С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Здоровьесберегающие приемы на уроках математики в начальных классах
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
КГОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»







Здоровьесберегающие приемы на уроках математики в начальных классах
Методические рекомендации по

дисциплине Методика преподавания начального курса математики с КРТ

для специальности 050719 Коррекционная педагогика в начальном

образовании























2009


Одобрены кафедрой математики и информатики

Протокол № _2_ от _17. 02. 2009г._


Зав. кафедрой: М. В. Глушакова

Составитель: Л. Ю. Петрова, преподаватель
математических дисциплин КГОУ СПО «Ачинский
педагогический колледж»

Рецензенты: Л.И. Жугаева, зам. директора по УВР
МОУ «СОШ № 11»;
М.В. Глушакова, преподаватель математических
дисциплин КГОУ СПО «Ачинский педагогический
колледж», ВКК

































Пояснительная записка

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в Российской Федерации стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся между «здоровьем и болезнью».
В процессе обучения дети пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций на 2006 - 2007 учебный год значительно превышал норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся.
На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Так как студенты специальности 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании в процессе обучения в колледже проходят несколько видов профессиональной практики и при проведении уроков математики испытывают трудности при использовании здоровьесберегающих приемов, возникла необходимость в создании методических рекомендаций «Здоровьесберегающие приемы на уроках математики в начальных классах», куда мы включили физкультминутки и специальные упражнения для глаз в режиме дальнего зрения,
В письме Министерства образования Российской Федерации №13 – 51 – 86 / 13 от 28. 04. 2003г. «Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений» подчеркивается, что эффективным активным отдыхом для учащихся является проведение физкультминуток на общеобразовательных уроках.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании 050709 Преподавание в начальных классах, с целью использования их во время прохождения практики, преподавателей колледжа и учителей начальных классов, занимающихся образовательной практикой.
Целью написания данных методических рекомендаций является оказание помощи студентам – практикантам, преподавателям колледжа и учителям начальных классов в использовании здоровьесберегающих приемов в работе с учащимися начальных классов на уроках математики.

В методических рекомендациях отражены следующие вопросы:
1) Роль физкультминуток в решении проблемы здоровьесбережения.
2) Физкультминутки на уроках математики как средство снятия мышечного напряжения детей.
3) Упражнения для глаз в режиме дальнего зрения на уроках математики.
При написании методических рекомендаций мною использована литература следующих авторов: М. В. Соловейчика, М. А. Козловой, И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой, О. В. Узоровой, Е. А.Нефедовой.






























Роль физкультминуток в решении проблемы здоровьесбережения
В век глобальной информатизации проблема формирования у школьников мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становится все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности школьников. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма. Один из способов сделать учение приятным и легким – научить детей активно отдыхать во время проведения учебных занятий. Физкультминутки относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности). Физкультминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
• Активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
• Эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, упражнения по выработке рационального дыхания и др. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.
Основные требования к организации и проведению физкультминуток

1. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления учащихся (8 – 13 - 15 – я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и двигательного режима).
2. Упражнения в составе физкультминуток должны быть занимательны, знакомы детям и интересны, но не сложны по координации движений.
3. Физкультминутки направлены на активную работу утомленных мышц, которые до этого выполняли статическую работу.
4. В физкультминутки включаются упражнения на развитие разных групп мышц.
5. Продолжительность выполнения комплекса упражнений в физкультминутке от 1,5 до 2 – х минут.
6. Физкультминутки могут проводиться, когда учащиеся сидят за партой или стоят возле нее, находятся у классной доски, в проходах между партами и т. д.
7. Смену комплексов физкультминуток следует осуществлять не чаще одного раза в две недели.

Рекомендации для учителя при проведении физкультминуток

Учитель должен:

1) Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;
2) Владеть высокой двигательной культурой;
3) Образно, красиво показывать детям упражнения;
4) Знать основы терминологии физических упражнений;
5) Обладать педагогическим тактом в работе с детьми;
6) Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.





