С нами 17166 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Свеча горела
Просмотров: 1455, дата: 04.04.2016, автор: Нина Васильевна Ефимова
      Книги -  это как средство передвижения для наших мыслей. Они помогают нам окунуться в атмосферу рассказа, проникнуться настроением героев. Однако сейчас мы читает все меньше и меньше. Наш «друг» телевизор, по последним исследованиям, отнимает у нас в среднем 14 часов в неделю, а книга всего лишь – 6,5. Попробуйте представить, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведут к тому, что книги, литература перестанут быть нужными и останутся только в сердцах преданных несовременных людей?
 
 
          Майк Гелприн написал рассказ «Свеча горела», в котором описал подобную ситуацию. Прочитайте его, пожалуйста. А когда будет время — подойдите к книжному стеллажу и выберите себе что-нибудь интересное.

 
 
      Я хочу представить Вашему вниманию, дорогие коллеги, произведение, которое , я думаю, заставит Вас задуматься, о том, что станет с нашей литературой через сто – двести – триста  лет. Останется ли она? Нужна ли она будет тем, кто придет нам на смену?   Прочитайте это произведение и выскажите свое мнение о нем. Может, у нас получится дискуссия, тогда давайте поспорим.  Итак, начинайте читать…

 
 
       Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет - костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
- Д-даю уроки, - запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. - Н-на дому. Вас интересует литература?
- Интересует, - кивнул собеседник. - Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
-Задаром! - едва не вырвалось у Андрея Петровича.
- Оплата почасовая, - заставил себя выговорить он. - По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
- Я, собственно… - собеседник замялся.
- Первое занятие бесплатно, - поспешно добавил Андрей Петрович. - Если вам не понравится, то…
- Давайте завтра, - решительно сказал Максим. - В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
- Устроит, - обрадовался Андрей Петрович. - Записывайте адрес.
- Говорите, я запомню.
В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
- Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники - вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?
         Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались, кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
      Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом - затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский - две недели. Бунин - полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг - самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
"Если этот парень, Максим, - беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, - если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду".
«Пустяки, -  понял Андрей Петрович внезапно. -  Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть».
         Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
- Проходите, - засуетился Андрей Петрович. - Присаживайтесь. Вот, собственно…  С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
- С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
- Да-да, естественно, - закивал Андрей Петрович. - Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
- Нигде? - спросил Максим тихо.
- Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более  некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия - в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты,  квесты… - Андрей Петрович махнул рукой. - Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
- Да, продолжайте, пожалуйста.
- В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал - стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем - люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше - за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
      Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
- Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
- У вас есть дети?
- Да, - Максим замялся. - Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
- Да, - сказал Андрей Петрович твёрдо. - Научу.
     Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
- Пастернак, - сказал он торжественно. - Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…
- Вы придёте завтра, Максим? - стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
- Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, - Максим обвёл глазами помещение, - могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
- Конечно, Максим, - сказал он. - Спасибо. Жду вас завтра.
- Литература – это не только о чём написано, - говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. - Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.
Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
- Пушкин, - говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
"Таврида", "Анчар", "Евгений Онегин".
Лермонтов "Мцыри".
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…
Максим слушал.
- Не устали? - спрашивал Андрей Петрович.
- Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.
        День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.
Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.
  Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. «Не мог, -  шептал внутренний голос, настырный и вздорный.  - Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил».
     К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
«Номер отключён от обслуживания», - поведал механический голос.
     Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. «Обзвонить больницы, морги, -  навязчиво гудело в виске. -  И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?»
     Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.
- А, Петрович! - приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. - Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
- В каком смысле стыжусь? - оторопел Андрей Петрович.
- Ну, что этого, твоего, - Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. - Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
- Вы о чём? - у Андрея Петровича похолодело внутри. - С какой публикой?
- Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
- С кем с ними-то? - взмолился Андрей Петрович. - О чём вы вообще говорите?
- Ты что ж, в самом деле, не знаешь? - всполошился Нефёдов. - Новости посмотри, об этом повсюду трубят.
      Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
"Уличён хозяевами, - с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, - в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…".
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
«Коту под хвост, -  пришла итоговая мысль. -  Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил».
      Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
- Вы даёте уроки литературы? - глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
- Что? - Андрей Петрович опешил. - Вы кто?
- Я Павлик, - сделал шаг вперёд мальчик. - Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
- От… От кого?!
- От Макса, - упрямо повторил мальчик. - Он велел передать. Перед тем, как он… как его…
- Мело, мело по всей земле во все пределы! - звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
- Ты шутишь? - тихо, едва слышно выговорил он.
- Свеча горела на столе, свеча горела, - твёрдо произнёс мальчик. - Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
- Боже мой, - сказал он. - Входите. Входите, дети. 
_____________
* Некоторые источники сообщают, что это  пересказанное произведение Айзека Азимова или, что вероятнее, - Рея Брэдбери, написанное около 50 лет назад.
 


