С нами 17278 учителей, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Адаптационные тренинги. 1 класс
ШШумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Программа «Адаптационные тренинги»
1 класс

Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание

Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Основные понятия
Список литературы
Приложение

Пояснительная записка

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Если ребёнок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней усталости. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного, психического и социального благополучия.
Поступление в школу – очень значимый момент в жизни каждого ребёнка. Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не вынужденной обузой. Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и психологического). Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому особо актуальным является вопрос о том, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Социальная адаптация, как процесс активного приспособления первоклассника к школьной жизни, значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
В социологическом словаре (1) термин «тренинг» определён как обучение, тренировка, а также совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
В ходе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношения между учителем и ребёнком, между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и группой детей. Умелое использование эффективных взаимоотношений, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения между первоклассниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации.
Адаптационные тренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других, умению принимать тех, кто находится рядом.
При использовании адаптационных тренингов у учащихся формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению и объединению. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, повышению эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Цель данной программы состоит в создании условий для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
- сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- способствовать взаимопониманию между детьми, учителем, сплочению классного коллектива.
Программа адресована учителям начальной школы, работающим в первом классе, воспитателям группы продлённого дня.
Программа состоит из 10 тренинговых занятий и включает следующие основные темы: «Здравствуйте, это Я!», «Улыбнись!», «Наше настроение», «Мы – дружные ребята», «Мы волшебники», «Любимые сказки», «Дарим добро», «Путешествие», «Мы в лесу», «Приятные воспоминания» (приложение).
Занятия проводятся по следующей структуре:
1. Вводная часть (приветствие, 3мин).
2. Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин).
3. Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин).
Занятия проводятся в первые школьные дни. Большинство тренингов проводятся в кругу, так как круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Для проведения релаксационных упражнений рекомендуется приглашать психолога. Но если по объективным причинам это невозможно, то данные упражнения, не требующие технической сложности, может провести учитель.
Тренинги проводятся в кабинете с мягкой мебелью, где ребята будут чувствовать себя более комфортно. Желательно музыкальное сопровождение занятий. Используя методическое сопровождение программы, педагог может внести определённые изменения в игры в зависимости от особенностей детей.
Ожидаемым результатом реализации программы «Адаптационные тренинги» должно стать плавное вхождение первоклассников в учебный процесс, снижение тревожности. Механизмом оценивания эффективности реализации данной программы является диагностическая методика «Сказка» (6), проведённая до начала тренинговых занятий и после их окончания.
Адаптационные тренинги позволяют школьникам войти в детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена. По окончании тренингов рекомендуется проводить упражнения, способствующие дальнейшему вхождению первоклассников в воспитательно-образовательный процесс.

Учебно-тематический план


п/п Темы занятий Время
(минуты)
1 день Здравствуйте, это Я! 20
2 день Улыбнись! 20
3 день Наше настроение 20
4 день Мы – дружные ребята 20
5 день Мы волшебники 20
6 день Любимые сказки 20
7 день Дарим добро 20
8 день Путешествие 20
9 день Мы в лесу 20
10 день Приятные воспоминания 20


Содержание программы

Темы занятий Упражнения
Здравствуйте, это Я! «Что я люблю?», «Росточек под солнцем», «Солнечный зайчик», «Благодарю тебя»
Улыбнись! «Возьми и передай», «Улыбка», «Ручеёк радости», «Ладошки»
Наше настроение «Встаньте те, кого зовут…», «Превращения», «Рисуем настроение», «Спаси птенца», «Мы – единое целое»
Мы – дружные ребята «Поезд», «Ласка», «Дерево», «Благодарю тебя»
Мы волшебники «Волшебники», «Комплименты», «Улыбка»
Любимые сказки «Встаньте те, у кого…», «Сказочная шкатулка», «Принц и принцесса», «Солнечный зайчик»
Дарим добро «Ласковый мелок», «Солнце в ладошке», «Спаси птенца», «Благодарю тебя»
Путешествие «Волшебное колечко», «Белое облако»
Мы в лесу «Встаньте те, кто…», «Отгадай, чей голосок», «Злые и добрые кошки», «Ручеёк радости»
Приятные воспоминания «Неоконченные предложения», «Цветы», «Дерево»