Физкультминутки на уроках математики как средство снятия мышечного напряжения детей

На уроках в начальных классах необходимо формировать особую, щадящую среду, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и во время предлагать детям квалифицированную педагогическую поддержку.
Здоровьесбережение учащихся реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока математики.
К организации урока математики с целью сбережения здоровья школьников относится позитивная психологическая поддержка учеников на уроке, учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению математики, и также учет двигательной активности детей на уроке.
Для лучшего овладения учебным материалом, снятия усталости и повышения мотивации к обучению рекомендуется смена деятельности учеников. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет проведения физкультминуток: на уроке можно проводить 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15 – 20 минут после начала урока.
Обязательным условием эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. На уроках математики можно проводить физкультминутки не только с целью снятия усталости и мышечного напряжения детей, связанного с длительным сидением за школьной партой, но при этом формировать математические представления учащихся. Рекомендуемый комплекс физкультминуток частично отвечает этим потребностям. На примере этого комплекса учитель сам может разрабатывать подобные физкультминутки.

Методические рекомендации
к комплексу физкультминуток на формирование математических представлений учащихся

1) При изучении темы: «Пространственные и временные представления» во время закрепления материала учащимся под руководством учителя рекомендуется выполнить следующие физические упражнения: шаги вперед, назад, на месте (при этом учитель объясняет детям, что в первом случае он будет произносить слово: «Завтра!», во втором случае – слово «Вчера!», в третьем случае – слово «Сегодня!»). Повторять движения можно три – четыре раза. Далее можно выполнить по команде учителя, например, три шага вправо, два прыжка – вперед, три прыжка на левой ноге назад.

2) При изучении темы: «Количество и счет» при повторении материала можно выполнить физические упражнения: присесть, махнуть рукой, притопнуть ногой столько раз, чтобы количество движений соответствовало демонстрируемой цифре от 1 до 4. При этом учитель указывает на одну из цифр, заранее вывешенных на доске.


3) При изучении темы: «Количественные отношения: один, много, столько же» учащимся под руководством учителя рекомендуется выполнить физические упражнения с целью закрепления знаний по теме: подпрыгнуть столько раз, сколько раз учитель притопнет; наклониться столько раз, сколько раз учитель хлопнет.

4) При изучении темы: «Знаки «больше», «меньше», «равно» при повторении
материала можно выполнить с детьми упражнения: подпрыгните (топните, хлопните) на один раз больше (или меньше), чем морковок в корзинке или «столько же раз».
Учитель при этом показывает учащимся картинку, на которой, например, изображена корзинка с 2 - 5 морковками,
Можно учителю предложить детям подпрыгнуть на двух ногах, на левой (правой) ноге столько раз, сколько раз он махнет ленточкой.

5) При изучении темы: «Число 0 и его обозначение» детям рекомендуется выполнять упражнения руками, сидя за партой. Учитель первый раз читает стихотворение:

Цифра вроде буквы «О» -
Это ноль, иль ничего,
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки. (С. Маршак)

Повторно стихотворение рекомендуется читать построчно: «Цифра вроде буквы «О» (в воздухе рисовать букву «О»). Это ноль, иль ничего (дети должны развести руками). Круглый ноль такой хорошенький (дети двумя руками должны рисовать 0 в воздухе, любуясь им). Но не значит ничегошеньки (дети при этом должны качать головами).

6) При изучении темы: «Образование числа 2» дети должны выполнять упражнения руками, сидя за партой. Учитель первый раз читает стихотворение:

А вот это – цифра 2.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею.
Волочится хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким. (С. Маршак).

