 19:41  
#3 В двадцать пятый мая день День филолога придет, Всех, кто связан с языком, Воедино он сведет. Мои поздравления с праздником! Есть замечательная книга В. Синельникова "Таинственная сила слова". Для любителей филологии она будет интересна.
Галина Борискина , дата: 24.05.2015 в 16:26  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