С нами 15433 учителя, 5273 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Через горы - к морю. Кузнецовский перевал
Просмотров: 3038, дата: 23.10.2015, автор: нина гунькина
Через горы - к морю. Кузнецовский перевал
 
Еще в конце XIX века, когда Россия с блеском воплощала грандиознейший проект - Транссибирскую магистраль, речь заходила о том, что самая длинная в мире железная дорога должна иметь два выхода к морю: не только через Владивосток, но и через порты, лежащие гораздо северней. К этой идее вернулись в 1927-м. Тогда, кстати, будущую линию впервые назвали БАМ. Таежный край изыскатели исходили-исплавали на крохотных лодках-долбленках по горным рекам, пешком и на лошадях охотничьими, а то и звериными тропами. Самой сложной задачей оказалось пересечение Сихотэ-Алиньского хребта. Из трех десятков вариантов выбрали план инженера Арсения Кузнецова с 400-метровым тоннелем.
Восточное крыло БАМа от Комсомольска до Советской Гавани начинали строить дважды. Сначала в 1939 году, и даже успели проложить 180 километров из намеченных 450. Однако в апреле 1941-го по инициативе Лаврентия Берии стройку остановили, даже рельсы сняли и отправили на более важные объекты. Спустя два года Государственный комитет обороны принял решение ввести в действие Восточный участок второго выхода Транссиба к Тихому океану, и строительство N 500 (под этим номером оно значилось в документах НКВД) закипело вновь. И новая магистраль, местами сшитая "на живую нитку", сыграла свою роль во время боевых действий в августе 1945-го на Южном Сахалине и Курильских островах. И тогда, и ныне сложным участком был и остаётся перегон от станции Оунэ до Высокогорного через Кузнецовский перевал.
 


Кузнецо́вский тонне́ль — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Оунэ — Высокогорная (на веткеКомсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Тоннель, расположенный в Хабаровском крае, находится на подъёме на Кузнецовский перевал, пересекающий горный хребет Сихотэ-Алинь. Тоннель однопутный, длина его составляет 413 м длина нового Кузнецовского тоннеля — 3,996 км.


Тоннель получил своё название в честь начальника изыскательской партии А. П. Кузнецова, умершего в ходе строительства и похороненного рядом с тоннелем
 

Всего-то 36 километров Дорога круто петляет, поднимаясь по склону хребта, проходит тоннелем и вновь идет в гору. А после перевала спуск сложный и крутой, со множеством кривых малого радиуса - только успевай тормозить. Тяжело здесь шли поезда.


В новом веке в Хабаровском крае начали создавать первую в России портовую особую экономическую зону. Ванино и Советская Гавань замахивались на перевалку до сотни миллионов тонн грузов в год - контейнеров, зерна, угля, нефти, металлов...
Да только однопутный Северный широтный ход едва справлялся с 12 миллионами. Главным же барьером был участок Оунэ - Высокогорный. Так и пыхтели там локомотивы, тягая составы по крутым подъемам и извивам трассы.
А состояние железнодорожного тоннеля и вовсе стало предаварийным. Решение, как и за 70 лет до этого, было радикальным: проложить обходную дорогу с новым тоннелем, чтобы путь через Сихотэ-Алинь стал более пологим. Тогда и вес поездов можно поднять более чем в 1,5 раза - с 3,4 до 5,6 тысячи тонн.
Старый Кузнецовский тоннель
Строительство началось в октябре 1943 года, на стройке работали как вольнонаёмные, так и заключённые, спец труд переселенцы. Непосредственно на строительстве подходов к хребту и самого тоннеля были заняты коллективы под руководством Д. В. Успенского, Я. Ф. Айрас и В. Н. Черникова.  Тоннель строился по облегчённым нормам; первые поезда пошли по нему в начале июля 1945 года.
По состоянию на конец 2009 года тоннель находился в предаварийном состоянии. Значительный уклон дорожного полотна на перевальном участке вкупе с наличием большого количества кривых малого радиуса давал возможность проведения поездов массой не более 4 тыс. тонн с двумя трёхсекционными тепловозами — одним впереди, а вторым, подталкивающим, — сзади.

Новый Кузнецовский - это, по сути, два тоннеля: сначала пробили транспортно-дренажную штольню, а затем параллельно ей основной ход длиной 3890 метров.