 Источники:
Источник: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/svecha-gorela-458305/ © AdMe.ru
 Изображения в блоге взяты на сайте свободной энциклопедии «Википедия» и на fotki.yandex.ru, в условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования Википедии -https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия#.D0.9B.D0.B8.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.B7.D0.B8.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8.2C_.D0.BC.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B0.D1.84.D0.B0.D0.B9.D0.BB.D0.BE.D0.B2_.D0.BA_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C.D1.8F.D0.BC_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Что станет с нашей литературой? Может, не все так страшно?
Нина Васильевна Ефимова, дата: 04.04.2016 в 18:02  
#2 Полный упадок литературы в обществе выдуманного будущего – Автор не мог прислать по объявлению никого другого, кроме робота. Потому, что людям, опирающимся на массовую культуру и потребительское мышление, литература стала не нужна. Они перестали читать детям сказки, и выросшие дети уже понятия не имеют о художественном слове. Люди созданного Автором будущего, опьянены плодами техногенной цивилизации, им сытно и тепло, но они разучились печалиться, плакать, мечтать и добиваться. Посчитав материальные блага основным, люди перестали желать духовного, без чего, оказывается, невозможно быть людьми.
Гульнара Айтуганова, дата: 04.04.2016 в 20:47  
#3 В этой ситуации люди не способны излечить себя сами, а требуется робот Максим, «бездушная, дефективная железяка», пожелавший стать человеком, чтобы, пусть и ценой собственной жизни, вернуть людям душу…
Гульнара Айтуганова, дата: 04.04.2016 в 20:50  
#4 Пока есть учителя литературы в школе такие как Вы, Нина Васильевна, кто учит думать,кто прививают любовь к прекрасному, уважение к слову, кто растит душу в детях, я точно знаю,что все не так страшно!
Гульнара Айтуганова, дата: 04.04.2016 в 21:05  
#5 К сожалению, в настоящее время - век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Первыми, кто должен воспитать интерес детей к книге, должны быть родители и воспитатели в детских садах. Но современным родителям самим не до чтения, а в детских садах те же ИКТ на занятиях (последняя новость на Главной странице). Конечно, сегодня мы уже не такая читающая страна, как в 20 веке, но всё-таки наши дети читают, а педагоги-словесники (и не только) работают над задачей приобщения детей к чтению художественной литературы, раскрывая её красоту и значение в познании мира.
Татьяна Образцова, дата: 04.04.2016 в 21:38  
#6 Действительно, тема актуальнейшая. И пища, полная чаши, для обсуждения. На мой взгляд, книги всё же останутся. По сравнению с электронками-книгами, настоящие бумажные книги - это-что-то. Их можно потрогать, обнять, листать... Это так приятно. Не думаю, что бумажные книги исчезнут. И не думаю, что интерес к ним спадет. Даже если мы читаем, начали читать электронные книжки, но мы читаем всё же. Мы без чтения никуда. Мы читаем на каждом шагу. Но чтение литературы, естественно, совсем другое. Я тоже думаю, что к чтению любовь нужно развивать с малых лет. Ведь как с интересом наши малыши разглядывают книжки, как им хочется читать, как они слушают чтение родителей перед сном!.. Боже, как упоительно, если так подумать. Но не всем родителям до такого чтения книг с малышами. Вот и получается - падает интерес к чтению. Конечно, причина не только в этом. Но как бы то ни было, не хотелось бы, чтоб литература и книги исчезли.
Ольга Степанова, дата: 05.04.2016 в 7:37  
#7 Какой трогательный рассказ! Даже робот понял, что в мире творить неладное, коли дети перестали читать. И разучились читать - способны осваивать только короткие тексты в виде комиксов или подписи к демотиваторам. И нам наука- надо читать, читать и читать! Обсуждать прочитанное, перенося книжный материал на жизнь детей. Огромное спасибо, Нина Васильевна, за очередной блог, богатый на информацию и на размышления!
#8 Нина Васильевна, прочитала на одном дыхании, захватывающий рассказ! Да, действительно, дети теперь ничего не читают. Знаю по своим второклассникам. Но одно пока хорошо - очень любят слушать и рассуждать о прочитанном. О домашнем чтении теперь все забыли. Так что остаётся только чтение в школе, часы которого уменьшаются даже в начальных классах. А жаль. Замечательный блог! Спасибо, Нина Васильевна!
Валентина Мурашева, дата: 06.04.2016 в 18:24  
#9 Не буду писать много, что думаю по этому поводу. Каждый сам должен дойти до осознания необходимости духовного развития. Всем и так понятно: не читаешь - не пишешь. Глупость так распространилась, что уже выглядит в качестве эталона. Толи еще будет...
Нина Егорова, дата: 08.04.2016 в 21:46  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