Основные понятия

Аромат
Благодарность
Волшебство
Воспоминания
Добро
Знакомство
Импульс
Комплименты
Крона
Мимика
Настроение
Росточек
Рукопожатие
Племя
Приветствие
Трон
Улыбка
Ученики
Шкатулка

Список литературы
1. Гвишиани, Д. М. Краткий словарь по социологии [Текст] / Д. М.Гвишиани, Н. И. Лапина. – М. : Издательство политической литературы, 1989. – 479 с.
2. Перекатьева, О.В. Современная работа с родителями в начальной школе. 1-4 класы [Текст] : пособие для учителей начальной школы / О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. – М. – Ростов-на-Дону : издательский центр Март, 2007. – 192 с.
3. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком [Текст] : руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с.
4. Севостьянова, Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет [Текст] : индивидуальные занятия, игры, упражнения / Е.О. Севостьянова. – М. : творческий центр Сфера, 2005. – 80 с.
5. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
6. Кореневская, В.А. Состояние психологической комфортности учащихся [Текст] / В.А. Кореневская.- Кемерово, 1997.- С. 3-11.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс 21 век, 2003. – 896 с.
8. Вежновец, И. Программа «Развитие эмоциональной сферы» [Текст] / И.Вежновец // Школьный психолог – 1 Сентября. – 2005. - № 17. – С. 28-38.
9. Рудякова, О. Маленький волшебник [Текст] : программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников / О. Рудякова // Школьный психолог – 1 Сентября. – 2007. - № 21. – С. 18-25.

Приложения
Приложение 1
Конспекты тренингов
1 день «Здравствуйте, это Я!»

Задачи: познакомить детей друг с другом; создать благоприятную обстановку для занятий.
Оборудование: сердце, сшитое из красной ткани.

1. Вводная часть
Дети сидят в кругу.
- Здравствуйте, ребята! Но уже с сегодняшнего дня я могу вас назвать по-другому. Кто скажет, как вас можно назвать? (Ученики, школьники). Верно, вы не просто ребята, а вы ученики! Вместе нам предстоит многое узнать, многому научиться. Поэтому давайте познакомимся, узнаем друг друга. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут Наталья Крестьяновна. (Учитель передаёт сердце одному из детей, который называет своё имя и передаёт сердечко следующему по кругу).
2. Основная часть
Упражнение «Что я люблю?»
Дети сидят в кругу. Каждый говорит по очереди, во что любит играть и чем увлекается (спортом, рисованием, музыкой и т.п.).
Упражнение «Росточек под солнцем»
Росточек – стебель растения в самом начале его развития.
Дети превращаются в маленький росточек. Они в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают её руками.
- Представьте, что вы – маленький росточек, только что показавшийся из земли. Всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счёт: на каждый счёт вы становитесь выше. Постарайтесь вырасти до счёта «восемь», а на счёт «девять» и «десять» постарайтесь ещё подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать ещё выше.
Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
- Сядьте поудобнее. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу.
3. Заключительная часть
Упражнение «Благодарю тебя»
Начинает учитель. Он протягивает руку ребёнку, стоящему справа и говорит: «Спасибо, Алёша, мне было приятно с тобой сегодня познакомиться». Дети передают слова благодарности по кругу. И в заключении все хлопают в ладоши и произносят: «Спа-си-бо!»

2 день «Улыбнись!»

Задачи: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать наблюдательность, взаимопонимание.

1. Вводная часть
Дети стоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Учитель начинает: «Доброе утро, Аня!» (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой). Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.
2. Основная часть
Упражнение «Возьми и передай»
Мимика – движение мышц лица.
Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Улыбка»
Ребята сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. «Держать» улыбку 7-10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если улыбка была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло).
Релаксационное упражнение «Ручеёк радости»
- Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).

3. Заключительная часть
Упражнение «Ладошки»
- Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.
Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх и опускают их.

