С нами 14075 учителей, 5010 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Коста Леванович Хетагуров
Просмотров: 20488, дата: 01.03.2015, автор: Алла Дзарасова
  Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира», в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами. Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г.. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние.  

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова.
Дом, где родился Коста Хетагуров.
 Что брови сдвигаешь,
Отец?Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть.
О матери своей Коста не помнил совсем ничего.Образ матери и детство, не согретое её теплом и лаской, лейтмотивом проходят через всё его творчество.Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское ныне село имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

 В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую проф. П. П. Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
 По возвращении в Осетию наряду с творческой работой вел активную просветительскую деятельность: устраивал выставки, музыкально-литературные вечера, содействовал развитию сценического искусства и школьного образования в Осетии. В частности, был активным противником закрытия в 1891 года губернскими властями Ольгинской женской школы во Владикавказе - единственного учебного заведения для горянок. Протест местной интеллигенции во главе с Коста Хетагуровым помешал этому свершиться. Но протестная акция стоила высылки Коста из Терской области сроком на 5 лет. С февраля 1893 года он стал постоянным сотрудником, фактически редактором газеты «Северный Кавказ», вел идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. За что в мае 1899 года был вторично выслан из Осетии.
Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. 
Анна Попова(читайте красные буквы сверху вниз)

                              Ах,с каким безграничным восторгом,дитя,
  На руках из мишурного света
     Я унес бы далеко, далеко тебя

   И любил бы любовью поэта…
                        Детский слух услаждал бы я лирой  своей,
И под звуки ее  безмятежно

                Засыпала б ты сладко на груди  моей,
      А я пел бы, баюкал бы нежно…

                 Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
                     О восторгах любви, наслажденьях труда
             И о светлом блаженстве свободы…


Через два года вернулся на родину, но годы преследования дали о себе знать: в 1903 году он тяжело заболел и не смог вернуться к активной творческой деятельности. Последние годы жизни поэт провел в доме отца в селении Георгиевско-Осетинское, ныне село К. Хетагурова Карачаево-Черкесской республики. Умер Коста 19.03.1906 г. Прах его упокоился в пантеоне храма Святой Богородицы во Владикавказе.
        Коста Хетагуров оставил большое творческое наследие – пятитомное собрание сочинений. Он писал свои произведения на осетинском и русском языках. Стихи и поэмы, написанные на русском языке, впервые вышли отдельным изданием в 1895 году в Ставрополе под названием «Стихотворения». Но всю силу и обаяние поэтического таланта Коста можно ощутить только в его «Осетинской лире», которая увидела свет в 1899 году. Выступая в своих произведениях против угнетения народов Кавказа, защищая их национальное достоинство от великодержавного шовинизма, Коста в то же время призывал земляков приобщаться «к благам культуры, к духовному слиянию их с общей родиной» - Россией. 
      Поэтическое искусство Коста Хетагурова выросло на почве русской художественной культуры и осетинского народного творчества. Он создал уникальную индивидуально-профессиональную традицию в словесном искусстве Осетии, закрепил за поэтическим словом значимость общенационального дела.
После выхода «Осетинской лиры» национальная духовная жизнь осетин стала немыслима без поэтического слова. Коста был также первым осетинским профессиональным живописцем. Последователь русских художников-реалистов, он с большим мастерством показал в своих картинах жизнь простого народа, писал портреты лучших людей и пейзажи родного Кавказа.

 Нерукотворный образ   Скорбящий ангел

 Дети на каменоломне Мост
 Гонка араки
 Творческое наследие Коста в ХХ веке получило всесоюзное и мировое признание, его произведения переведены на многие языки народов СССР, Европы и мира.
Общественная и творческая деятельность великого поэта стали объектом постоянного внимания многочисленных исследователей. В столицах Северной и Южной Осетии - Владикавказе и Цхинвале – установлены монументальные памятники поэта, его именем назван головной вуз республики – Северо-Осетинский государственный университет. Имя Коста также носят улицы, театры, парки, корабли, населенные пункты, дома, музеи и государственные премии РСО-Алания и РЮО. Но самой большой наградой для поэта является неиссякаемая любовь народа.