Повторно учитель должен прочитать стихотворение построчно с одновременной имитацией движений, которые учащиеся повторяют за ним.
А вот это – цифра 2 (дети должны правой рукой изобразить цифру 2, согнув кисть.)
Полюбуйся, какова (дети должны «полюбоваться» цифрой 2.)
Выгибает двойка шею (дети должны вытянуть вперед шею, при этом руки у них прижаты к бокам.)
Волочится хвост за нею (дети должны левой рукой изобразить движение хвоста.)
Два похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким (дети изображают руками ходьбу гусенка.)

7) При изучении темы: «Образование числа 3» для закрепления материала по теме рекомендуется учащимся выполнять движения под демонстрацию учителем числовых карточек. Когда учитель показывает числовую карточку: 3 + 0, дети должны выполнить 3 одинаковых движения; при показе числовой карточки: 2 + 1, дети должны выполнить 2 одинаковых движения и одно движение, отличное от них, при показе числовой карточки: 1 + 1 + 1 дети должны выполнить 3 различных движения.

8) При изучении темы: «Состав числа 4» для закрепления материала по теме учителем может быть проведена следующая физкультминутка: дети должны разделиться на три команды; учитель показывает карточку с математической записью, например: 3 + 1 = 4; первая команда должна выполнить по команде учителя 3 движения (присесть, топнуть, подпрыгнуть), т. е. столько раз, сколько указывает первое число записи; затем вторая команда должна выполнить 1 движение, т. е. столько раз, сколько указывает второе число записи; после этого третья команда должна выполнить 4 движения первых двух команд (3 раза присесть, 1 раз подпрыгнуть). Можно у команд менять роли.

9) При изучении темы: «Состав числа 5» детям рекомендуется встать возле своих парт и выполнить прыжки, количество которых будет соответствовать ответам на вопросы задач в стихах. Учитель четко, выразительно проговаривает четверостишия, дети должны после прослушивания каждого подпрыгнуть пять раз.

У стены стоят кадушки,
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?

Четыре кубика - у Тони,
Один - у маленького брата.
Из них они сложили домик.
В нем, сколько кубиков, ребята?

Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – три лопатки.
Все лопатки сосчитать!
Сколько будет? Ровно …

Три щенка – баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам два дружка
С громким лаем мчатся.
Сколько же всего щенков?
Кто ответить нам готов?

10) При изучении темы: «Образование числа 6» во время повторения материала учитель должен выразительно, эмоционально прочитать стихотворение, дети должны, стоя возле своих парт, выполнить упражнения, описываемые в нем:

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

11) При изучении темы: «Состав числа 7» детям рекомендуется выполнить поочередно физические упражнения: прыжки, подтягивания на носочках с поднятыми вверх руками, одновременно проговаривая цифры от 1 до 7, и обратно, от 7 до 1.

12) При изучении темы: «Образование числа 10. Запись числа 10 цифрами» с учащимися можно провести пальчиковую гимнастику. При чтении учителем стихотворения дети считают каждый пальчик отдельно, при этом загибая его:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять,
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.

13) При изучении темы: «Образование десятков» во время закрепления материала по теме рекомендуется выполнить с учащимися пальчиковую гимнастику. Учителем выразительно читается задача в стихотворной форме. Дети должны внимательно слушать учителя, при этом считая каждый пальчик в отдельности.

Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три.
А за ними посмотри.
Идут четыре, пять, шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим –
И десяток вмиг составим.

14) При изучении темы: «Счет от 1 до 4» с учащимися можно провести следующую физкультминутку: движения учащиеся должны повторять за учителем после прочтения им двух строк стихотворения:

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(выполняется ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
(выполняются движения руками перед собой: вверх – вниз).
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.
(выполняется бег на месте).

15) При изучении темы: «Счет от 1 до 9» при повторении изученного материала учитель может предложить учащимся выполнить движения, описанные в прочитанном им стихотворении:

Один, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Семь, восемь – лень отбросим!