3 день «Наше настроение»

Задачи: развивать умение выражать своё настроение; развивать внимание друг к другу; формировать атмосферу доверия.

1. Вводная часть
Упражнение «Встаньте те, кого зовут …»
- Встаньте те, кого зовут Саша.
- Встаньте те, кого зовут Кристина.
Учитель перечисляет имена всех учеников класса.
2. Основная часть
Упражнение «Превращения»
Учитель предлагает детям:
 нахмуриться как …осенняя туча; рассерженный человек;
 позлиться как …злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк;
 испугаться как …заяц, увидевший волка; птенец, выпавший из гнезда;
 улыбнуться как …кот на солнышке; само солнышко.
Упражнение «Рисуем настроение»
Детям предлагается нарисовать любое настроение, а потом рассказать о том, какое именно настроение они изобразили.
Релаксационное упражнение «Спаси птенца»
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладонь, спрячьте в неё птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
3. Заключительная часть
Упражнение «Мы – единое целое»
Учитель показывает движения, а дети должны его повторить одновременно, «как один человек». Показываются движения: руки вверх, пауза, хлопок, пауза, руки у груди, пауза, кивок головы (это говорит о завершении занятия).


4 день «Мы – дружные ребята»

Задачи: учить сотрудничеству со сверстниками; развивать умение выражать свои чувства радости, удовольствия, развивать внимание детей друг к другу.

1. Вводная часть
- Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и с закрытыми глазами точно также дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.
2. Основная часть
Упражнение «Поезд»
Проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый-второй, первый-второй и т.д. по кругу: имитируется стук колёс поезда. Поезд поедет только в том случае, если дружно будут работать первые и вторые номера.
Упражнение «Ласка»
Дети разбиваются на пары: один котёнок, второй – его хозяин. Хозяин с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка, показывая своё дружеское отношение. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.
Релаксационное упражнение «Дерево»
Крона дерева – вся разветвлённая часть дерева с его листвой.
Всем ребятам предлагается встать в круг, представить, что тело – это окаменевший ствол дерева.
- Весна, земля прогрелась под солнечными лучами, и дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись корни дерева - ваши ноги (медленно наклониться к ногам и медленно выпрямиться). Тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя крону дерева, его веточки. Постарайтесь почувствовать, как тепло наполняет ваше тело. Когда вы тепло почувствуете в кистях рук, это значит, что крона дерева тоже проснулась, на веточках появляются листочки (руки медленно поднять через стороны вверх, развести в стороны и снова поднять над собой), листочки распускаются, наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох.
3. Заключительная часть
Упражнение «Благодарю тебя»
Учитель берёт мизинец ребёнка, стоящего справа и говорит: «Спасибо, Эдик, за ласковое мурлыканье (за добрую улыбку и т.п.). Эдик обращается со словами благодарности к соседу справа, пожимая мизинец. Таким образом, все благодарят друг друга.

5 день «Мы – волшебники»

Задачи: помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны; дать возможность почувствовать, что его понимают и ценят другие дети; развивать коммуникативные навыки.

1. Вводная часть
- Давайте представим, что мы с вами стали волшебниками и можем творить чудеса. У волшебников часто бывают какие-нибудь странности в поведении. Сейчас мы поздороваемся необычным способом.
Дети в свободной форме перемещаются по классу и, встречаясь друг с другом, здороваются: плечом и пяточками.
2. Основная часть
Упражнение «Волшебники»
Один из учеников превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить. Он ощупывает кисти рук.
Упражнение «Комплименты»
- Сейчас мы представим себя волшебниками и будем говорить друг другу комплименты.
Комплименты – приятные слова.
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…». Тот, кому адресованы эти слова, кивая головой, отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!». Упражнение продолжается по кругу.
- Изменилось ли ваше настроение после комплиментов?
- Почему?
- От добрых, ласковых, сердечных слов всем стало радостно, поднялось настроение. Оказывается, любой человек на земле может совершать волшебство, сказав всего лишь несколько приятных слов другому человеку.
Релаксационное упражнение «Улыбка»
Учитель предлагает сесть поудобнее, опереться на спинку стула.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Каждый из вас есть радость для другого… Берегите себя и другого берегите… Уважайте, любите всё, что есть на Земле!
3. Заключительная часть
- Кем мы сегодня были на занятии? (Волшебниками).
- Трудно быть волшебниками? А теперь скажем спасибо друг другу как волшебники. Учитель говорит: «Спасибо, Саша!» при этом он трётся спиной о спину Саши. Таким образом, благодарят друг друга все дети по кругу