Основной тоннель прогрызал в скале горнопроходческий комплекс Lovat - "Большая машина", как прозвали его строители. Размеры агрегата, похожего на космическую ракету, поражали: длина - 125 метров, диаметр ротора с 54 ножами - 9,5 метра. Да еще лазерная система контроля трассы.
“Сихоте-Алиньский перевал”. Пётр Комаров


Такой подъём, такая высота –
За облака тебя уносит поезд.
И твой сосед на новые места
Глядит из-под небес,
Чуть-чуть забеспокоясь.
Вон там, в долине плещется река,
И всё в ней неоправданное было,
Как будто чья-то девичья рука
В лесные травы ленту обронила.
А поезду – и реки нипочём, 
И эти вот заоблачные горы:
Он со своим усердным “толкачом”
Взбирается в небесные просторы.
– Да, перевал!.. – воскликнет кто-нибудь –
А как же те, что днями и ночами
До самых туч прокладывали путь?
Кто двигал их, какими “толкачами”?
И сразу все столпятся у окна –
Из всех купе соседи и соседки, 
Твоих друзей припомнят имена –
Простых героев новой пятилетки.
А поезд мчит… Чуть-чуть блеснёт река,
Струясь навстречу пляшущему бую.
И кажется, что девичья рука
Здесь обронила ленту голубую. (1946 год.)
 
 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C#cite_note-.D0.BC.D0.BC_1_2012-3
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C#cite_note-7
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C#cite_note-4
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
http://festival.1september.ru/articles/518648/
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Напомним, кузнецовские тоннели – старый и новый - расположены в Хабаровском крае, пересекают горный хребет Сихотэ-Алинь. Тоннели однопутные. Длина старого составляет 413 м, длина нового – 3,89 км. Первый тоннель был построен в 1945 году и получил своё название в честь начальника изыскательской партии Арсения Петровича Кузнецова, умершего в ходе строительства и похороненного рядом с тоннелем.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 23.10.2015 в 17:21  
#2 Лучшая молодёжь со всех концов Советского Союза приезжала, работала, обживалась. Здесь создавались семьи, совершали настоящие трудовые подвиги, случались открытия. БАМ строила вся страна. «Через перевалы, реки и болота Магистраль проложим на века. Не страшна любая нам работа, По зову сердца мы приехали сюда!»
Гульнара Айтуганова, дата: 23.10.2015 в 20:08  
#3 Железнодорожные пути на перевале были реконструированы и усилены, введён в эксплуатацию Новый Кузнецовский тоннель. БАМ ждёт светлое будущее потому, что дорога, построенная с любовью, не может не жить вечно!
Гульнара Айтуганова, дата: 23.10.2015 в 20:12  
#4 Спасибо, Нина Алксеевна, вы рассказали очень интересную историю об РЖД.
Гульнара Айтуганова, дата: 23.10.2015 в 20:16  
#5 Нина Алексеевна, спасибо за такую интересную историю про кузнецовские тоннели!
Ольга Даниловская, дата: 23.10.2015 в 20:44  
#6 Нина Алексеевна, спасибо за информацию о тоннеле.
Марина Лаптева, дата: 23.10.2015 в 21:48  
#7 Спасибо, Нина Алексеевна, за открытие новой для меня страницы о трудовом героизме нашего народа.
#8 Познавательная информация о Кузнецовском тоннеле. Напоминание о стройке XX века - БАМе, об одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире - нашей гордости.
Татьяна Образцова, дата: 23.10.2015 в 22:45  
#9 Спасибо большое за интереснейший материал, узнала много нового о Героях нашего времени, о патриотах.
Валентина Титова, дата: 24.10.2015 в 14:58  
#10 В наших местах тоже много тоннелей и автомобильных и железнодорожных, проезд по ним связан с разными историями, даже мистическими. Спасибо за Вашу информацию
Валентина Титова, дата: 24.10.2015 в 15:01  
#11 Спасибо за информацию Нина Алексеевна! Про БАМ узнала более подробную историю
Валентина Бодрова, дата: 24.10.2015 в 18:38  
#12 Про БАМ знаю, а вот про такой тоннель - первый раз. Сейчас, вроде бы, собираются вторую ветку тянуть на БАМе. Опять начнётся строительство. может быть, откроют "второе дыхание" грандиозной стройки XX века!
Татьяна Медведева, дата: 24.10.2015 в 23:54  
#13 Интересная история железной дороги. Познавательно. Спасибо.
Евгения Брашко, дата: 27.10.2015 в 18:05  
#14 Нина Алексеевна!Желаю умному тоннелю,пути только вперед!
Тамара Спиридонова, дата: 04.11.2015 в 12:47  
#15 Спасибо. Материал очень интересный!
Татьяна Косачёва, дата: 09.11.2015 в 14:41  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.