С нами 13974 учителя, 4951 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Педагогические притчи Ш.А. Амонашвили
Просмотров: 4364, дата: 17.01.2016, автор: Евгения Александровна Леденева
В июне 2015 года мне посчастливилось побывать в чудесном месте на Земле. Это Восточная Грузия, Кахетия, Телавский район, село Бушети. Здесь вырос Великий Учитель современности, Легенда гуманной педагогики - Шалва Александрович Амонашвили.
 

Каждое лето он принимает у себя дома людей различных профессий, из разных стран и городов. Их объединяет одно: гуманная педагогика. На протяжении 9 дней Шалва Александрович делился с нами своими секретами в воспитании и обучении детей, передавая частичку своего опыта и мудрости.


 
Мне очень понравились притчи, которые я услышала из уст автора и теперь хочу познакомить вас с ними. Давайте поразмышляем о нашей миссии Учителя?
 

Учитель и ученики


– Из тебя человека не выйдет! – с гневом швырнул учитель свое «пророчество» ученику.
– А из вас уже вышел учитель? – спросил ученик с грустью.
* * *
Привели в школу нового ученика, уже выгнанного из трех школ.
Зашел на урок один учитель, взглянул на него и подумал: «Откуда только такие берутся…»
Пришел другой учитель. Увидев нового ученика, произнес раздраженно:
– Тебя еще не хватало…
Пришел на урок третий учитель.
– У нас новенький? – порадовался он.
Подошел к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал:
– Здравствуй!.. Я ждал тебя!..
* * *
Старая женщина умоляет учителя:
– Я одна со своим внуком, родители бросили его…
А он меня не слушается… Попадет в дурную компанию, и что же тогда будет?.. Берите его под ваше наблюдение, Бог отблагодарит…
Учитель прерывает старую женщину:
– У меня и без вашего внука много забот… – и уходит прочь.
Ищет бабушка другого учителя, опять умоляет.
Учитель объясняет ей:
– А знаете, сколько в школе таких?.. Как я могу угнаться за всеми!..
Бабушка в отчаянии. Плачет.
Проходит мимо молодой учитель. Останавливается.
– Вам помочь? – спрашивает сочувственно.
Бабушка рассказывает молодому учителю о своем горе.
– Не плачьте, бабушка! – говорит ей молодой учитель. – Внук у вас хороший… Хотите, стану его наставником?
  
     Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. -  с.19


 
В поиске учителя

«Пора моего ангелочка определить в школу», – подумал ангел.
Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.
«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой еще вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»
Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся – тот кричал на ученика и ругал его:
– Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!
«Жестокий… Не от Сердца он…»
В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.
«Ханжа… Не от Сердца она…»
В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь – зорко только Сердце».
Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:
– Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два!
Ученик заплакал.
«Невежда… Не от Сердца он…»
Заглянул ангел в следующий класс – там учитель вел урок математики.
– Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно
стучит 56 раз…
Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:
– 80 640 раз… А в неделю – 564 480 раз… А в месяц… А в год…
Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:
– Как ты смеешь выкрикивать с места, да еще без моего разрешения…
«Грубиян… Не от Сердца он…»
Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.
«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением… – подумал ангел и сказал своему ангелочку: – Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя».
Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».
Но ангел не знал, как это сделать.

     Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. -  с.21

 
Четыре желания

Позвал Бог ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле.
— Покажите, с чем вы вернулись.
Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, премии, дипломы и сказал:
— Я прославился.
Взглянул Бог на доказательства славы у своих ног и испепелил их. И сказал ему:
— Ты прославился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей незамедлительной помощи. Ты же, находясь в погоне за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика.
И он сделал его учеником, попавшим в беду, и дал ему учителя, ослеплённого наградами и почестями.
Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал:
— От простого учителя вырос я до профессора.
Взглянул Бог на всю эту науку у своих ног и испепелил её. И сказал ему:
— Не для самости и затуманивания истины я посылал тебя учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твой науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта.
И наделил он его талантом и сделал учеником учителя, увлечённого творением бездетной педагогики.
Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена бывших учеников, ставших в обществе известными людьми: учёными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, — и положил у его ног гордость за них. Взглянул Бог на его гордость и испепелил её. И сказал ему:
— Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил армию обездоленных и бродяг. Иди и пожинай теперь трагедию беспризорного ребёнка.
И сделал его подростком, только что выброшенным из школы.
Предстал перед Богом четвёртый ангел, бросился к его ногам и взмолился:
— Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошён. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь свет, что был во мне от тебя. И спешу к тебе с мольбой: дай мне побольше света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангельскую жизнь.
Тогда сказал Бог:
— Отдавший свет умножит его в себе.
И сделал его Бог Великим Духом и отправил обратно в Богом забытую школу.

    Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. -  с.59

 
Крылья

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…
Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои перышки…

  Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. -  с.26

 
Дайте мне дар ваш

Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.
Но как добиться этого?
– Может быть, наука нам поможет? – сказали они и направились на курсы повышения  квалификации.
Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях.
Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»
Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.
– Не хватает нам психологических знаний! – решили они.
И поспешили получить вторую специальность.
Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике.
Но ученики все же не дали им заглянуть в свои Сердца.
– Наверное, поможет Запад!
И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования».
Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям» – сверхсовременным, как они уверяли, или даже из будущего.
Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.
Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.
– Может быть, спасет Мудрость? – сказали они.
И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.
– О, Мудрец, – взмолились они, – укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!
Сказал им Мудрец:
– Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен дар ваш!
Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец?
Тогда Мудрец сказал:
– Если у кого есть раздражение,
Дай мне раздражение.
Если у кого есть гнев,
Дай мне гнев.
Если у кого есть жестокость,
Дай мне жестокость.
Если у кого есть грубость,
Дай мне грубость.
Если у кого есть сомнение,
Дай мне сомнение.
Если у кого есть ненависть,
Дай мне ненависть.
Если у кого есть злоба,
Дай мне злобу.
Если у кого есть страх,
Дай мне страх.
Если у кого есть предательство,
Дай мне предательство.
Если у кого есть суеверие,
Дай мне суеверие.
Если у кого есть саранча мыслей,
Дай мне саранчу мыслей.
А если дадите пригоршню дурных привычек,
Я приму и эти пыльные погремушки.
Но не забудьте, чего достоин тот,
Кто отнимет однажды подаренное.
Итак, я принял все пороки вашего Сердца,
И оно становится чистым.
И открываю вам Мудрость:
Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя.

    Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. -  с.22
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Во-первых, Вы - счастливый человек и учитель, если Вам удалось с глазу на глаз поговорить с такой легендой, чьё имя - Амонашвили.Об этом можно помечтать каждому из нас. Ну и его притчи, которые одна за другой лучше. Его "Четыре желания" мне показались ближе. В каждой притче - своя правда и своя мораль. Ваш блог - поучительный урок для нас. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 17.01.2016 в 4:35  
#2 Для начала - красивая притча о человеке. О человеке ищущем, о человеке созидающем. Этим человеком может быть каждый из нас. Но что мы ищем? Что созидаем? Что можем подарить миру? По большому счету, самый главный подарок миру от нас - это достойная, гармонично развитая, счастливая, созидательная и чистая личность, которую мы в себе воспитаем! Именно это - в наших руках. Не случайно наш сайт называется `Вместе растем`. На мой взгляд, прежде чем учить и воспитывать ребенка, важно вырасти самим, взрастить в себе все те прекрасные качества (нравственные, интеллектуальные, волевые), которые мы хотели бы видеть у своего ребенка. Ну что ж, от рассуждений - к притче: Единственная красота Мальчик размечтался перед сном. Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? подумал он. Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет. И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. Построю великолепный Храм. Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал еще: Сочиню необыкновенную Песню! Но опять замешкался: песен тоже много. Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру! И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью.
Елена Шевцова, дата: 17.01.2016 в 11:16  
#3 Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя. И это правда!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 17.01.2016 в 14:30  
#4 Аксиома гуманной педагогики: доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, честность воспитывается честностью, личность воспитывается личностью и т.д. "Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя" - Л.Н. Толстой.
#5 Спасибо за такой материал. Каждая притча заставляет задуматься, извлечь урок для себя и это делает нас лучше. Доброта, гуманность, желание помочь, понять и принять- лучшие качества любого человека, но для учителей они являются наиважнейшими.
Наталья Васильева, дата: 17.01.2016 в 19:35  
#6 Взяла себе на заметку рецепт счастья от Шалвы Александровича Амонашвили.Вот он: «Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пути».
Ирина Щербакова, дата: 17.01.2016 в 21:28  
#7 Прекрасный блог, чудесные притчи, спасибо Вам
Нина Казакова, дата: 28.01.2017 в 16:05  
#8 Очень люблю притчи, они заставляют взглянуть на жизнь, на поступки со стороны, имеют глубокий смысл. Возьму в свою копилку.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 28.01.2017 в 18:19  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.