6 день «Любимые сказки»

Задачи: формировать уверенность в себе, положительную самооценку; дать возможность почувствовать ребёнку, что его ценят в коллективе.
Оборудование: шкатулка, рисунок Феи (или старшеклассница в роли Феи), волшебная палочка, трон.

1. Вводная часть
Упражнение «Встаньте те, у кого…»
Дети сидят в кругу. Учитель предлагает встать тем, у кого есть: белые бантики, чёрные шнурки, светлые волосы и т.д.
- А сейчас поприветствуем друг друга справа через одного. Ученик говорит: «Привет, Костя!» И так по кругу все ребята здороваются.
2. Основная часть
Упражнение «Сказочная шкатулка»
Шкатулка – небольшой ящик для мелких вещей.
- Сегодня в наш класс пришла сказочная Фея. Она принесла шкатулку, в которой спрятались герои сказок. Вспомните любимых сказочных героев и скажите, чем они вам нравятся, какие они.
Затем с помощь волшебной палочки Фея превращает всех ребят в сказочных героев. Выбрав любой персонаж, дети показывают, как он ходит, танцует, спит, веселится.
Упражнение «Принц и принцесса»
Трон – кресло.
Дети стоят в кругу. В центре стоит стул – это трон. Ученики по желанию становятся Принцем или Принцессой и садятся на трон. Остальные оказывают знаки внимания, говорят что-то хорошее и приятное.
Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
- Сядьте поудобнее. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу.
3. Заключительная часть
- Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика и друг друга.
Дети по кругу говорят: «Спасибо, Наташа!» (при этом трутся локотками друг друга).

7 день «Дарим добро»

Задачи: формировать нравственные качества личности; развивать умение детей понимать друг друга.

1. Вводная часть
Один из учеников выбирается водящим, остальные дети стоят в кругу. Водящий говорит: «Привет!», а все остальные хором называют имя ребёнка, стоящего первым. И так по кругу называются все имена детей.
2. Основная часть
Упражнение «Ласковый мелок»
Дети встают парами. По очереди они рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют, должен угадать, что нарисовали.
Упражнение «Солнце в ладошке»
Дети садятся парами. Учитель читает стихотворение.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, муравей на травинке,
И рядышком – жук, весь покрытый загаром.
- И всё это – мне, и всё это – даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил…
Дети рисуют в воздухе доброе, ласковое солнышко. Аккуратно кладут его в свои ладошки и дарят его друг другу.
- Трудно дарить добро?
- Да, это сделать совсем несложно, иногда достаточно прикоснуться к другому человеку.
Релаксационное упражнение «Спаси птенца»
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладонь, спрячьте в неё птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
3. Заключительная часть
- Я благодарю вас за доброту, которую вы проявили и по отношению к ребятам из класса, и по отношению к беспомощному птенцу.
Упражнение «Благодарю тебя»
Ребята жмут руки в парах, произнося слова: «Благодарю тебя, …»

8 день «Путешествие»

Задачи: учить чувствовать, переживать за других; развивать положительные стороны личности, навыки общения.

