Так если золото в реках Подмосковья? Оказывается, есть, и довольно много. В советские годы подмосковные предприятия в год обрабатывали около 4 тонн золота. Последнее время эти специализированные заводы и фабрики в области «загорают без дела». В то же время, как считают специалисты, в Московской области есть места, где на 1 тонну породы приходится больше 17 миллиграммов этого драгметалла! А промышленная добыча россыпного золота считается рентабельной, если в тонне не меньше 10 миллиграммов.
Насколько реальна добыча золота в Подмосковье? Надо сказать, что слухи о местном золоте ходили издавна. По преданиям старины глубокой, в Московии добывали до 300 пудов золота ежегодно! Из него и украшения делали, и монеты чеканили, и даже продавали соседям…
Золото «мыли» и в самой Москве, в Сокольниках. Но больше всего, судя по дореволюционным газетам, его добывали на севере Московской области, недалеко от поселка Икша. Здесь мелкие речки, стекающие с Клинско-Дмитровской гряды, размывают ледниковые отложения, содержащие незначительной количество драгоценного металла, и понемногу обогащают свой песок золотинами. Одна из таких речушек, протекающих под Икшей, и сейчас радует местных жителей и любителей каменных сувениров мелкими золотыми крупицами. А среди старожилов до сих пор жива легенда о «золотом ручье», в котором удачливые добытчики отмывали не отдельные крупицы золота или «знаки», как их называют шлифовщики, а граммы драгоценного желтого металла!
В последние годы эти слухи получили, если так можно выразиться, «картографическое» подтверждение. Если внимательно присмотреться к недавно вышедшей карте достопримечательностей Московской области, то в Дмитровском районе можно увидеть между деревнями Игнатово и Протасово условный знак «Au — химический элемент под атомным номером 79, тяжелый, блестящий металл желтого цвета — золото».
О подмосковном золоте первый раз вспомнили в начале XIX века, слухи о золоте заполонили Москву. Про «золотую речку» безуспешно допытывались даже наполеоновские солдаты. После окончания войны 1812 года заинтересовались подмосковным золотом и посланцы российского императора. Но жители Московской губернии и первопрестольной не раскрыли секрета подмосковного золота.
Перед самой революцией «золотая лихорадка» снова вспыхнула в Дмитровском районе. На берегу безымянной речушки местный крестьянин нашел два золотых самородка. Их перекупил столичный торговец. Вскоре по московским трактирам и базарам заходили «абсолютно секретные» списки и чертежи с указанием «верного места». Множество людей потянулись под Икшу за золотым миражем. Не выдержал и король репортеров — Владимир Гиляровский, который также оказался среди любителей быстрого обогащения и посетил одно из «верных мест».
В путеводителе по Московской губернии появились строки: «Близ станции Икша… найдены золотоносные россыпи — золото находили в хрящеватых валунных наносах ледникового происхождения».
В статьях московских и петербургских газетах замелькали заманчивые заголовки: «Клондайк под Москвой», «Русская Калифорния», «Золотая речка»… Предприниматель Пономарев создал акционерное общество для организации промышленной добычи подмосковного золота, в которое вступили серьезные и солидные промышленники и купцы. Но… подмосковная «золотая лихорадка», ярко вспыхнув, быстро погасла. Золото-то в речках действительно было, а вот технологии экономически выгодной добычи тонкодисперсного золота, содержавшегося в отложениях в незначительном количестве, не существовало.
В настоящее время поселок Икша это административный центр городского поселения Икша образованного путем слияния Белорастовского сельского округа с центром в ОПХ «Ермолино» и поселением Икша. В состав городского поселения Икша входит 13 населенных пунктов в которых проживает на 2016-й гоа 6337 человек. Общая площадь земель составляет 7237 га.
Основной достопримечательностью поселения Икша является Икшинское волохранилище, которое образовалось в результате строительства шлюзов на канале им.Москвы. Живописная холмистая местность, купание, рыбалка, в зимнее время горнолыжный спуск на Сапун-горе — многое привлекает отдыхающих в эти места.
Историческим памятником городского поселения является церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст, которая существует сначала 17 века. Именно в ней находится часть иконостаса храма Христа Спасителя. В поселке Икша построена церковь блаженной Матроны, строится храм святого мученика Серафима Звездинского.
Современная Икша — одно из самых молодых поселений Дмитровского района. Первоначально населенный пункт назывался рабочим поселком Икша, и возник рядом с железнодорожной станцией Икша Савеловского направления и гвоздильным заводом на реке Икша. А еще раньше на месте гвоздильного завода был брод через речку Икшу на старом тракте из Москвы в Дмитров, а возле брода водяная мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Речка в этом месте была перегорожена плотиной, и из хозяйственных построек при ней находился добротный бревенчатый дом и амбар.
Незаселенные земли, на которых был построен поселок, долгое время входили в состав земельных угодий села Игнатова, и вместе с ним являлись церковной (патриаршей) вотчиной. Левобережная часть реки Икша (урочище Репчиха), расположенная на 44 м выше террасы, по которой текла река (по ней пустили трассу канала), с давних времен была известна близким расположением к поверхности громадных валунов различных пород. Когда в 1870 г. началось строительство шоссе Москва — Дмитров, то добыча булыжного строительного камня для жителей села Игнатова стало основным промыслом.
