Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».
Любовь Ганжала
20.08.2014
4947
519
0
Начальная школа / Уроки
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».
Цель: знакомство учащихся с порядком разбора местоимения как части речи, с ролью личных местоимений в речи.
Задачи.
Образовательные: развивать умение распознавать местоимения в тексте; формировать умение употреблять личные местоимения в речи; формировать умение выделять грамматические признаки местоимения как части речи
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, устную и письменную связную речь; развивать умение оценивать свои знания.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес и уважение к русскому языку.
УУД
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, кластер, звезды для самооценки (красные, желтые, синие), 12 звезд, 4 конверта с признаками, плакат самооценки.
Ход урока.
Этап урока Деятельность педагога Содержание Деятельность учащихся Результат (УУД)
I. Организационный момент (3 мин.).
Слайд 1
Звучит музыка.
Я читаю слова.
Слайд 2
На доске -плакат.
- Вот звёздное небо!
-Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди них созвездие Знаний блуждает!
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие к созвездию Знаний и увидим, как оно выглядит.
- Давайте прочитаем, о чем вы должны помнить, работая на уроке.
-Мы уже многое знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
-Мы имеем право на ошибку.
У вас у каждого по три звезды, которыми вы сами себя будете оценивать:
Голубая – вы все сделали правильно,
Желтая – допустили 1 ошибку,
Красная – допустили несколько ошибок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слушают.
Читают.
Работают в тетради. Личностные УУД
воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
( 5 мин.)
Слайд 2
Звезда 1
Задание 1.
Звезды:
Род, число, лицо, существительное, личное, местоимение, начальная форма,
одушевленное или неодушевленно
Слайд 3
Слайд 4 Звезды все пересчитаю,
Все кометы перечту –
Так я прошлое узнаю
И грядущее прочту.
В небе множество загадок –
Знаю их наперечет.
Наведет всегда порядок
В звездных картах … (звездочет)
(Б. Поляков)
- К нам в гости пришел Звездочет и принес звездочки с заданиями.
- Звездочет вместе с вами будет путешествовать к созвездию Знаний.
Послушайте первое задание.
1. Найдите местоимения в тексте.
2. Что такое местоимение?
3. Что вы можете рассказать о местоимении мы?
Звездочет поймал несколько звезд, упавших с неба и принес к нам.
Прочитайте, что на них написано.
- Как можно назвать слова, записанные на звездах?
- Выберите среди них только те признаки, которые относятся к местоимениям.
- Проверьте, все ли признаки выбрали.
- Давайте посмотрим, какие звезды преобладают на небе после выполнения 1-го задания.
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Достают звездочку и читают задание.
Мы, у нас
Рассказывают правило.
Мы – 1 лицо, мн.ч.
Переворачивают звезды.
Читают записи на звездах.
Признаки частей речи.
Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.
Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.
Самооценка.
Разбор местоимения как части речи. Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
Регулятивные УУД
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
III.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.
(6 мин.).
Звезда 2
Конверт
Порядок разбора.
Слайд 5
Собираю созвездие.
на доске.
Звезда 3.
Созвездие
Слайд 6
- Послушайте следующее задание.
2. Разберите в группах местоимение
у нас.
- У каждой группы на столе конверт с признаками местоимений. Откройте его, расположите эти признаки по порядку, чтобы разобрать местоимение как часть речи.
- Произведите разбор на листах фломастером.
- Защита у доски.
Проверка.
- Почему не определили род?
- В каком лице можно определить род?
- Командиры, проверьте, так ли ваша группа выполнила задание.
- Задание было одно?
- А как вы его выполнили?
-Почему так получилось?
- Прочитайте алгоритм разбора местоимения на с. 67.
- У вас на столе кластер, сейчас мы его будем заполнять.
- Обратите внимание на образец записи.
- Какие слова сокращены? Как?
- Уважаемый Звездочет принес ещё одну звезду. Послушайте задание.
- Разберите местоимение как часть речи по алгоритму.
- Работаете в парах.
- Записываете в тетради.
- Взаимопроверка.
- Самооценка Достают звезду.
Распределяют в группах.
Разбирают в группах на листах.
Проверяют.
Проверяют
По- разному
Мы не знаем порядка разбора местоимения.
Читают алгоритм на с. 67.
Составляют кластер
Читают задание.
Работают в парах
в тетради.
1 ряд - вам,
2 ряд – нам,
3 ряд – тебе.
