Антология гуманной педагогики (моя домашняя библиотека)
Просмотров: 8839, дата: 06.01.2016, автор: Евгения Александровна ЛеденеваАНТОЛОГИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Это бесцензурное и академически выверенное издание великих книг
об искусстве воспитания всех времен и народов.
Выпущены "Издательским домом Шалвы Амонашвили"
в рамках "Федеральной программы книгоиздания России"
В книге представлено педагогическое наследие учеников Иисуса Христа, ставшее основой педагогических тенденций многих эпох и стран. Собраны тексты, раскрывающие значимость и непреходящую духовную ценность гуманного педагогического мышления. Знакомство с ними чрезвычайно важно сегодня, в условиях утраты мировоззренческой основы отечественного образования.
В книге представлены, не публиковавшиеся в России долгое время, основные педагогические сочинения Аврелия Августина, Отца Церкви IV-V веков. Они заложили основу всей средневековой системы образования. Для преподавателей педагогических вузов, учителей, работников образования, всех интересующихся гуманистическими традициями христианской педагогики.
Самый известный в 20-е годы в России педагог - "советский Песталоцци", как называли его на Западе, преданный затем на родине анафеме и многолетнему забвению, П.П.Блонский предстает со страниц "Антологии" блистательным ученым-теоретиком и глубоко современным учителем-гуманистом.
Автор знаменитой "Декларации прав ребенка" (1917 г.) утверждает право каждого человека, рождающегося на свет, на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, право на воспитание и образование, сообразно с потребностью его личности, его индивидуальностью.
В этом томе "Антологии гуманной педагогики" читателю предлагаются фрагменты творческого наследия великого русского ученого и мыслителя В.И.Вернадского, одного из самых выдающихся ученых планеты Земля первой половины XX века. Многие знают В.И.Вернадского как исследователя в области естествознания, но великий ученый много сил и времени отдавал развитию системы образования молодежи, формированию культурного потенциала нации, сохранению природных богатств России. Размышления и заметки Ш.А.Амонашвили на полях - помогут понять огромную значимость трудов В.И.Вернадского для наших современников.
Скачать книгу
Предлагаемый читателю очередной том "Антологии гуманной педагогики" включает малоизвестные труды одного из основателей педагогической психологии Л.С.Выготского. Особенностью книги является присутствие в ней первого читателя - заслуженного учителя школы Российской Федерации Евгения Ямбурга. Его размышления, заметки на полях помогут осознать обсуждаемые проблемы с точки зрения сегодняшнего дня.
Книга знакомит российского читателя с избранными философскими и педагогическими сочинениями известного русского философа, педагога, деятеля общественно-педагогического движения российской эмиграции "первой волны" Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950). Большинство произведений публиковалось в 20-е - 50-е гг. XX века в русской эмигрантской и зарубежной педагогической прессе. Книга предназначена для научных работников, педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и колледжей, а также для всех интересующихся культурой и образованием российского зарубежья.
Скачать книгу
В книге представлено статьи С.Н. Дурылина (1881-1954) – одного из наиболее выдающихся представителей отечественной педагогики свободного воспитания. С.Н. Дурылин последовательно отстаивал гуманистические идеалы свободы в образовании, резко критиковал традиционную школу и педагогику, выдвигал идеалы воспитания и обучения, созвучные идеям современной педагогики свободы.
В.В.Зеньковский (1881-1962) - один из ведущих православных мыслителей русского зарубежья, религиозный деятель, историк русской философии, психолог и педагог. Глубокое проникновение в христианскую антропологию, тонкое понимание детской психологии, а также педагогики позволили ему убедительно показать: при всей зависимости человека от природы и социальной среды динамика внутреннего становления детской души основана на счастливом соединении веры и знания. Центр жизни ребенка по Зеньковскому - его "духовное сердце". Поэтому цели обучения достигаются лишь в здоровом, радостном, воодушевляющем детей потоке воспитания. В предлагаемом сборнике впервые собраны воедино и представлены важнейшие работы или фрагменты сочинений, раскрывающие гуманистический характер его психолого-педагогических идей.
Очередной том Антологии гуманной педагогики впервые в истории российского учебного книгоиздания позволяет читателю получить целостное представление о духовно-нравственном учении Иудаизма - древнейшей на земле монотеистической религии. Материал для сборника отобран и прокомментирован известным теологом Д.В.Щедровицким. Помочь учителю и составителю в восприятии приведенных текстов с точки зрения волнующих его сегодня проблем, призваны комментарии первого читателя - директора центра лечебной педагогики (Москва) Р.П.Дименштейн. Благословил издание главный Раввин России А.С.Шаевич.