  с.Нар - Родина Коста (Алагирский район РСО-А) Дом-музей Коста Хетагурова.

«БУДЕМ, КАК КОСТА, В БОРЬБЕ, В ТРУДЕ, В ПРЕДАННОСТИ СВОЕМУ НАРОДУ!  БУДЕМ, КАК КОСТА, ВЕРНЫ СВОЕМУ ДОЛГУ, СВОЕМУ МЕЧУ В БОРЬБЕ С ВРАГАМИ, ПРИСПОСОБЛЕНЦАМИ, ЛЖЕЦАМИ, ВСЕМИ ПРОТИВНИКАМИ СОЦИАЛИЗМА!»
                                                                   А. ФАДЕЕВ.


Памятник Коста на Родине в с. Нар

Празднование юбилея Коста в с. Нар

 

СТИХИ КОСТА ХЕТАГУРОВА

Я не поэт... Обольщенный мечтою,
Я не играю беспечно стихом...
Смейся, пожалуй, над тем, что порою
Сердце мне шепчет в безмолвье ночном...

Смейся!., но только я каждое слово
Прежде, чем им поделиться с тобой,
Вымолил с болью у счастья былого
И оросил непритворной слезой...

Вот почему мои песни звучали
Многим, как звон поминального дня...
Кто не изведал борьбы и печали,
Тот за других не страдает, любя!

1894 г.


А. Я. П.

Скрывать, молчать, страдать безмолвно
Нет сил, терпенья больше нет,—
Как знать,— обижу ли вас кровно,
Найду ль сочувствье и ответ?

Но все, что так терзает душу,
На части разрывает грудь,—
Давно уж просится наружу,
Давно уж пробивает путь.

В признанье я не вижу цели,
Молчаньем я себя травлю...
Чего хочу на самом деле? —
Зачем вам знать, что вас люблю?

1888 г.
г. Владикавказ
Умру я, и что же?— слезою участья
   Почтишь ли могилу мою,
И смерть моя ляжет ли тучей ненастья
   На душу больную твою?

Нас общее дело когда-то сближало,—
   Хотели чему-то служить,—
Мы были друзьями, но что-то мешало
   Нам нежно друг друга любить.

Не бедность ли злая, нужда и заботы
   О хлебе насущном?.. Да, да! —
Мы жаждали оба простора, свободы
   И счастья другого труда.

Так мы и расстались... и годы летели...
   Жалея друг друга не раз,
Мы розно боролись... Достиг ли кто цели,
   Намеченной каждым из нас?

Нисколько! Бесплодно расходуя силы,
   Мы оба боролись с нуждой...
Состарились оба, брезгливы и хилы,
   Без слез, без улыбки живой.

К чему ж мы лишили возможного счастья
   Цветущую юность свою? —
За эту ошибку слезою участья
   Почти хоть могилу мою...

1893 г.


Памяти П. И. Чайковского

Разбита стройная, чарующая лира,
Повержен жертвенник, разрушен пышный храм,—
Навеки улетел «соловушка» от мира
В страну далекую, к далеким небесам...

И стало тяжело на сердце, безотрадно,
И мрак, холодный мрак сгустился над душой,—
Удар безвременный, и как он беспощадно,
Как неожиданно направлен был судьбой!

Оценим ли теперь великую потерю,
Горячая слеза Найдется ль у кого?
Тогда лишь в будущность народа я поверю,
Когда он гения оплачет своего;

Когда печаль свою он глубоко сознает
И вещие слова поэта он поймет:
«Пусть арфа сломана,— аккорд еще рыдает...
Не говорите мне: он умер,— он живет!»

1893 г.