Проверяют друг у друга.
Самооценка Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах
4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Высказывать предположения на основе наблюдений.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Физминутка Звезда 4. (2 мин.) Звездочет приглашает вас на физминутку
Слайд 7 Представьте, что вы звездочки. Вы летите в космосе, между другими звездами.
Повторяйте движения за мной.
V. Углубление и обобщение изученного.
(10 мин.)
Словарная работа.
Шкатулка.
Этимология
Слайд 8
Словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 13
Звезда 5
Созвездие
Звезда 6
Созвездие
Слайд 14
- Звездочет пришел к нам в гости не с пустыми руками. У него в шкатулочке удивительный предмет.
- А какой, вы узнаете, отгадав его загадку.
Горит, но не огонь.
Светит, но не звезда.
Освещает путь в темноте, но не маяк.
(фонарь)
- Запишите слово фонарь, подчеркните орфограммы.
- Какие орфограммы вы подчеркнули?
- Фонарь – (греч. турецк).
род коробки со стеклами для держанья огня, света.
- Прочитаем определение в словаре С.И. Ожегова.
- Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.
- Составьте словосочетания со словом фонарь. Лучшие мы запишем в тетрадь.
- Это ручные и шахтерские фонари,
- А есть уличные фонари.
- Вам известны Царь-колокол, Царь-пушка,
а есть ещё «Царь-фонарь», который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек.
4. У Звездочета есть любимое произведение.
1) Прочитайте текст вслух, определите жанр.
- Найдите речевые ошибки,
- Как устранить эту ошибку?
- Откройте учебник, найдите упр. 299, стр. 68.
- Замените существительные местоимениями, чтобы получился красивый текст. Работаете в парах.
2) Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.
«Какая она маленькая, - подумал Фонарь. – А так высоко забралась. Ей, наверное, страшно..».
Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась прыгать вниз.
- Почему вы не заменили существительное Звезде?
3) Звездочет предлагает списать 1 варианту – 1 абзац, 2 варианту – 3 абзац.
- Найдите и подчеркните личные местоимения.
4) Разберите местоимения как часть речи:
1 вариант – местоимение м.р.
2 вариант – местоимение ж.р.
- Самопроверка.
- Самооценка
Отгадывают
Записывают слово – фонарь и подчеркивают орфограммы.
Отвечают
Читает ученик в словаре.
Яркий фонарь, потухший фонарь, ручной фонарь, уличный фонарь, посветил фонарем (записывают 2-3 сочетания).
Сказка.
Повтор имён существительных Фонарь и Звезда
Заменить существительные местоимениями.
Работа в парах.
Заменяют существительные местоимениями.
Читают исправленный текст.
В предыдущем предложении существительное Звезда уже заменено местоимением.
Списывают текст.
1 вариант – 1 абзац.
2 вариант – 3 абзац.
Находят местоимения.
Разбирают местоимения самостоятельно:
1 вариант – он
2 вариант – она
- Самопроверка.
- Самооценка Познавательные УУД
Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VI. Итог урока.
Слайд 15
Слайд 16
- Вот мы и завершили путешествие.
- На что похоже созвездие Знаний?
- Перед тем, как Звездочет отправится к себе, давайте повторим:
- Какая тема урока была сегодня?
- Повторим алгоритм разбора местоимения как части речи.
- Ребята, а Звездочет хочет проверить, хорошо ли вы знаете личные местоимения. Он приготовил вам загадки.
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)
2. Какие два местоимения мешают движению? (ямы)
3. Сколько личных местоимений в слове семья?(7)
4. Первый слог – личное местоимение, второй – звуки, которые издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква)
На «пятерку»
Повторяют алгоритм по созвездию.
Отгадывают загадки.
VII. Рефлексия.
(3 мин.)
Слайд 17
Слайд 18 - А сейчас оцените свою работу на уроке.
- Доскажите фразу до конца и прикрепите свою звезду на наше небо.
– Я научился разбирать местоимение как часть речи …
- Спасибо за работу.
Отлично (голубая звезда)
Хорошо (желтая звезда)
Нормально (красная звезда) Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VII. Домашнее задание. (1 мин) На доске Упр.300, с. 68,
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».
Цель: знакомство учащихся с порядком разбора местоимения как части речи, с ролью личных местоимений в речи.
Задачи.