16) При изучении темы: «Нумерация чисел первого десятка» во время закрепления пройденного материала учитель, предварительно вывешивая на доске карточки с числами от 1 до 10,. и указывая на одну из них, может предложить учащимися выполнить следующие физические упражнения:

Наклонитесь столько раз, сколько покажет число на карточке (от 1 до 10).
Присядьте столько раз, сколько покажет число на карточке (от 1 до 10).
Подтянитесь столько раз, сколько покажет число на карточке (от 1 до 10).

17) При изучении темы: «Километр» рекомендуется выполнить с учащимися физкультминутку на внимание: учитель показывает учащимся движения, произнося при выполнении некоторых слово «километр». Учащиеся должны, повторяя за ним, выполнить только те движения, которые учитель сопровождает словом «километр».

18) При изучении темы: «Сравнение долей» учащимся можно предложить прослушать читаемое учителем стихотворение. После чего, учитель с учащимися имитируют движения, описываемые в нем.

Мы сейчас бревно распилим.
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Мы сейчас дрова расколем.
Колем, колем, колем, колем.
Раз – два, раз – два!
Будут на зиму дрова.

19) При изучении темы: «Геометрические фигуры» во время обобщения изученного материала учителем в классе раскладываются предметы разной геометрической формы: круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной.
Несколько учащихся, вызванных учителем, должны найти в классе предметы названной педагогом геометрической формы. Одни учащиеся должны подойти к предметам круглой формы на пятках, другие ученики к предметам квадратной формы – подбежать на носочках, к предметам треугольной формы – на наружных сторонах стоп, к предметам прямоугольной формы – прыгать на двух ногах.




20) При изучении темы: «Виды треугольников» учитель предлагает детям выполнить физические упражнения, повторяя за ним. Педагог проговаривает слова, сопровождая их движениями, учащиеся их выполняют.

1-2-3 – три стороны (выполняем повороты - в сторону).
1-2-3 – три угла (положите руки - на пояс, присядьте).
1-2-3 – три вершины (поднимите руки – вверх, подтянитесь).
1-2-3 – треугольники пришли (шагаем на месте).





































Методические рекомендации
к комплексу физкультминуток общего воздействия на организм учащихся

Данный комплекс физкультминуток можно использовать произвольно в любых классах на уроках математики.
При чтении текстов в стихотворной форме учитель выполняет физические упражнения, описываемые в них, дети повторяют движения за учителем.

1) Наклоняемся вперед –
Раз – два – три – четыре – пять,
(Дети выполняют наклоны вперед.)
А теперь наоборот –
Раз – два – три – четыре – пять,
(Дети выполняют наклоны назад.)

Приседаем, три – четыре.
На любую гору в мире
Мы залезть, конечно, сможем,
Если тренируем ножки.
(Дети выполняют приседания.)

Поднимаем руки вверх,
Опускаем руки вниз.
И еще разок теперь
Повтори-ка, не ленись!
(Дети поднимают и опускают прямые руки через стороны над головой.)

А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

Превосходно мы размялись!
А теперь за парты сядем.
(Дети садятся за парты.)

2) Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз – два, раз – два, раз – два – три,
Да не упади, смотри.
(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперед,
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Дети выполняют наклоны вперед.)

Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет.
(Дети выполняют вращение прямыми руками вперед и назад.)

3) На разминку становись!
Вправо – влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз – два – три, не отставай,
(Дети выполняют вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать –
Раз – два – три – четыре – пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Дети выполняют приседания.)

А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,
Левой – правой, стой раз – два.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмемся за дела.
(Дети садятся за парты.)

4) Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Дети выполняют глубокий вдох и выдох.)

Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
(Дети одну прямую руку поднимают вверх, другую опускают вниз, резкими движениями одну руку опускают, другую поднимают.)

Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз – два – три – четыре – пять,
Шею надо разминать.
(Дети выполняют вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
(Дети выполняют наклоны вперед и назад.)

А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(Дети выполняют приседания.)


А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)
Нам учиться интересно!
Сядь за парту и замри.
(Дети садятся за парты.)