1. Вводная часть
- Вам нравится путешествовать?
- Почему?
- Сейчас мы отправимся в индейское племя бумба-юмба. Племя – это объединение людей. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени: мы должны потереться носиками.
2. Основная часть
Упражнение «Волшебное колечко»
- В племени есть волшебное кольцо, с помощью которого можно путешествовать во времени. Если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким – это твоё прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой – это твоё настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим – это твоё будущее.
Дети сидят в кругу.
- Кто хочет путешествовать во времени?
Если ребёнок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные гладят его, укачивают, баюкают.
Если ребёнок выбирает «настоящее», то ему предлагается рассказать о том, что интересного, значимого произошло в его жизни в настоящем.
Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.
Релаксационное упражнение «Белое облако»
- Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картинкой. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.
3. Заключительная часть
- Наше путешествие заканчивается, и настало время прощаться с жителями племени бумбы-юмбы. А прощаются они так: два хлопка в ладоши соседа, два притопа, два кивка.

9 день «Мы в лесу»

Задачи: учить выражать чувство радости; формировать дружеские отношения в коллективе; развивать наблюдательность.

1. Вводная часть
Упражнение «Встаньте все, кто …»
- Встаньте все, кто любит играть.
- Встаньте все, кто умеет прыгать на скакалке.
- Встаньте все, кто любит мороженое.
- Встаньте все, у кого есть сестра.
- Встаньте все, у кого есть брат.
- Встаньте все, кому нравится осень.
2. Основная часть
Упражнение «Отгадай, чей голосок»
Дети встают в круг, водящий в круге. Все представляют, что они в лесу собирают ягоды. Но, чтобы не заблудиться, ребята перекликаются. Водящий должен отгадать, чей голосок он слышит.
Упражнение «Злые и добрые кошки»
Собирая ягоды в лесу, дети набрели на волшебную поляну кошек. Поляна разделена ручейком. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде дети встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек. Добрые кошки ласкают друг друга, говорят ласковые слова.
Релаксационное упражнение «Ручеёк радости»
- Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).
3. Заключительная часть
Дети стоят в кругу.
- Сейчас мы передадим друг другу импульс благодарности. Импульс – это толчок, побуждение к чему-нибудь.
Дети, молча, дотрагиваются ладошкой до плеча соседа справа и «передают» импульс по кругу.

10 день «Приятные воспоминания»

Задачи: учить замечать положительные качества ребят; развивать умение устанавливать коммуникативные контакты между детьми.
Оборудование: красивые камешки.

1. Вводная часть
Дети сидят за партами. Встаёт первый ученик и говорит: «А я еду!». К нему присоединяется второй со словами: «А я рядом!», берёт первого руками за пояс. Третий цепляется за второго и говорит: «А я вместе с … (называет имя 4-го ребёнка)». Теперь все присоединившиеся говорят только фразу: «А я вместе с …». Получается поезд из вагончиков - учеников.
2. Основная часть
Упражнение «Неоконченные предложения»
- Ребята, давайте вспомним, что мы любим, кто нас любит, кто в нас верит, кто заботится о нас.
Детям предлагаются предложения, которые нужно закончить. «Я люблю…», «Меня любят…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
Упражнение «Цветы»
Аромат – душистый, приятый запах.
- Давайте понюхаем цветок. Вспомните аромат своего любимого цветка. Покажите, как вы нюхаете цветы. Раз – поднесите обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохните их аромат, улыбнитесь, задержав дыхание. Два – опустите руки, делая выдох.
Повторить 3-4 раза.
Релаксационное упражнение «Дерево»
Всем ребятам предлагается встать в круг, представить, что тело – это окаменевший ствол дерева.
- Весна, земля прогрелась под солнечными лучами, и дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись корни дерева - ваши ноги (медленно наклониться к ногам и медленно выпрямиться). Тёплый сок пошёл по стволу вверх, оживляя крону дерева, его веточки. Постарайтесь почувствовать, как тепло наполняет ваше тело. Когда вы тепло почувствуете в кистях рук, это значит, что крона дерева тоже проснулась, на веточках появляются листочки (руки медленно поднять через стороны вверх, развести в стороны и снова поднять над собой), листочки распускаются, наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох.
3. Заключительная часть
Дети в кругу. Приготовлены красивые морские камешки. Каждый берёт в руку камешек. Учитель говорит ребёнку справа: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…смешной, добрый, ласковый, интересный, лучший друг и т.д.». Все ребята по кругу передают камешки, отмечая важные качества своих одноклассников.

















Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