Образовательные: развивать умение распознавать местоимения в тексте; формировать умение употреблять личные местоимения в речи; формировать умение выделять грамматические признаки местоимения как части речи
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, устную и письменную связную речь; развивать умение оценивать свои знания.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес и уважение к русскому языку.
УУД
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, кластер, звезды для самооценки (красные, желтые, синие), 12 звезд, 4 конверта с признаками, плакат самооценки.
Ход урока.
Этап урока Деятельность педагога Содержание Деятельность учащихся Результат (УУД)
I. Организационный момент (3 мин.).
Слайд 1
Звучит музыка.
Я читаю слова.
Слайд 2
На доске -плакат.
- Вот звёздное небо!
-Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди них созвездие Знаний блуждает!
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие к созвездию Знаний и увидим, как оно выглядит.
- Давайте прочитаем, о чем вы должны помнить, работая на уроке.
-Мы уже многое знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
-Мы имеем право на ошибку.
У вас у каждого по три звезды, которыми вы сами себя будете оценивать:
Голубая – вы все сделали правильно,
Желтая – допустили 1 ошибку,
Красная – допустили несколько ошибок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слушают.
Читают.
Работают в тетради. Личностные УУД
воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
( 5 мин.)
Слайд 2
Звезда 1
Задание 1.
Звезды:
Род, число, лицо, существительное, личное, местоимение, начальная форма,
одушевленное или неодушевленно
Слайд 3
Слайд 4 Звезды все пересчитаю,
Все кометы перечту –
Так я прошлое узнаю
И грядущее прочту.
В небе множество загадок –
Знаю их наперечет.
Наведет всегда порядок
В звездных картах … (звездочет)
(Б. Поляков)
- К нам в гости пришел Звездочет и принес звездочки с заданиями.
- Звездочет вместе с вами будет путешествовать к созвездию Знаний.
Послушайте первое задание.
1. Найдите местоимения в тексте.
2. Что такое местоимение?
3. Что вы можете рассказать о местоимении мы?
Звездочет поймал несколько звезд, упавших с неба и принес к нам.
Прочитайте, что на них написано.
- Как можно назвать слова, записанные на звездах?
- Выберите среди них только те признаки, которые относятся к местоимениям.
- Проверьте, все ли признаки выбрали.
- Давайте посмотрим, какие звезды преобладают на небе после выполнения 1-го задания.
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Достают звездочку и читают задание.
Мы, у нас
Рассказывают правило.
Мы – 1 лицо, мн.ч.
Переворачивают звезды.
Читают записи на звездах.
Признаки частей речи.
Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.
Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.
Самооценка.
Разбор местоимения как части речи. Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.
Регулятивные УУД
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
III.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.
(6 мин.).
Звезда 2
Конверт
Порядок разбора.
Слайд 5
Собираю созвездие.
на доске.
Звезда 3.
Созвездие
Слайд 6
- Послушайте следующее задание.
2. Разберите в группах местоимение
у нас.
- У каждой группы на столе конверт с признаками местоимений. Откройте его, расположите эти признаки по порядку, чтобы разобрать местоимение как часть речи.
- Произведите разбор на листах фломастером.
- Защита у доски.
Проверка.
- Почему не определили род?
- В каком лице можно определить род?
- Командиры, проверьте, так ли ваша группа выполнила задание.
- Задание было одно?
- А как вы его выполнили?
-Почему так получилось?
- Прочитайте алгоритм разбора местоимения на с. 67.
- У вас на столе кластер, сейчас мы его будем заполнять.
- Обратите внимание на образец записи.
- Какие слова сокращены? Как?
- Уважаемый Звездочет принес ещё одну звезду. Послушайте задание.
- Разберите местоимение как часть речи по алгоритму.
- Работаете в парах.
- Записываете в тетради.
- Взаимопроверка.
- Самооценка Достают звезду.
Распределяют в группах.
Разбирают в группах на листах.
Проверяют.
Проверяют
По- разному
Мы не знаем порядка разбора местоимения.
Читают алгоритм на с. 67.
Составляют кластер
Читают задание.
Работают в парах
в тетради.
1 ряд - вам,
2 ряд – нам,
3 ряд – тебе.
Проверяют друг у друга.
Самооценка Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах
4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Высказывать предположения на основе наблюдений.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Физминутка Звезда 4. (2 мин.) Звездочет приглашает вас на физминутку
Слайд 7 Представьте, что вы звездочки. Вы летите в космосе, между другими звездами.