Книга подготовлена Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Верим, что она станет для учителя, как и для самого широкого круга читателей, современным руководством, призванным помочь войти в мир и дух Нового Завета - учения, исторически лежащего в основе гуманной педагогики. Книга получила благословение патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Известный философ русского зарубежья, высланный в 1922 году из России большевиками, Иван Ильин и в эмиграции остался верен традициям русской духовности, нравственного воспитания в семье и школе. В этом томе читатель прочтет также труды философа, в которых он выступает в качестве художественного критика. Ильин усматривал главный порок человека середины XX века в его "расколотости", в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, думой, сердцем.
Скачать книгу
Труды выдающихся основоположников христианской литерату ры (II-VI в.) Климента Александрийского, Григория Нисского, Ефрема Сирианина и Иоанна Лествичника впервые представлены широкой учительской аудитории. Они фундамент нравственной традиции в педагогике, основанной на понимании целостной и духовной природы человека.
В томе собраны статьи по педагогике выдающегося отечественного композитора Д.Кабалевского, создавшего и внедрившего в массовую школу концепцию музыкально-эстетического воспитания, призванную развить у учащихся ясное понимание того, что музыка - это часть жизни каждого человека, мощный стимул его духовного, нравственного развития. С этих статей началось новое отношение учителей к педагогике искусства, ставшее сегодня одним из действенных средств гуманной педагогики.
Скачать книгу
17.01.2016
Каптерев - блестящий русский педагог и психолог. Его заслугой является создание единой школьной системы психологически обоснованной дидактики, теории развивающего обучения. Изучение творчества Каптерева поможет понять суть Гуманной Педагогики.
В книге представлены редкие памятники восточной гуманистической педагогической традиции, существовавшей в рамках средневекового ислама. Это прежде всего наставление сыну, написанное южнокаспийским князем Кей-Кавусом в XI веке и с тех пор перечитываемое каждым новым поколением учителей вот уже более 900 лет. К нему подобраны близкие по жанру сочинения X-XIV веков. Наследие педагогики средневекового ислама предстанет перед читателем кладезем воспитательной мудрости.
Скачать книгу
В этом томе "Антологии гуманной педагогики" читатель познакомится с великим Учителем, проповедником и, философом - Яном Амосом Коменским. На страницах книги вы встретите мыслителя, предпринявшего попытку способствовать духовному возрождению молодого поколения. Размышления первого читателя - Народного учителя СССР В.А.Караковского помогут увидеть сегодняшнего Коменского, ощутить бессмертие его идей.
В этой книге публикуются изречения знаменитого китайского мудреца Конфуция и другие важные памятники конфуцианской традиции, которые в совокупности дают живое и полное представление о принципах и методах педагогической школы Конфуция. Публикации текстов снабжены вступительной статьей, примечаниями составителя в тексте и комментариями современного педагога Е.А.Ямбурга - первого читателя этой книги.
В этом томе наряду с, казалось бы, известными всем учителям работами Януша Корчака "Как любить детей" и "Право ребенка на уважение", - читатель найдет практически новые для него произведения, подлинные шедевры великого педагога-гуманиста - молитвы для тех, кто не молится, объединенные в цикл "Наедине с Господом Богом".
Ученик, последователь, близкий друг Л.С.Выготского, один из лидеров отечественной психологической науки А.Н.Леонтьев подчеркивал: учение - это не простое накопление в голове ученика знаний, умений и навыков. Это перестройка всей детской психики, скачок в духовной жизни ребенка, серия своего рода "взрывов", ломающих прошлый круг представлений и открывающих для ребенка новые перспективы. Сами по себе знания менее важны чем то, какое место они заняли в сознании ребенка, а особенно - "какой жизненный смысл они приобрели для него и как вооружили его для жизни". Главная задача школы - развитие целостной личности ребенка.
Выдающийся русский ученый Петр Францевич Лесгафт всю свою жизнь посвятил созданию науки о человеке, раскрывая закономерности формирования его тела, интеллекта и духовно-нравственной сферы. Вдумчивое прочтение книги мудрого учителя поможет глубже проникнуть в тайны воспитания личности в сложных условиях работы школы на рубеже веков.
"Отец европейского либерализма", создатель педагогической системы, актуальной до сих пор, Джон Локк интересен нам сегодня тем, что еще триста лет тому назад разработал методики, ориентированные на развитие ребенка, а не на механическое усвоение им информации, оторванной от реальной жизни. Прислушаемся к мудрому голосу Локка.
Задача книги - познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.
