С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Классный час по теме «Моя семья – мой дом»

Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Классный час
Тема: «Моя семья – мой дом»
Цели:
1. Раскрытие понятия «семья», представления о её функциях.
2. Воспитание чувства привязанности к членам семьи, гордости за их дости-жения.
3. Развитие навыка терпимости к недостаткам членов семьи.
4. Привитие стремления активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственные качества личности: чувство уважения к окружающим, взаимопонимание в семье.
2. Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
4. Помочь ребенку оценить свое место в семье.
Оформление: на доске: 1. «Семья – один из шедевров природы»,
2. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,
3. «Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…»
Изображение дома.
Генеалогическое древо, на доске нарисован очаг (дрова – слова, пламя).
Пословицы: В гостях хорошо… а дома лучше.
Не нужен клад… когда в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Согласную семью и горе не берет.
На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!
«Семья – один из шедевров природы», – говорил Джордж Сантая-на.
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Учитель: Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово «се-мья».
– Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
Учитель: Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Семья – это святое слово, и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила, наши заветные слова!
Учитель: У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – ваша семья, дом.
– Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из 7 – Я?
А может, ответ на этот вопрос нам даст стихотворение?
Ученик. Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам…
– Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!..
«Я, я, – тихо молвила Ева, – я, я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Учитель: С одной стороны, семья – это несколько человек, живущих вместе под одной крышей (на доске дом).







В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи, и надежды, и свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Учащиеся читают слова с доски: «Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…»
– Мог ли человек в древние времена прожить один?
– Зачем ему была нужна семья?
Учитель: Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне (так тогда назывались наши предки). Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
Учитель: Ребята, а современная семья – это кто? Ведь эта семья тоже может включать в себя много людей.
Ученик: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Ученик: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые.
Ученик: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Ученик: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело!
Учитель: Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважени-ем. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. А теперь загадка про одну семью. Посчитайте, сколько в ней народу.
Ученик. Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Ответ: дедушка, бабушка, папа, мама, сын, сестра;
папа, мама, сын, невестка, сын, дочь.
Учитель: Сейчас мы попробуем разобраться, кто же в семье главный?
Ученик. Гремите громче, трубы.
Звонче звените, колокола.
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья.
Ученик. Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Учитель: В нашем доме праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня ваши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете
Ближе и родней?
Ученик. Какой же дом без папы!
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки
Знает все наперечёт!
Ученик. Почему в квартире шум,
Зашкалили разом все датчики?
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает с сыном математику.
Ученик. Вот так чудо, вот дела!
У нас газета ожила:
Она на носу у папы лежит
И в тон его храпа шуршит!
Ученик. Мы с папой решили уборкой заняться.
«Мой друг! – сказал папа. –
Пора приучаться».
«Идея прекрасная», – мама сказала,
И тотчас из дома она убежала.
Ученик. Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом на мобильный глядит:
«Когда же уборке будет конец,
Смогу ль я вернуться домой
наконец?!»
Ученик. Мы шутим, конечно,
Но очень приятно,
Когда с тобой рядом
Твой умный папа!
Блицопрос «Хорошо ли вы знаете своего папу».
Назовите:
- любимую папину еду,
- одежду,
- газету,
- папин размер обуви,
- его любимое место в доме.
Учитель: Теперь мы хотим дать нашим мамам несколько рекомендаций, как себя вести со своими детьми – четвероклассниками.
Ученик. Должен быть характер мамин
Обязательно гуманен и
Очень человечен:
Если я не получил пятерку –
Не вздыхать весь вечер.
Ученик. А сказать: «Пойди в кино,
Прогуляйся заодно –
Голову проветри
От ваших геометрий!»
Ученик. Должен быть характер мамин
Обязательно гуманен:
Если в праздничные дни
В парк пойду куда-то,
Пусть попросит: «Не звони
Мне из автомата.
Развлекайся допоздна,
Мы побудем без тебя!»
Ученик. Должен быть характер мамин
Обязательно гуманен!
Должен быть не мрачным!
Ученик. Я забуду обещанье –
Взять кошелку с овощами
На участке дачном –
Мама взять её должна,
Может поднатужиться.
Пусть не охает она:
«Тяжело до ужаса!» –
Пусть проявит мужество.
Ученик. Вот такой характер мамин,
Без сомнения, гуманен!
Человечен он, друзья!
И вполне удобен!
Ученик. Мамы! Вы согласны?
Хотим услышать «да» в ответ,
А слышится, конечно, «нет»!
Подрасти еще велят,
Контрмерами грозят!
Учитель:
– Какая ваша мама?
– На какой цветок она похожа?
– Что бы вы хотели сделать для мамы?
Учитель: Посмотрите сценку по рассказу В. Сухомлинского «Семь доче-рей».
Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вто-рая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по своей птичке, – сказала третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – щебетала четвер-тая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Учитель: – Чем седьмая дочка отличилась от своих сестер?
– Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
– Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сде-лать для своей матери?
– Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Учитель: В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т.п., а иногда это настоящая взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы изучаем свою семью, её родословную. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево, рассказывает о своей семье.

Игра «Домашний очаг»
– С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное – с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашним очагом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь. На полосках – «дровах» написаны вопросы:
– Кто моет посуду?
– Кто зарабатывает деньги?
– Кто ходит за покупками?
– Кто убирает постель?
– Кто ухаживает за животными?
– Кто готовит ужин, варит обед?
– Кто пылесосит?
(Дети по очереди выходят, берут полоски-«дрова», читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют «дрова» на доску в том месте, где в доме расположен очаг).
– Молодцы! Зажгли огонь в очаге (прикрепляю «пламя»).







Учитель: А ещё в семье существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, названные в честь кого-либо из родственников, рассказы-вают о них.
Учитель: Во многих семьях есть традиции проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Учитель: Вспомним народные пословицы, поговорки, в которых говорится о семье.
(Дети собирают пословицы из слов и зачитывают их).
В гостях хорошо… а дома лучше.
Не нужен клад… когда в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Согласную семью и горе не берёт.
Учитель: Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц?
(ответы учеников)
Учитель: Верно. В семье должен быть мир и лад.
Учитель: А сейчас попросим рассказать родителей Любы Сафрошкиной о том, как им удается поддерживать в семье мир и лад.
(Выступление родителей Сафрошкиных).
Учитель: А сейчас мы проведем семейную викторину (приложение 1).
Соревнуются две команды (семья Лыткиных и семья Гребенниковых).
Учитель: Последнее задание – игровое «Литературные родственники» (приложение 2).
Участвуют две команды (остальные родители делятся на две команды).
Учитель: В заключение проведём игру «Фундамент моего дома».
– Вспомните всё, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова.
На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).




очаг



– Вот какой крепкий фундамент у нас получился!
Знай свой род, своих дедов, предков.
Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!
Чти отца своего и мать свою.
И продлятся за это дни твои – так учит древняя мудрость.

Ученик. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Ученик. Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Ученик. Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Ученик. Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле?
Литература
1. Егорова, О.В. Родительское собрание – наш общий праздник [Текст] / О.В. Егорова // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 7 – 9.
2. Фолимонов, С.С. Дорогу, дорогу детскому счастью, широкую дорогу! [Текст] / С.С. Фолимонов // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 11.
3. Дик, Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах [Текст] / Н.Ф.Дик // Феникс, Ростов-на-Дону, 2007 г. – 315 с.
4. Грузина, И.В. Праздники в начальной школе [Сборник сценариев] / И.В. Грузина // Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г. – 160 с.





















Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