Повторяйте движения за мной.
V. Углубление и обобщение изученного.
(10 мин.)
Словарная работа.
Шкатулка.
Этимология
Слайд 8
Словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 13
Звезда 5
Созвездие
Звезда 6
Созвездие
Слайд 14
- Звездочет пришел к нам в гости не с пустыми руками. У него в шкатулочке удивительный предмет.
- А какой, вы узнаете, отгадав его загадку.
Горит, но не огонь.
Светит, но не звезда.
Освещает путь в темноте, но не маяк.
(фонарь)
- Запишите слово фонарь, подчеркните орфограммы.
- Какие орфограммы вы подчеркнули?
- Фонарь – (греч. турецк).
род коробки со стеклами для держанья огня, света.
- Прочитаем определение в словаре С.И. Ожегова.
- Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.
- Составьте словосочетания со словом фонарь. Лучшие мы запишем в тетрадь.
- Это ручные и шахтерские фонари,
- А есть уличные фонари.
- Вам известны Царь-колокол, Царь-пушка,
а есть ещё «Царь-фонарь», который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек.
4. У Звездочета есть любимое произведение.
1) Прочитайте текст вслух, определите жанр.
- Найдите речевые ошибки,
- Как устранить эту ошибку?
- Откройте учебник, найдите упр. 299, стр. 68.
- Замените существительные местоимениями, чтобы получился красивый текст. Работаете в парах.
2) Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.
«Какая она маленькая, - подумал Фонарь. – А так высоко забралась. Ей, наверное, страшно..».
Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась прыгать вниз.
- Почему вы не заменили существительное Звезде?
3) Звездочет предлагает списать 1 варианту – 1 абзац, 2 варианту – 3 абзац.
- Найдите и подчеркните личные местоимения.
4) Разберите местоимения как часть речи:
1 вариант – местоимение м.р.
2 вариант – местоимение ж.р.
- Самопроверка.
- Самооценка
Отгадывают
Записывают слово – фонарь и подчеркивают орфограммы.
Отвечают
Читает ученик в словаре.
Яркий фонарь, потухший фонарь, ручной фонарь, уличный фонарь, посветил фонарем (записывают 2-3 сочетания).
Сказка.
Повтор имён существительных Фонарь и Звезда
Заменить существительные местоимениями.
Работа в парах.
Заменяют существительные местоимениями.
Читают исправленный текст.
В предыдущем предложении существительное Звезда уже заменено местоимением.
Списывают текст.
1 вариант – 1 абзац.
2 вариант – 3 абзац.
Находят местоимения.
Разбирают местоимения самостоятельно:
1 вариант – он
2 вариант – она
- Самопроверка.
- Самооценка Познавательные УУД
Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VI. Итог урока.
Слайд 15
Слайд 16
- Вот мы и завершили путешествие.
- На что похоже созвездие Знаний?
- Перед тем, как Звездочет отправится к себе, давайте повторим:
- Какая тема урока была сегодня?
- Повторим алгоритм разбора местоимения как части речи.
- Ребята, а Звездочет хочет проверить, хорошо ли вы знаете личные местоимения. Он приготовил вам загадки.
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)
2. Какие два местоимения мешают движению? (ямы)
3. Сколько личных местоимений в слове семья?(7)
4. Первый слог – личное местоимение, второй – звуки, которые издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква)
На «пятерку»
Повторяют алгоритм по созвездию.
Отгадывают загадки.
VII. Рефлексия.
(3 мин.)
Слайд 17
Слайд 18 - А сейчас оцените свою работу на уроке.
- Доскажите фразу до конца и прикрепите свою звезду на наше небо.
– Я научился разбирать местоимение как часть речи …
- Спасибо за работу.
Отлично (голубая звезда)
Хорошо (желтая звезда)
Нормально (красная звезда) Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VII. Домашнее задание. (1 мин) На доске Упр.300, с. 68,
Скачать
Другие материалы автора
- «Мой друг-электричество»
- Как я с семьёй безопасно проведу каникулы
- Как я с семьёй безопасно проведу каникулы
- История развития библиотеки в малом городе на примере города Полысаево
- Классный час по теме «Моя семья – мой дом»
- Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
- Полезные ископаемые (уголь). Залежи каменного угля в Кузбассе.
- Презентация к уроку «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи».
- Его Величество Электричество.
- Технологическая карта. Тема «Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом».
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.