В лесу в окрестностях современной Икши игнатовцы искали места, где лежит камень, рыли котлованы, всяк по себе и без особых наделов, и, сняв крепкий глинистый слой, извлекали тяжелый булыжник на поверхность. После чего грузили в колымагу и везли на шоссе, где и принимали у них этот камень. Помимо камня бывшие крестьяне занимались добычей гравия и песка для шоссе. Именно южнее станции Икши были тогда разработаны карьеры, богатые горным песком.
Добыча икшинского камня увеличилась с началом строительства Савеловской железной дороги в I897–I900 гг. Природные богатства окрестностей пошли в Москву вагонами, и немало московских улиц замощено икшинским камнем. Добыча песка, гравия и камня в районе Икши и способствовало рождению поселка. К 1907 году поселок Икша состоял из построенных вдоль шоссе и железной дороги: станции Икши, двух пристанционных зданий, водокачки, водонапорной башни, двух трактиров с магазином, кузницы, монастырской мельницы и нескольких домов. Всего 14 зданий.
Один из старожилов пристанционного поселка, Романов Афанасий Никитич, разбогатев как приказчик Гонсовского, вскоре организовал в районе села Игнатова и станции Икша производство по добыче торфа (с 1906 г.), при котором содержал 60 человек наемных рабочих.
Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, при его содействии и при поддержке немецких фирм в Москве Тильманса и Эриксона, предприимчивый механик Яхромской фабрики Юлиус Вильям Пеге самовольно основал в 1907 г. на месте мукомольной мельницы Дмитровского Борисоглебского монастыря на реке Икша гвоздильный завод. Для этого Пеге, поставив водяную турбину, приспособил механизм водяной мельницы под гвоздильное производство. При дальнейшем расширении завода в 1909 г. в помощь турбине было установлено водяное колесо, а в 1910 году — небольшой нефтяной двигатель. В 1910 году выстроена казарма для рабочих, через год — каменный корпус для гвоздильного отдела, еще через год установлен паровой локомобиль системы Вольфа, а в 1913 г. возведен тянульный каменный корпус. Работал завод в две смены, имел около 100 человек рабочих. С июля 1915 г. по декабрь 1917 г. завод выпускал колючую проволоку для военно-инженерного ведомства. Оборудован был завод на производительность 5000 пудов железных гвоздей, 8600 пудов проволоки в месяц. Фактически давал в месяц 4500 гвоздей, 4800 проволоки.
В 1913 г. Икша уже значится поселком, в котором был гвоздильный завод и 3 чайные лавки.
В 1918 г. проезд из Москвы до станции Икша стоил 50 коп. разовый в 3 классе, а дневной заработок подносчика основ на Яхромской фабрике составлял 55 коп.
По данным на 1924 г. на станции Икша и проволочно-гвоздильном заводе (в общежитии) проживали 161 человек, действует смешанная рабочекрестьянская ячейка РКП (б), ячейка РКСМ, работает электростанция, есть рабочий клуб, кинематограф при рабочем клубе, библиотека, сельхоз трудовая артель «Родная доля», механическая мельница и крупорушка, рабочий кооператив, приемный покой, почтовое отделение, пожарная дружина, с 1927 г. в поселке открыта школа.
Когда в 1932 г. в районе станции Икша начались работы по строительству канала им. Москвы, то трасса нового гидросооружения должна была пройти по руслу реки Икша и по ее левому берегу — по самой сердцевине молодого пристанционного поселка. А потому часть участка шоссе Москва — Дмитров и поселок перенесли выше от трассы, вверх на холм, где они сейчас и находятся. Бывшая монастырская мельница, а в то время гвоздильный завод, были разрушены, на их месте выстроен шлюз № 6. Плотина, перегородившая реку Икшу, создала красивейшее в Подмосковье Икшинское водохранилище, а выстроенный заново на гребне холма поселок, в 1939 г. получил название рабочий поселок Икша, в состав которого была включена и деревня Ртищево (с 1930 г. — колхоз «Ртищево»).
В ноябре 1941 г. немецкие войска были остановлены в 3 км от Икши, поселок, оказавшись в зоне военных действий, был подвержен значительным разрушениям. Когда в декабре вражеские войска были оттеснены нашими войсками за пределы Дмитровского районе, близ Икши остались могилы павших в боях советских воинов. Вечная им память!
Земля Икши богата родниками. Один из них был облагорожен — появились дорожка с твердым покрытием, сквер, проведено освещение.
Сегодня Икша — это административный центр городского поселения Икша, здесь находится администрация поселения. Тем, кто не был здесь последние несколько лет, Икшу не узнать! Построен детский сад «Огонек», капитально отремонтированы Дом культуры, школа, поликлиника, фасады домов по улицам Комсомольская, Рабочая, Икшанская, Садовая, полностью заменена теплотрасса на улице Инженерной. Хорошие современные дороги, благоустроенные придомовые территории, освещенные улицы, ухоженные памятники, подъезды в домах, украшенные цветами и картинами, новый ФОК, достаточное число мест в детских садах, детские площадки — кругом порядок и чистота.
Современная Икша похожа на аккуратный европейский городок, в котором ценят каждую «копейку» и тратят ее на пользу общего дела — чтобы жителям было комфортно жить и работать в своей любимой Икше.
Видеофильм "Малые города России"
Видеоэкскурсия по Икше "Прошлое и настоящее рядом"