С нами 17186 учителей, 7305 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Проект “ Матрёшка”.
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Тема: Проект “ Матрёшка”.
Цели:
1. Обучение проектировочной деятельности обучающихся.
2. Развитие художественно-изобразительных навыков.
3. Воспитание чувства любви к народному творчеству.
Задачи:
1. Научить проектировать деятельность обучающихся.
2. Научить делать роспись по дереву.
3. Развивать навыки работы с красками, бумагой, ножницами.
4. Воспитывать эстетический вкус, чувство цветовой меры и интерес к изобразительному искусству в целом.
Оборудование:
У учителя:
рушники,
матрёшки,
демонстрационный материал,
карта России,
магнитофон.
У учеников:
заготовки матрёшек,
гуашь,
акварельные краски,
кисти,
коробки для упаковки,
подарочная бумага,
клей.
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
1. Беседа.
- Ребята, отгадайте загадку
“Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка”.
( Матрёшка).
Продолжаем работу над проектом “ Матрёшка”.
В 90-х годах XIX века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.
Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.
В 1900 году в г. Сергиевом Посаде (г. Загорск) Московской области ( показ по карте России) начали массовое производство матрёшек.
В 1913 году для выставки в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.
Как же выглядит сергиево-посадская матрёшка?
Ученик:
- У матрёшки Сергиева-Посада волосы русые, лицо улыбчивое, чётко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. На рукавах геометрический узор. Правая рука согнута, левая опущена.
Учитель:
- 100 лет назад производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района. Здесь изготавливают их и сейчас.
Какая же она семёновская матрёшка?
Ученик:
- Семёновская матрёшка более стройная. Для росписи используются яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её передничке всегда букет ярчайших цветов. Край платка украшен цепью небольших бутонов. Лицо взрослое, глаза светлые, строгие брови с изгибом. Гладкие волосы.
Учитель:
- Семёновский промысел дошёл и до Полхов-Майдана, что в 100 км от Мурома.
Ученик:
- Лицо полхов-майданской матрёшки несколько лукаво, в окраске одежды господствует малиновый и фиолетовый цвета. Буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрыли всю фигуру матрёшки. Чёрный контур объединяет сочные цвета.
Учитель:
- В чём же секрет успеха и долгожития матрёшки?
Облик матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры и элементы народного традиционного костюма (сарафан, фартук). Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
(2 ученика читают стихи)
1.- Куда идёшь, матрёшка?
-За ягодой морошкой.
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье-
Угощу вареньем!
2.У тётушки матрёшки
Дом большой, хороший
В этом доме семь дверей
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.
Учитель:
- И сегодня русская матрёшка желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира. А помогает в этом реклама.
( Девочки в сарафанах поют частушки про матрёшек).
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
2. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
3. Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
4. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка!
5. Шла по ягоду Матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
6. Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
7. Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрёшки.
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках.
8. Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки.
Из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочках.
- Ребята, какой праздник приближается?
( Новый год).
- Кто из вас ждёт этот праздник? Почему?
(Ответы детей)
- Все вы любите получать подарки. А кто из вас любит их дарить?
- Есть у нас в Полысаево ребята, которые очень ждут подарки. Живут они в Доме ребёнка.
- Откройте свой бизнес-план.
- Каково может быть назначение матрёшки?

- Для чего предназначена ваша матрёшка?
(Ддля подарка)
- Обоснуйте свой выбор.
(Ответы)
- Чему равна себестоимость вашей матрёшки?
(Ответы)
- А заводская матрёшка стоит от 250 рублей и больше. Смогли бы вы подарить такую?
(Ответы)
- Итак, цель ясна – приготовить в подарок малышам матрёшки.
- При проведении исследования, какую форму матрёшки вы выбрали?

- Как вы понимаете, что такое “дизайн”?
(Ответы)
- В словаре это слово трактуется так:
Дизайн - художественное проектирование предметов, производимых промышленностью, художественное конструирование.
- Какие средства вы использовали для оформления дизайна?
Акварель

- Сегодня мы будем изготавливать упаковку для матрёшки.
- Отгадайте загадку.
“2 кольца, 2 конца,
Посредине гвоздик”.
(Ножницы)
- Какие правила техники безопасности при работе с ножницами вы знаете?
1. Передавать кольцами;
2. Держать в закрытом виде;
3. Ножницы лежат справа
- С какой стороны от вас должны лежать материалы для упаковки?
(Слева)
- Какие правила рабочего человека вы знаете?
1. Работать дружно.
2. Содержать своё место в порядке.
3. Экономно расходовать материалы.
4. Сделал сам – помоги товарищу.
5. Закончил работу- убери рабочее место.
Физминутка.
- Мы с вами продолжаем работу в мастерской народного промысла “Полысаево”.
- Ребята, прочитайте пословицу: “Рукам работа – душе праздник”
- Как вы понимаете смысл пословицы?
(Ответы)
- А чтобы упаковка получилась красивая, вы должны постараться.
Сегодня все вы будете дизайнерами. Это художники-конструкторы, которые делают красивые изделия.
По окончании работы подведёте итоги в бригадах.
Подумайте, как бы вы представили или прорекламировали свою матрёшку.
1. Самостоятельная работа под музыку.
2. Защита изделия.

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