Мишель Монтень в мире известен больше как философ-гуманист. А между тем, в своих знаменитых "Опытах", которым великий мыслитель посвятил долгие годы размышлений, анализа жизни человека вообще и самого себя в рамках образовательно-воспитательной традиции Франции позднего средневековья как гражданина, государственного и общественного деятеля, семьянина, супруга, отца и просто человека с его достижениями и проявлениями слабости, автор поднимает актуальные и поныне психолого-педагогические проблемы - как воспитать человека свободного, умного, духовно богатого и полезного для общества, с чувством собственного достоинства и глубокого уважения к людям.
В книге представлены тексты великого древнего мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.) Платон, стоявший у истоков теоретической педагогики, сформулировал вечные педагогические истины: о месте воспитания и обучения в развитии человека, о роли образования в жизни каждого человека и общества, о целях и способах педагогической деятельности и многие другие. Произведения Платона проникнуты гуманизмом, верой в способность человека реализовать себя. Многие педагогические произведения Платона созвучны нашему времени: основные положения платоновской педагогики делают ее необходимой составной частью всякой современной педагогической системы.
Читателю предлагаются тексты Корана, занимающие особое место среди Священных писаний: в отличие от Библии - это прямая речь Аллаха, переданная его Пророком. Как соотносятся эти тексты с педагогикой? Так поставил вопрос первый читатель отобранных текстов, исламовед, профессор Г.В.Милославский. И ответил: если педагогика - это наука о воспитании человека, то истоки этой науки надо искать в текстах Священного Писания, на основе которых тысячелетиями воспитывались поколения людей. Книга включает три перевода сур и аятов Корана, несущих идеи гуманной педагогики. Книгу благословил председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России муфтий Равиль Гайнутдин.
Очередной том "Антологии гуманной педагогики" знакомит читателя с духовно-нравственным и педагогическим мировоззрением суфизма - учения, в течение многих веков лежавшего в основе творческих поисков и достижений величайших поэтов Востока: Руми, Саади, Хафиза, Насими, Джами, Ал-Газали и многих других. Материал для сборника отобран и прокомментирован Д.В.Щедровицким. Вступительная статья написана Г.В.Милославским.
Великий французский гуманист Ж.-Ж. Русо (1712-1778), творчеству которого посвящен этот том "Антологии", утверждал, что "природа создала человека счастливым и добрым, а общество искажает его и делает несчастным". Отсюда огромная роль воспитания, согретого подлинной любовью и опирающегося на собственную природу ребенка… В этом суть гуманной педагогики.
Сергий Радонежский стоял у истоков формирования русского народа, его нравственных идеалов, он много сделал для становления и укрепления собственно русского государства, находившегося в те времена в состоянии раздробленности и национального унижения. Природа этого уникального исторического феномена тесно связана с понятием "Школа Сергия Радонежского", в недрах которой воспитывались учителя русской нравственности, чей авторитет в народе в течение нескольких веков был настолько высок, что этот период в народной памяти остался под именем Святая Русь. Значение учительства в тяжкие годы истории страны как никогда бывает высоко.
Очередной том "Антологии гуманной педагогики" призван дать читателю представление о философско-религиозном учении и педагогических взглядах великого украинского мыслителя Григория Сковороды. Его сочинения способствуют осознанию смысла жизни, "наведению мостов" между учителем и учеником для их совместного духовного восхождения.
В этом томе «Антологии гуманной педагогики» читателю предлагаются фрагменты творческого наследия одного из крупнейших теоретиков педагогики ХХ века, С.Л. Соловейчика. В работах Соловейчика, написанных ярко и талантливо, раскрываются законы внутреннего мира человека, его глубинных этических основ, без знаний которых воспитание невозможно.
Впервые в один том собраны и представлены широкой читательской аудитории произведения древней морально-дидактической педагогики, одни из которых были ранее под запретом из-за своего религиозного характера, а другие известны лишь узкому кругу специалистов - историкам и филологам. Эти произведения древних и средневековых авторов, начиная с XXI в. до н.э. по XVI в. н.э., объединены стремлением формировать человеческую личность через высокую эмоционально-образную дидактику с позиций под-линного гуманизма. В данной книге собрана мудрость воспитания, отраженная в жанре притчей и наставле-ний от отца (физического или духовного) сыну. Ряд переводов выправлен специально для данного издания.
Рассматривая педагогику не только как науку, сколько как этическую систему, регулируемую глубинными ценностями истины, добра и красоты, В.Н.Сорока-Росинский - "Викниксор" из знаменитой повести "Республика Шкид" - дорог и близок российскому учительству, особенно сейчас, когда в борьбе с мертвящим школу консерватизмом и авторитарностью формируется гуманное педагогическое мышление.
Выдающийся философ, основоположник английской социологической школы Герберт Спенсер внес крупный вклад в развитие гуманного педагогического мышления. В предлагаемый читателю том серии "Антология гуманной педагогики" вошли труды мыслителя, освещающего проблемы содержания и методики обучения, соответствующие этапам умственного развития ребенка, поставленного в положение исследователя.