5) Приседаем, приседаем.
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять.
Раз – два – три – четыре – пять.
(Дети выполняют приседания.)

Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
И не нужно нам дороги.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Полетели, полетели,
Опустились, посидели.
(Дети держат руки прямые перед грудью, затем рывком разводят их в стороны.)

Наклоняемся вперед,
Прогибаемся назад.
Кто носочки достает?
Молодцы. Последний раз.
(Дети выполняют наклоны вперед - назад.)

Отдохнули все ребята,
А теперь пора за парты.
(Дети садятся за парты.)

6) Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Дети кладут руки на плечи, производят ими вращение вперед - назад.)

А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» - на все на свете.
(Дети выполняют вращение головой в стороны.)

А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре – пять.
(Дети выполняют приседания.)

Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
(Дети выполняют ходьбу на месте.)
Мы размяться были рады,
Но пора опять за парты.
(Дети садятся за парты.)

7) Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!
(Дети выполняют бег на месте.)

Делаем вперед наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
(Дети выполняют наклоны.)
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
(Дети выполняют вращение прямыми руками.)

Начинаем приседать –
Раз – два – три – четыре – пять.
(Дети выполняют приседания.)
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
(Дети выполняют прыжки.)

Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
(Дети выполняют потягивания руками вверх, потом - в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
(Дети садятся за парты.)

8) Приседаем, раз – два – раз!
На зарядку, первый класс!
Сели – встали, сели – встали,
Ноги хорошо размяли.
(Дети выполняют приседания.)

Наши плечи разминаем,
Ручки взад – вперед вращаем.
(Дети пальцами разминают плечи, выполняют вращения руками вперед - назад.)
А теперь их разогнем
И опять вращать начнем.
(Дети выполняют вращения прямыми руками вперед и назад.)

Раз – два – три, теперь все вместе
Дружно ходим мы на месте.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)
Руки в стороны и вверх.
(Дети выполняют потягивания руками вверх и в стороны.)
Сели. Взялись за пример.
(Дети садятся за парты.)

9) Будем ноги поднимать,
Раз – два – три – четыре – пять.
Выше поднимай коленки,
Не ленись на переменке.
(Дети поднимают согнутые в коленях ноги, стараясь коснуться коленом груди.)

Головой покрутим резво,
Вправо - влево, вправо – влево.
(Дети выполняют вращение головой.)
И попрыгаем на месте –
Ноги врозь и ноги вместе.
(Дети выполняют прыжки на месте.)

Переходим на ходьбу.
Выше ноги. Стой: раз – два!
(Дети выполняют ходьбу на месте.)
Мы зарядку делать будем, чтоб не болела голова.
(Дети садятся за парты.)

10) Надо плечи нам размять,
Раз – два – три – четыре – пять.
Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
(Дети одну руку поднимают вверх, другую руку опускают вниз, рывками меняют положение рук.)

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Дети рывком поднимают ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом - другую.)

Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До мысочка дотянись.
(Дети наклоняются и достают правой рукой левую ступню, потом левой рукой – правую ступню.)

Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.
(Дети садятся за парты.)

11) Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(Дети выполняют повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова.
(Дети выполняют вращение головой в стороны.)

Приседания у нас,
Приседает целый класс.
Раз – два – три – четыре – пять,
Ноги надо нам размять.
(Дети выполняют приседания.)

Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте.
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

От разминки польза есть?
Что ж пора за парты сесть.
(Дети садятся за парты.)

12) Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Дети выполняют вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Дети выполняют повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз – два – три – четыре – пять.
(Дети выполняют приседания.)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Дети выполняют потягивание руками вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)

13) Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились
И еще раз повторили.
(Дети выполняют наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счету,
Раз – два – три – четыре – пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать.
(Дети выполняют приседания.)

А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз – рывок и два рывок.
(Дети выполняют рывки руками перед грудью.)
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты.)