На Пасху

Взгляни на мир, на всю природу:
Как жизнь, согретая лучом
Весенним, рвется на свободу,
Неудержимым бьет ключом!

Как всё бесхитростным весельем
Полно, как пышно все цветет!
Как все любовью, всепрощеньем
И лаской братскою зовет!

Как нежны переливы дали,
Как глубока лазурь небес!
Забудь же, милый друг, печали
И пой со мной — Христос воскрес!

1896


Памяти А. Н. Островского

Угас и он, как витязь благородный,
Не кинув бой неравный до конца,—
И эта смерть печалью безысходной
Наполнила все чуткие сердца.

Уж нет его среди друзей послушных,
Соратников под знаменем любви...
Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных,
Себя его идеей вдохнови.

Невежеством беспомощно сраженный,
Ты не сходи с тернистого пути,—
Иди за ним! И факел, им зажженный,
Раздуй сильней и всюду им свети.

Пусть умер он для новых вдохновений,
Для новых дум, печалей и труда,
Ведь не умрет его великий гений
В его родном народе никогда.

1894 г.

Памяти М. Ю. Лермонтова

Зачем, поэт, зачем, великий гений,
Явился ты так рано в этот мир,
Мир рабства, лжи, насилья и гонений,
Мир, где царил языческий кумир?..
Зачем судьба с таким ожесточеньем
Гнала тебя из-за пустых интриг
Трусливых бар, взлелеянных бездельем,
Когда клеймил их твой могучий стих?
Ты нужен был не царству бар и рабства,
А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!
Твой мощный стих, могучие аккорды
Рассеяли б остаток прежней тьмы,—
Тогда бы по пути добра, любви, свободы
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

1901 г.


МАТЬ СИРОТ
 
Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.
 
Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем...
Светится на круче
Сакля огоньком.
 
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
 
Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.
 
На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
 
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
 
«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»
 
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слезы в котелок...
 
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
 
Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
 
Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.
 
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
 
Капают по капле
Слезы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
 
Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.
 
Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
 
«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
 
Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...
 
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
 
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
 
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.
 
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
 
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их...





 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 С интересом познакомилась с творчеством Косты. Спасибо за приглашение. Обязательно проведу беседу с учащимися, ведь в год литературы это очень даже кстати. Перед глазами остался имидж памятника в горах - он необычный. Спасибо ещё раз.
Ольга Степанова, дата: 03.03.2015 в 7:19  
#2 Ольга.спасибо большое за отзыв...Блог буду дополнять. Хотела разместить музыку.но не поьучилось. Выдает не тот формат.задала вопрос админ.пока ответа не было. Если хотите.напишите адрес эл.почты.а я Вам отправлю презентацию с музыкой. Здесь не получилось прикрепить... Спасибо еще раз...
Алла Дзарасова, дата: 04.03.2015 в 1:29  
#3 Стихотворение " Мать Сирот" Задело за душу.Очень печальна и монументально сразу.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 23.03.2015 в 12:38  
#4 Стихотворение "Мать сирот" входит в учебную программу по осетинской литературе...мы его учили наизусть, но на родном языке.
Алла Дзарасова, дата: 25.03.2015 в 16:18  
#5 Спасибо за прекрасный рассказ о великом человеке- мыслителе, поэте и художнике!
#6 Спасибо за приглашение, богатейший материал, многое узнала только благодаря Вам
Валентина Титова, дата: 28.04.2015 в 20:56  
#7 Спасибо за такой интересный материал! Стихотворения действительно потрясающие! В них - душа, страдания.
Нина Анатольевна Сухорукова, дата: 05.05.2015 в 17:57  
#8 Очень богатый материал. Спасибо тебе за твое творчество. Можно было бы еще о соборе Вознесения Господня написать. Коста сделал внутреннюю художественную роспись стен и потолков в соборе.
Людмила Бекоева, дата: 20.12.2015 в 9:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.