Творчество В.А.Сухомлинского, избранные страницы произведений которого включены в очередной том "Антологии", проходило в реальной жизни на фоне глубокого (зачастую трагического) противостояния двух измерений: мира социалистической педагогической обыденщины (борьба с "сильными мира сего" в педагогике, образовании, издательском деле), и собственно мира Образования, Школы, Ребенка… Этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно верен, ему он без остатка отдал свое сердце.
Рабиндранат Тагор, слава и гордость индийской культуры последней трети XIX века - первой половины XX века, поэт, драматург, композитор, первый из Азии лауреат Нобелевской премии в области литературы, был великим просветителем своего народа, выдающимся педагогом. Созданная им в Бенгалии маленькая частная школа выросла до знаменитого в Индии университета, в котором получили образование многие из тех, кто участвовал в освобождении Индии от английской зависимости.
Лев Николаевич Толстой больше известен как великий писатель, нежели как педагог. А между тем свои учительские труды он ставил выше литературных произведений. Чем объяснить такую удивительную самооценку? Может быть, тем, что в педагогических исканиях Л.Н.Толстого яснее проявляется основание всего его творчества - гуманность, т.е. человечность. Об этом свидетельствует содержание данной книг: философско-педагогический трактат "О жизни", запрещенный и уничтоженный сразу после издания, описание опыта Яснополянской школы, теоретические и методические статьи, письма. В них все согрето чувством уважения к человеческому достоинству ребенка, любовью к людям, заботой об их благе; раскрываются пути нравственного самосовершенствования человека.
Мир знает Дмитрия Николаевича Узнадзе как выдающегося психолога, создателя теории установки и основателя грузинской психологической школы. Однако остается малоизвестным, что он был уникальным педагогом-практиком и автором великолепных педагогических трудов. Труды эти впервые в переводе на русский язык включены в данный том "Антологии гуманной педагогики".
У каждого выдающегося педагога есть заветные идеи, к которым он чаще всего и охотнее всего возвращается при обсуждении вопросов семейного и общественного образования. Есть этот круг идеи, обладающий редкой участью, - не стареть со временем - и у Константина Дмитриевича Ушинского. Общечеловеческий, едва ли не вечный смысл этого круга добыт Ушинским из представлений о Человеке как высшем проявлении созерцательных сил Природы, из наук о развитии человека, из мирового опыта совершенствования духовно-нравственного облика личности, ее ума, воли и характера... Из глубочайшей веры в высшее предназначение каждого родившегося на земле человека. Идеи это круга освещены в Антологии. Комментирует том Заслуженный учитель России А.Н.Тубельский (Москва).
Пожалуй, ни один из известных педагогов Европы XX века не сражался так яростно и открыто с консерватизмом традиционной школы, как Селестен Френе. Почти неизвестный, россиянам, учитель малокомплектной школы, расположенной на юге Франции, создал оригинальную систему образования, пронизанную беззаветной любовью к детям, получившую признание во всем мире. Со страниц Антологии С.Френе обращается к учителям, родителям, ко всему обществу с мудрыми и тонкими советами, как уберечь самое дорогое - детей от опасности, угрожающей им в современном мире.
Тонкие животрепещущие вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе и Веры как его основы, поднимает в своем творчестве выдающийся индусский философ-суфист и педагог Инайят Хан (1882—1927), справедливо опасаясь, что «если в результате воспитания духовности юноша станет нетерпимым в своей собственной вере, взирая на приверженцев любых других верований с презрением или с некоторым безразличием… вера никогда не породит духовности в душе».
"Письма об эстетическом воспитании" великого немецкого поэта и драматурга XVIII века Фридриха Шиллера не публиковались в России 50 лет. Три поколения наших учителей выросли, не зная эстетических трудов этого мастера слова. А он впервые обратил внимание образованной публики на то, что без обращения к высокому искусству нельзя сформировать добродетельного и счастливого человека.
Важнейшей чертой вальдорфской педагогики является ориентация содержания и методики обучения на потребности индивидуального развитя ребенка. «Обучение есть прежде всего средство воспитания» - один из главных педагогических тезисов Рудольфа Штайнера. В умении ясно видеть эти потребности и творчески перерабатывать учебное содержание в соответствии с возрастом, темпераментом и индивидуально-личностными особенностями детей Рудольф Штайнер видел основную задачу учителя. Поэтому важнейшую роль в вальдорфской педагогике играет другой его тезис: «Педагогика – искусство».
Будда
Живая этика
Махатма Ганди
Монтессори
Песталоцци
Рерих
Соломон
Ушинский
Фотографии и описание книг из личной библиотеки Е.А. Леденевой