14) Крутим мельницу вперед:
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом наоборот
Будем мельницу вращать.
(Дети выполняют вращение прямыми руками вперед - назад.)

Подтянуть к груди колено
И немного постоять.
Научитесь непременно
Равновесие держать.
(Дети поднимают согнутые в коленях ноги, как можно выше.)

Ноги врозь, на пояс руки.
Надо спинки нам размять.
Наклоняться будем, ну-ка,
Не спешить, не отставать!
(Дети выполняют наклоны в стороны и вперед.)

Хорошо мы отдохнули
И к учебе вновь вернулись.
(Дети садятся за парты.)

15) Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока.
(Дети поднимают одну руку – вверх, другую – вниз, рывками меняют руки.)

Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
(Дети выполняют повороты туловища – в стороны.)

Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в теплой луже.
Прыг – и нет комара!
Вот веселая игра.
(Дети выполняют из глубокого приседания - прыжок вверх.)

Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
(Дети выполняют потягивания руками вверх.)

Руки в стороны потянем
(Потягивания – руки в стороны.)
И за парты снова сядем.
(Дети садятся за парты.)

16) Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Дети выполняют наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Дети выполняют рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Дети выполняют вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

17) На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз!
(Дети поднимают одну прямую руку вверх, другую руку опускают вниз, рывком меняют положение рук.)

Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
(Дети ставят руки – перед грудью, производят рывки руками.)

Раз – вперед наклонимся.
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
(Дети выполняют наклоны вперед, назад и в стороны.)

Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз – два – три – четыре – пять.
Кто там начал отставать?
(Дети выполняют приседания.)

На ходьбу мы перейдем,
(Дети выполняют ходьбу на месте.)

И урок наш вновь начнем.
(Дети садятся за парты.)

18) Руки резко вверх поднимем,
А потом быстрей опустим.
Раз – два, три – четыре.
Машем крыльями, как гуси.
(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем?
(Прыжки на одной ножке.)

Спину тоже разминаем,
Взад - вперед ее сгибаем.
(Наклоны вперед – назад.)

19) Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны.
(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой – вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивания – руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернемся.
(Дети садятся за парты.)

20) Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз – два, раз – два, раз – два – три,
Упражненье повтори.
(Одна прямая рука – вверх, другая – вниз, рывком менять руки.)

А теперь мы приседаем.
Сколько будет два и шесть?
Быстро – быстро сосчитаем.
Столько раз должны присесть.
(Приседания.)

Корпус влево мы вращаем,
Три – четыре, раз – два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом – влево и вправо.)

Мы размяться все успели,
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)










Упражнения для глаз в режиме дальнего зрения на уроках математики

Одной из наиболее фундаментальных проблем, вытекающих из образа жизни в условиях научно - технического прогресса и имеющих огромное значение является опережающее переключение зрительного анализатора из сигнально – поисковой системы в пространстве в орган напряженного зрительного труда, во многом научно не организованного. Следствием этого у детей является нереализованный потенциал физического, функционального и психического развития, в т. ч. распространенный характер школьных форм патологии: нарушение осанки, нервно – психических дисфункций, близорукости.
Проблема направленного формирования зрительной системы в процессе формирования человека перерастает в проблему здоровья. Медико-педагогические проработки существующих программ и технологий воспитания и обучения детей в школах позволяют констатировать, что они, к сожалению не только не имеют специальных программ направленного формирования зрительной системы, но нередко находятся в противоречии с естественным ходом ее развития, угнетая тем самым данный процесс.
В интересах здоровья подрастающего поколения и общества в целом назрела необходимость интеграции интересов образования и здравоохранения.
Рекомендуемый комплекс упражнений учитывает медико-педагогические подходы интеграции обучения и формирования здоровья детей. Данные упражнения рекомендуется включать в уроки в начальных классах. Кроме корректировки проблем со зрением, они направлены на формирование математических представлений учащихся начальных классов.

Данные упражнения можно включ

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