Вокруг центрального шатра расположены восемь глав, которые в плане образуют фигуру из двух квадратов. Пересекающихся под углом 45 градусов. И образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы, а также день Воскресения Христа (по древнееврейскому календарю он был 8-м днем), а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу. Совмещенные квадраты также символизируют распространение Евангелия на все четыре стороны света.
Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.
Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов – потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Аналой устанавливался на Лобном месте, здесь располагалось духовенство, а сам собор служил громадным алтарем своеобразного храма под открытым небом.
Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма.
Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади . В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,» писал И. Я. Стеллецкий. Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.
В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения. В 1928 г. Покровский собор вошел в состав Государственного Исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. С 1990 г. в Покровском соборе в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) Русской Православной церковью проводятся богослужения, проходят патриаршие или владычные службы.
Стихотворение от Татьяны Александровны Медеведевой
uchportfolio.ru/medwedewa
Храм Василия Блаженного
Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит,
Чудо-Храм в Москве стоит.
Буйство зелени, цветов,
Солнца блеск его крестов.
Жизнь долга и на века,
Крепко строила рука...
Речь держал сам Грозный царь,
Всей Руси наш государь:
«Будет храм стоять в столице,
Должен быть как чудо-птица.
Чуть вспугнёшь и он взлетит,
В чистом небе полетит.
Есть ли здесь мастеровые,
Кто построит чудо-храм,
Иль остались здесь в России,
Рвань да голь, да всякий срам»?
Вот с толпы выходят двое,
И на зов царя идут
В поясах согнулись вдвое,
И царю поклоны бьют.
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Головой кивнул им царь,
Земли русской государь.
И пошла в Москве работа,
Сколько люда, сколько пота.
Стали храм тот возводить,
Видно так тому и быть.
Вблизи Спасских там ворот,
На глазах наш храм растёт!
Много времени иль мало,
Убежало с той поры,
Но вот чудо засияло,
Понесли к нему дары.
Иноземцам в удивление,
Завершил народ строение.
Храм стоял подобно птице,
И сверкали купола.
Тишина плыла в столице,
Как волшебных два крыла.
Вдруг в народе зашумели:
С колоколен грянул звон.
«Аллилуйя» все запели
Храм стоял, светился он.
Устремился ввысь крестами,
Был красив под куполами.
Стены словно облака,
Простоит в Москве века.
Что творилось с мастерами!
Сдержать радость нет уж сил,
Гордость сердце разрывала,
Трепет чувства захватил.
В горле всё перетянуло,
Затуманились глаза.
Душа разом содрогнулась,
Покатилась вниз слеза.
Ох, нелёгкая победа,
Отдано немало сил,
Мастерство своё изведав,
Бога всяк язык хвалил.
Солнцем взятый весь в полон,
Храм парил, как дивный сон.
Радость била через край,
Век живи не умирай.
Иван Грозный подошёл,
Храм со свитой обошёл.
В стены жезлом ударял,
Их на прочность проверял.
Подошёл он к мастерам,
И задал вопрос им сам:
«Отвечайте мне царю,
Лучше сделать храм велю.
Ну каков от вас ответ,
Вы построите, иль нет»?
Постник Яковлев, Барма,
Прорекли в ответ слова:
«Разве нет на нас креста?
Укажи нам царь места.
Мы построим, прикажи,
Краше сделаем, скажи.
Твоя воля государь,
Всей Руси великий царь».
Эх, славяне - простота,
А живёт в вас - красота.
Перед храмом царь стоял,
Хищный блеск в глазах сиял.
Взгляд тяжёл и он молчал,
Думу трудную решал.
«Постник Яковлев, Барма,
Прозвучали к ним слова,
Окажу вам свою честь.
Я доволен тем что есть,
Мне другого и не надо,
Вот для вас моя награда.
Красоты под небесами
Лучше не было и нет,
Вы расстанетесь с глазами,
Чтоб не видеть белый свет.
А душа пусть будет рада,
Жизнь оставлю ей в награду».
Щедра царская рука,
Будь проклята на века.
Мастеров царь наградил
В благодарность ослепил.
Чтобы не было по свету
Храма лучшего, чем этот.
Чудо-храм на Бога зрит -
Пять веков в Москве стоит.